Родительское собрание на тему "Возрастные особенности 5-классников"
материал (5 класс)

Монгуш Алдынай Валерьевна

-  Лекция родителям на тему "Возрастные особенности 5-классников";

- анкетирование для родителей;

- анкетирование для детей;

- советы и памятки родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_pyatiklassnikov_rod_sobranie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№2 им. Т.Б.Куулар пгт.Каа-Хем

Учитель английского языка Монгуш Алдынай Валерьевна

Класс : 5 «А»

Время проведения род.собрания: конец первой четверти

Родительское собрание на тему

«Возрастные особенности пятиклассников»

Особенности развития младшего подростка

В 5 классе начинается новый этап в жизни ребенка, он становится подростком и переходит учиться в среднюю школу.  Изменяются требования.

Но меняются и дети. Часто даже учителя, которые работали с ними в начальной школе, не узнают их. Что же в них изменилось?

Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития – отрочество. Не у всех этот переход осуществляется одновременно, поэтому в одном классе могут учиться дети, психологические особенности которых резко различаются из-за того, что они находятся в разных возрастных группах.

Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени.

Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс – самый удачный возраст для обучения оптимальной стратегии обучения. Научите ребенка рационально учить уроки, распределять время, читать, выделяя главное. Иначе «стратегия третьеклассника» в обучении будет препятствовать в дальнейшем успешному усвоению знаний.

Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение  структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.

Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие.

Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.

И еще несколько советов родителям пятиклассников:

1.      Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.

2.      Найдите время познакомиться со всеми учителями своего ребенка. Чем раньше вы это сделаете, тем легче будет разрешить проблемы, возникающие в процессе обучения.

3.      Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.

4.      У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.

5.      На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.

6.      Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!

Упражнение “Экзамен для родителей”.

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Они могут быть оформлены на своеобразных “билетиках” – цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Одни из вопросов – парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы – одиночные – ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

№ 1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?

№ 1. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 13

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе? – 32 часа

№ 3. Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?

№ 3. Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 11 учителей

№ 4. Кто “новенький” в классе?

№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

№ 6. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

№ 6. Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

№ 7. Какие факультативные курсы были предоставлены детям для изучения в 4 классе?

№ 7. Какие факультативные курсы предоставлены детям для изучения в 5 классе? (Русская словесность, Решение математических задач, разговорный французский язык).

Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество положительных ответов.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

С ребятами также было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.

Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

 

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

 

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

приказы, команды, угрозы 

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры 

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

высмеивания, обвинения 

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений 

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

 

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

И поэтому эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Джона Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти всемогущим»

Анкета для учителей-предметников.

_____________________________________________________________________________________

(ФИО, предмет)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другим пятым классом)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

_______________________________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для учителей-предметников.

_____________________________________________________________________________________

(ФИО, предмет)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другим пятым классом)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

_______________________________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

       

       ребёнка бьют;

·         над ребёнком издеваются;

·         над ребёнком зло шутят;

·         ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

·         родители заведомо лгут;

·         родители пьют, устраивают дебоши;

·         родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

·         родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;

·         родители не умеют одинаково любить своих детей;

·         родители ребёнку не доверяют;

·         родители настраивают ребёнка друг против друга;

·         родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;

·         вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

·         родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;

·        родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

«Золотые» правила воспитания

·         Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

·         Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

·         Не давайте ребёнку несбыточных обещаний и надежд.

·         Не ставьте ребёнку каких бы то ни было условий.

·         Будьте тактичны и сдержаны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

·         Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе.

·          Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чего-либо.

·         Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

·         Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

·         Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть.

·         Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

·         К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....

Презентация для проведения родительского собрания по теме: Особенности ГИА и ЕГЭ в 2012-2013 учебном году. Работа создана Барбашовой Натальей Алексеевной учителем географии и экономики МКОУ СОШ № 251 г. Фокино

Презентация полезна классным руководителям девятых и одиннадцатых классов, а также родителям т.к. даёт ответы на многие вопросы и разъясняет особенности выпускных экзаменов в этом учебном году....

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками....

Родительское собрание на тему "Особенности общения с ребёнком в семье", 5 класс

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — основные принципы общения ...

Родительское собрание "Психологические возрастные особенности подростков"

Материал родительского собрания предназначен для родителей учащихся 7-8 классов и будет полезен для классных руководителей.  Материал  состоит из  конспекта собрания и мультимедийнуой п...

Родительское собрание № 1 «Возрастные особенности старшего подросткового возраста»

Данное родительское собрание проводилось в начале 2013-2014 учебного года. Родителям было рассказано о возрастных особенностях детей 14-15 лет. В конце собрания им были даны практические рекомендации....