Выступление на общешкольном родительском собрании
материал на тему

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rodit.sobranii.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд №1)

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

                                                                  «Малая родина – это не только вечный

                                                                    спутник нашей жизни. Она опора

                                                                    нашего духа, смысл наших трудов,  

                                                                    вершитель наших судеб».

                                                                                                                                                                                                                                                               Ион Друце

           Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию, формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей школе есть семьи, мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением социального положения семей.

В результате:

  • утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа жизни;
  • во многих семьях не достает духовной близости  между родителями и детьми;
  • в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства;
  • старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому поколению.

             Решение этих проблем особенно актуально в классах , где есть дети из асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие учащимся чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе, родине. Работая с детьми среднего и старшего  школьного возраста, строю занятия в следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи, родному дому, затем к природе родного края, к малой родине.

            (Слайд №2) Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, школа, родной поселок, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в духовной и эмоциональной  близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на благо родины.(Слайд №3)

             Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка, формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть стихов, пословиц, поговорок.(Слайд №4)

             Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту  и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

             Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о  родной природе, родине, написанные специально для  школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.(Слайд№5)

            Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица Родины. Знакомя учащихся  с малой родиной, я обращаю их  внимание на достопримечательности, памятники погибшим воинам.

            (Слайд№6) Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

            Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Небо, солнце, звезды. Но нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть — еще не значит видеть. (Слайд№7) Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

             (Слайд №7) Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение  школьников среднего звена к традициям народа. На классных часах «Служу Отечеству»,  «Урок мира», «День учителя», «День пожилых» я рассказываю детям о таких традициях, как чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.

             (Слайд №8) Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-земляки в годы войны» я рассказываю учащимся о героизме людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.

Ребенку важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

(Слайд №9) Ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Учащиеся среднего звена знают, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развивается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Найди флаг своей страны, республики, города», «Какие цвета изображены на флаге России, Башкортостана».

 Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления школьников с родным краем, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

             Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний школьников. Дети узнали много нового о нашем городе, о его достопримечательностях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

         Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей среднего школьного возраста.

     Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей среднего   школьного возраста чувства любви к Родине, родному дому, семье, считаю умение воспитанников:

  • понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
  • осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
  • изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
  • уважать традиции старшего поколения;
  • понимать сущность социальных ролей:

           Муж: обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством.

           Жена: отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, умением прощать,  

           любовью к  детям.

           Сын: бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе  

            по дому, умеет держать данное слово.

           Дочь: заботиться о благе своей семьи, покое старших, умеет и любит трудиться.

     Таким образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю, родине.(Слайд № 10)

Человеку нужен человек,
Чтобы пить с ним горьковатый кофе,
Оставаться рядом на ночлег,
Интересоваться о здоровье.

Чтобы улыбаться просто так,
Чтоб на сердце стало потеплее,
Чтобы волноваться: «Там сквозняк!
Надевай-ка тапочки скорее».

Человеку нужен человек,
Позвонить ему, послушать голос:
«А у нас сегодня выпал снег.
Как ты без меня там? Беспокоюсь!»

Чтобы был приятель, друг, сосед,
И еще сопящая под боком,
Без которой счастья в жизни нет,
Без которой очень одиноко…

(Слайд №11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Быть рядом с ребенком"

Каждый родитель хотел бы воспитатьсовего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем нелегкий труд.Русская пословица говорит : "Не мы на детей походим, а они на нас"...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: Вред пива и пивной алкоголизм.

Цель данного выступления: Показать опасное влияние алкоголя на здоровье человека. Сформировать у родителей представление о вреде пивного алкоголизма. Показать отрицательное влияние алкоголя...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Азбучные истины Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не пере...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Информация о детском телефоне доверия"

Разработка выступления на общешкольном родительском собрании уполномоченного по правам ребёнка по теме "Информация о детском телефоне доверия" включает в себя презентацию и сопроводительный текст к не...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».

Выступление на общешкольном родительском собрании в коррекционной школе VIII вида  «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....