Психологическая готовность ребёнка к школе
консультация на тему

Марченко Ольга Викторовна

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе, готовность в сфере общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole_v_sfere_obshcheniya.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе (как с детьми, так и с учителем). Ребёнок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

        Сфера общения включает:

  • Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
  • Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
  • Развивающиеся способности справляться с ролью ученика в ситуации школьного обучения.

        Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми на основе потребности в совместной деятельности.

Важные компоненты социально-психологической готовности к школе:

  1. Умение налаживать контакты с другими (облегчает процесс адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям);
  2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками, проявляя:

-- доброжелательность

-- уважение к товарищам

-- общительность

-- готовность проявить сочувствие.

        Наличие этих черт  способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

  1. Предпосылки включения в школьный  коллектив формируются ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок участвует  в совместной деятельности со сверстниками в группе. Что должны уметь дети:

-- уметь согласовывать действия с другими;

-- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

C:\Users\Admin\Desktop\imgpreview.jpeg

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

        

        Уже к 6 годам у ребёнка происходит формирование основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  • Поставить цель
  • Принять решение
  • Наметить план действий
  • Исполнить намеченный план
  • Проявить усилие в случае  возникновения препятствий
  • Оценить результат своего действия.

        Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности родители должны делать на воспитании (формировании) мотивов достижения цели, а именно:

-- не бояться трудностей

-- стремиться преодолевать трудности

-- не отказываться от намеченной цели.

        Эмоционально-волевая готовность, это умение слушать + умение слушаться.

        Основной показатель развития готовности, является проявление самостоятельности ребёнка. Если ребёнок ежедневно, без напоминания выполняет какие-либо обязанности или поручения, то считается, что ребёнок уже начал проявлять волевую готовность.

        Как развить волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:

-- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение (отмечать словесно о хорошем результате)

-- учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.

2.  Развивать самоконтроль:

-- использовать игры по типу «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и Нет не говорить…»

3.  Хорошо, если ребёнка, так же, будут хвалить сверстники.

4.  Развивать стремление действовать по моральным мотивам

5. Развивать уверенность в своих силах, через создание ситуации успеха.

                Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций ребёнок должен уметь регулировать своё настроение, проявлять эмоциональную устойчивость. Ребёнок должен уметь откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию (сочувствие). В этом возрасте дошкольник обладает яркими эмоциями, но они поверхностны, так же у ребёнка может быстро меняться настроение, он может быстро переключаться, поэтому родители должны  стремиться к развитию следующих качеств:

  • Устойчивости чувств
  • Глубины чувств и эмоций
  • Осознания причин появления тех или  иных эмоций
  • Эмоционального предвосхищения (осознание ожидания успеха или неудачи).

        В развитии готовности в сфере общения, волевой и эмоциональной готовности также может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки)…

        МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ, зачем я иду в школу? За пятёрками? Потому что мама заставляет? Чтобы быстрее вырасти? Чтобы потом получить профессию? Играть? Нет! В школу я иду, чтобы учиться: читать, писать, решать, узнавать новое. Работать. Будет трудно, но я преодолею трудности. Знания – это сила!

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=405204731-29-72&n=21

        

Готовность детей к школе

в сфере общения и  

эмоционально-волевой сфере.

Информация подготовлена

педагогом-психологом

 МБДОУ №5 «Звёздочка» г.Охи

О.В. Марченко

пн, ср, пт   8.00 – 15.00

вт, чт   11.00 – 18.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе

Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....

Речевая готовность ребёнка к школе.

В данном материале говорится о речевой готовности ребёнка к школе...

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Теоретический материал о психологической готовности ребёнка к школе для педагогов и родителей...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? Как понять готов ли ваш ребёнок к школе? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в данной публикации....

Для родителей будущих первоклассников: «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? К...