Родительское собрание "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам"
материал (6 класс)

Алякина Елена Ивановна

Цель родительского собрания:

интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся.

Задачи собрания:

. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий обучающихся класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

3. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме

«Учебный труд подростка.

Помощь родителей в учении шестиклассникам»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти»

                                                Плутарх

Цель родительского собрания: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся.

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий обучающихся класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

3. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

План проведения.

  1. Орг. Момент.
  2. Доклад классного руководителя по теме.
  3. Выступление учителей-предметников.
  4. Обмен опытом родителей.
  5. Знакомство с рекомендациями педагогов «Как готовить домашние задания», «Как слушать учителя на уроке».
  6. Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий.

Ход собрания.

  1. Организационный момент.

  1. Доклад классного руководителя.

Учение – ведущий вид деятельности школьников, его центральная задача – усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требования к навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объём и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности.

Например, в курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творчески выполнять задания, самостоятельно приобретать знания.

Если в 4-5 классах в курсе литературы школьники должны были научиться составлять план небольшого эпического произведения, собственного устного и письменного высказывания, давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, то в 6 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. Так, в 6 классе ученики должны уметь составлять сложный план собственного устного и письменного высказывания.

Ученики в этом возрасте в соответствии с программой по русскому языку должны научиться использовать цитаты и выделять их.

По истории закрепляются, отрабатываются следующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов.

При изучении биологии 6 класса подростки должны уметь анализировать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать выводы, связанные с содержанием учебного материала, ориентироваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос.

Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А.Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим учёным»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее характерны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоутверждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).

Эти данные говорят сами за себя: 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, традиционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление обучения к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Если говорить о школьниках 4-5классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80% изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям любимого учителя и задания желанны.

Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактом), сколько с собственными интересами.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда – это потребность в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, чевствовать сто-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75% школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководствоваться в период профессионального самоопределения.

На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.

Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».

Бросается в глаза то, что отсутствием интересов у своих детей обычно обеспокоены родители активные, не жалеющие времени и сил для того, чтобы составить список лучших книг, добыть аквариум, записать ребенка в труднодоступный кружок. Такая гиперактивность родителей, как это ни парадоксально, часто является одной из главных причин отсутствия подлинных интересов у детей.

Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой или ищут её в интернете.

Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запоминать материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начинать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять её с задачей «выучить».

Важное умение, которое должно качественно совершенствоваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, - умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Так, с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик всё чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Контроль и самооценка являются наиболее удобными для всяких посторонних влияний.

Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т.е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выставляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, искренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказания, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или родителями), с классным руководителем. Не забывайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел – это поговорить с их школьными товарищами.

Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мнений о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребёнку. Если в процессе воспитания ребёнок усваивает мысль, что он хороший, и всё, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не более, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребёнком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.

  1. Выступление учителей-предметников.

  1. Обмен опытом родителей.
  2. Памятка «Как готовить домашние задания».

  • Ежедневно и тщательно записывайте в дневник все домашние задания.

  • Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и тоже время (с 16 – 18 часов).

  • Готовь уроки всегда в одном и том же месте.

  • Правильно организуй своё рабочее место, убери всё лишнее со стола, выключи радио и телевизор.

  • Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.

  • Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут.

  • Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.

  • Пользуйся словарями и справочниками.

  • После выполнения письменной работы тщательно проверь её.

  • Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.

  • Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.

  • После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.

Памятка «Как слушать учителя на уроке»

  • Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

  • Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль лобычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

  • Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.

  • Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.
  • Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
  1. Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий.

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребёнка:

  • Не сравнивайте его с умениями других детей.

  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение.

  • Создавайте условия для успешного выполнения домашнего задания.

  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

  • Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкции по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

  • Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

  • Для того чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам. Пользуйтесь интернетом.

  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

  • Если вы считаете, что ваш ребёнок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.

  • Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

  • Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы связанные с подготовкой домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников"

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников" Цель: Познакомить родителей с результатами окончания первой четверти, выявить причины снижения качества ...

Классное родительское собрание в 10 классе «Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении десятиклассникам.»

План проведения.1.   Доклад классного руководителя по теме.2.   Результаты анкетирования учащихся  10 кл (выступление классного руководителя)3.   Тестирование родите...

Родительское собрание «Взаимоотношения подростков с родителями»

Методический материал по ведению родительского собрания...

Классное родительское собрание по теме: "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учебе".

Материал классного  родительского собрания  по теме: "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учебе" поможет молодому учителю подготовиться по данной теме. К выступлению прилагаются "Памя...

Классное родительское собрание "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении старшеклассников"

Материалы данного родительского собрания адресованы тем родителям, дети которых испытывают сложности при подготовке домашнего задания. Данный материал демонстрирует рекомендации и для родите...

Классное родительское собрание на тему «Учебный труд подростка. Помощь родителей в учёбе шестиклассникам»

Задачи выступления:1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.2. Обсудить оп...

Родительское собрание в 6 классе «Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам»

План проведения.1.   Доклад классного руководителя по теме.2.   Результаты анкетирования учащихся  6 кл (выступление классного руководителя)3.   Тестирование родител...