Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи"
консультация

Ралкова Евгения Сергеевна

Памятка "Обследование и развитие всех компонентов речи". Используя данный материал, родители самостоятельно могут оценить речевое развитеие ребенка, а также воспользоваться им для дальнейшего развития речи своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по обследованию

 и развитию всех компонентов речи.

Артикуляция и звукопроизношение

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 4- 5 упражнений за раз.

2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых 4-5 упражнений новым может быть только одно, остальные даются для закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для постановки свистящих звуков.

«Улыбка» - губы плотно сжаты и                           «Заборчик» -  зубы плотно сжаты,

               растянуты в широкую улыбку.                                      губы в широкой улыбке.

Удерживаем положение 8-10 секунд.                          Удерживаем положение 8-10 секунд.

                                                                                             

«Чистим зубки» - рот открыт,

гладим  кончиком языка вправо- влево,

вверх- вниз нижние резцы

(с внутренней стороны)

Выполняем упражнения 15-20 раз.

Упражнения для постановки шипящих звуков.

  «Бублик»- зубы сомкнуты, губы                                    «Вкусное варенье»- рот широко открыт,       вытянуты вперед, образуют круг.                             широким кончиком языка облизываем верхнюю  губу,

Удерживаем положение 8-10 секунд.                                  движениями сверху - вниз 10-15раз

                                                                                                                         

«Чашечка »- рот широко открыт,

вытягиваем язык вперед и поднимаем

боковые края, образуя чашечку.

Удерживаем положение 8-10 секунд.  

Упражнения для постановки звука Л.

«Грибок»- рот широко открыт,                                               «Маляр»- рот широко открыт,

присосать язык вдоль неба.                                                           кончиком языка гладим небо

Удерживаем положение 8-10 секунд.                                           движениями вперед-назад.

«Качели»- высунуть язык, выполнять

поочередно движения к носу, подбородку.

Выполнять движения 10-15 раз

Упражнения для постановки звука Р.

«Гармошка» - язык плотно присосать                                     «Лошадка» - рот широко открыт,

к небу, открываем и закрываем рот,                                           щелкаем кончиком языка.

растягивая подъязычную уздечку.                                            Выполняем упражнения 10-15 раз.

Выполняем упражнения 10-15 раз.

«Барабан» - рот широко открыт,

стучим кончиком языка по альвеолам

(бугорки за верхними зубами),

произнося звук похожий на Д.  

Выполняем упражнения 15-20 раз.

  Фонематический слух

(Способность узнавать и различать звуки родного языка)

  1. «Хлопни как  Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
  2. «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…

БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,

СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.

  1. Назови  первый звук, назови  второй Э-О, Ы-И, А-У…
  2. Покажи картинки на заданный звук.
  3. Покажи где:

Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…

Лексика

  1. Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
  2. Обобщающие понятия:
  • рука, нога, живот, голова, спина - части тела
  • лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
  • яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
  • медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
  • корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
  • учитель, повар, строитель, врач, продавец-  профессии
  1. Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
  2. Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
  3. Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
  4. Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный..)
  5. Знание цветов, форм.

Грамматический строй речи

  1. Правильное употребление предлогов
  2. Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
  3. Изменение существительных по падежам
  4. Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
  5. «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)

Связная речь

  1. Пересказ

Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.

  1. Составление рассказа по серии картин.
  2. Составление рассказа по сюжетной картине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию просодического компонента речи у дошкольников.

Перспективный план по развитию основных просодических элементов речи (дыхания, темпа, ритма, мелодики, модуляции голоса) у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

консультация для педагогов "Развитие всех компонентов устной речи"

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.Наша задача, как педагогов в сложившейся сит...

Пакет схем-моделей для развития всех компонентов речи

Адаптировала и модифицировала с учётом специфики коррекционного процесса современные разработки по технологии моделирования (Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьёвой, А. А. Нестеренко), сформировала пакет схем-...

Семинар "Современные педагогические технологии в развитии всех компонентов калмыцкой речи"

Оказание методической помощи педагогам  по использованию    современных педагогических  технологий  в  обучении дошкольников  калмыцкому языку....