Главные вкладки

    Лекция на родительском собрании по теме: «Что такое суицид и как с ним бороться»
    методическая разработка на тему

    Дорохова Анна Евгеньевна

    Лекция на родительском собрании по теме: «Что такое суицид и как с ним бороться»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лекция на тему: «Что такое суицид и как с ним бороться» (слайд 1)

    Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь близкому человеку или просто знакомому, сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения...

    Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни, переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения.

    В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

    Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал: «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи», причем он может проявляться в виде вызывающего поведения. Также подросток может пытаться манипулировать другими, например, девочка принимает большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней. Другой вариант – стремление наказать других, возможно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; действие спиртного или наркотиков – все это примеры мотивирующих факторов.

    Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделим 4 основные причины самоубийства: (слайд 2)

    • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
    • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
    • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
    • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

    Что нужно знать о суициде?

    По статистике ежегодно в России совершается около 70 тысяч самоубийств, из них добровольно уходят из жизни около 12 тысяч подростков. И поскольку суицид каждый год угрожает жизням многих тысяч молодых людей, все люди, контактирующие с подростками должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться” и обладать достоверной информацией, которая необходима для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде близкому человеку или знакомому.


    Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. (слайд 3)

    Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

    Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. За последние годы средний возраст суицидентов опустился до границы десяти лет.

    Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение в детском возрасте связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, и только с 14 – 15 летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 – 19 годам.

    Реальное понятие о смерти у ребенка формируется лишь к 11 – 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живыми и умершими. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами занятий или конфликтами.

    Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность.

    Несколько иная картину суицидального поведения наблюдается в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе шантажа. Лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), а в 90 % - это крик о помощи.


    Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения. (слайд 4)

    Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.


    Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить. (слайд 5)

    Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

    В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

    Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. (слайд 6)

    Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Поэтому некоторые родители, учителя, психологи намеренно избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

    На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.


    Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству. (слайд 7)

    От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.


    Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы. (слайд 8)

    Поскольку суицидальное поведение принято считать ”ненормальным” и “нездоровым”, многие ошибочно полагают, что суициденты “не в себе”. Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто суициденты опасны не только для самих себя, но и для других.

    Да, суициденты могут вести себя как “психи”, однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.

    Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

    Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.


    Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. (слайд 9)

    Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.


    Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. (слайд 10)

    Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

    Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

    Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.


    Важная информация № 9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. (слайд 11)

    Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

    Наверно, ты согласишься, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.

    На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.


    Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. (слайд 12)

    Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

    Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

    Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый. (слайд 13)

    Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. Самоубийства совершаются людьми различных психологических типов. Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определённо указывающей на вероятность его возникновения, не обнаружено. Не существует так называемого типа «склонных к самоубийству». Всё зависит от силы психотравмирующей ситуации и её оценки как непереносимой. Вместе с тем, наибольшей уязвимостью, склонностью к суициду обладают подростки отличающиеся акцентуированными, гипертрофированными и психопатическими чертами характера.

    Информация № 12 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство! (слайд 14)

    От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

    Для истинных суицидов характерно наличие пресуицидального периода и продолжительность конфликтной ситуации. И в это время окружающие должны обратить внимание на человека, помочь ему, поддержать, ведь в большинстве своем суицидентам просто не хватает человеческого внимания, тепла и заботы. Поэтому необходимо и самому быть «сильным» человеком, и быть внимательным к окружающим людям.

    (слайд 15) и раздать памятки родителям

    По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.

    При выявлении детей, включенных в суицидогенную ситуацию, необходимо немедленно обратиться за квалифицированной помощью в психологическую службу.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Уважаемые родители!

    Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

    • снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
    • отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
    • пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
    • внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
    • заметное снижение (повышение) аппетита;
    • снижение веса;
    • заметное снижение либидо;
    • снижение энергии;
    • повышенная утомляемость.
    • Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.


    Уважаемые родители!

    Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром.

    У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

    • снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
    • отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
    • пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
    • внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
    • заметное снижение (повышение) аппетита;
    • снижение веса;
    • заметное снижение либидо;
    • снижение энергии;
    • повышенная утомляемость.

    Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.

    Уважаемые родители!

    Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром.

    У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

    • снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
    • отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
    • пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
    • внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
    • заметное снижение (повышение) аппетита;
    • снижение веса;
    • заметное снижение либидо;
    • снижение энергии;
    • повышенная утомляемость.

    Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2.

    Предполагаемые вопросы родителей по теме лекции.

    Среди населения существует определенное мнение о суицидальном поведении, однако в ряде случаев оно не совпадает с реальным положением вещей: 

    Мифы

    Реальность

    1. Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.

    1. Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85% из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами.

    2. Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить.

    2. Кризисный период имеет определенную продолжительность и потребность в самоубийстве у подавляющего числа людей является лишь временной. В этом периоде человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

    3. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».

    3. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки как непереносимой.

    4. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

    4. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Родители и педагоги должны знать «знаки беды», т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.

    5. Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.

    5. Большинство людей, в том числе и подростков, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях родителям, педагогам, друзьям, но их либо не понимали, либо не придавали значения их словам.

    6. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

    6. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

    7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит этого снова.

    7. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые 1-2 месяца.

    8. Влечение к самоубийству передается по наследству.

    8. Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или попыток самоубийства, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости здесь нет.

    9. Снижению уровня самоубийств способствует активная пропагандистская работа в средствах массовой информации, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.

    9. Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В беседах с подростками необходимо осуждать не сам факт суицида, а какими способами помимо самоубийства можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.

    10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания.

    10. Употребление алкоголя с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ: «ЧТО ТАКОЕ СУИЦИД И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?» Подготовила: Дорохова А.Е.

    Слайд 2

    Основные причины самоубийства: Изоляция; Беспомощность; Безнадежность; Чувство собственной незначимости.

    Слайд 3

    Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

    Слайд 4

    Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

    Слайд 5

    Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

    Слайд 6

    Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

    Слайд 7

    Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

    Слайд 8

    Важная информация № 6. Суициденты , как правило, психически здоровы.

    Слайд 9

    Важная информация № 7. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

    Слайд 10

    Важная информация № 8. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.

    Слайд 11

    Важная информация № 9. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

    Слайд 12

    Важная информация № 10. Самоубийство может совершить каждый.

    Слайд 13

    Информация № 11 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

    Слайд 14

    Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака: снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной; отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают; пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени; внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация; заметное снижение (повышение) аппетита; снижение веса; заметное снижение либидо; снижение энергии; повышенная утомляемость. Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лекция для родителей «Что такое суицид и как с ним бороться»

    Лекция для родителей о суицидальном поведении с конкретными рекомендациями....

    Что такое суицид и как с ним бороться

    Данный классный час может быть использован в работе с учащимися 9 - 11 классов. В нем затронута актуальная тема - проблема суицида среди подростков. К классному часу прилагается дополнительный материа...

    Лекция для родительского собрания на тему: « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»

    Большую роль играет в решении этой проблемы семья.У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопро...

    Родительское собрание на тему: "Что такое снюс и почему в группе риска – дети"

    Разработка родительского собрания для родитей 6 классов на тему "Что такое снюс и почему в группе риска-дети"...

    Разработка родительского собрания на тему «Что такое нейродермит?» (в рамках здоровьесберегающих технологий)

    Цель: определение того, что такое нейродермит и причины его возникновения.Задачи:Сформировать у родителей знания о симптомах нейродермита у детей;Ознакомить с профилактикой и лечением этого заболевани...