Родителям. Склонность подростка к бродяжничеству
статья

Чабан Любовь Александровна

Побеги из дома могут начаться с дошкольного возраста, во время начального обучения в школе, наиболее критический возраст - 10-13 лет. Опасность ухода из дома несовершеннолетних чревата «включением в современную преступность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam._sklonnost_podrostka_k_brodyazhnichestvu.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Склонность подростка  к бродяжничеству

Побеги из дома могут начаться с дошкольного возраста, во время начального обучения в школе, наиболее критический возраст - 10-13 лет. Опасность ухода из дома несовершеннолетних чревата «включением в современную преступность».

 На первый  план выходят преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, разбои. Высока доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При этом "современная»  психиатрия включает уходы и бродяжничество в диагностические критерии расстройств поведения -  F91 МКБ - 10 без указания нозологической принадлежности и особенностей их формирования"

К факторам риска  ухода из дома относят:

1) биологические факторы - агрессивный и возбудимый характер у матери, пубертатный возраст;

2) социальные факторы - депривационные жизненные ситуаций, включающие плохие материально-бытовые условия проживания; не работающие родители; воспитание по типу безнадзорности; конфликтные отношения в семье; длительное пребывание в асоциальной семье и позднее помещение ребенка в государственное учреждение.; непосещение детских дошкольных образовательных учреждений; школьная дезадаптация за счет несвоевременного начала обучения, отсутствия мотивации к учебе, систематические пропуски занятий;

3) конституционально-психологические особенности - неустойчивые черты характера с выраженной общительностью, импульсивностью, высокой поисковой активностью, эмоциональной и мотивационной неустойчивостью;

4) нарушения психологического развития - задержка развития на первом году жизни; в дошкольном возрасте - нарушения сна, двигательное беспокойство, эмоциональная лабильность, наличие аффективных вспышек и агрессивности;

5) закрепление инфантильных форм поведения - несформированность эмоционально-волевой регуляции, отсутствие адекватных представлений о себе, заниженный уровень самооценки, отсутствие ориентации на будущее;

6) диссоциальные поступки - склонность ко лжи, к разрушениям, поджогам, правонарушениям, сексуальным посягательствам.


При психокоррекционной работе с подростком необходимо учитывать побудительные причины для занятия бродяжничеством:

  1. Слабая успеваемость в школе, которую родители пытаются улучшить, фрустрируя подростка, лишая его прогулок, возможности общения с референтными для него лицами, участия в подвижных играх. Такая зависимость может обусловить принуждение к соучастию в преступлении, насилие и унижение. Психокоррекционная работа проводится, в первую очередь, с родителями подростка.
  2. Повышенная активность подростка. В данном случае бродяжничество дает возможности реализации такой активности. Этот вид зависимости может быть исправлен при помощи создания подростку условий для самореализации в положительных  сферах  деятельности,  например, в спорте.
  3. Ответная реакция на физические наказания родителями – оппозиция по отношении к ним. Здесь самое важное профилактическое мероприятие – восстановление духовных связей с семьей. Задачей коррекции будет устранить все, что  вредно  отражается  на  нервно-психическом  здоровье ребенка. "Подросткам, склонным к бродяжничеству, следует формировать чувство уверенности и успеха, им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности на содержательное осмысление деятельности и конкретное её планирование".
  4. Многие девочки убегают из дома после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить ее от этого. Психокоррекционная работа в данном случае заключается в изоляции насильника, психологической помощи жертве насилия.
  5. Неблагополучная семья, в которой родители пьют, не работают, а также занимают неправильную педагогическую позицию – авторитарный стиль воспитания, при котором излишний контроль со стороны родителей вызывает у подростка необходимость эмоциональной разрядки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям детей- подростков

О психологических особенностях детей подрасткового возраста. Общение родителей с подростками....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

Мониторинг склонности подростков к социально-рискованному поведению

Мониторинг склонности подростков к социально-рискованному поведению...

Практикум для родителей «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Цель собрания: Формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи:1. Выявление профессиональных интересов и склонносте...

Склонность подростка к бродяжничеству

Склонность подростка  к бродяжничеству...