Материалы для родителей
материал

Имехенова Людмила Юрьевна

Родительские собрания, памятки, анкеты для родителей, консультации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике подросткового суицида 

Согласно данным ВОЗ, ежегодно в нашей стране заканчивают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков, причем, эти цифры растут год от года.

Слайд 2

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека и делом не только личным, но и общественным.

Есть такая притча. «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще удерживался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь. Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… «Разве тебе безразлична судьба детей» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему необходима и воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Слайд 3

Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда  собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

Считается, что суицидом ребенок, впрочем, как и взрослый, пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от переживаний, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам, настоять на своем, отомстить, избежать ответственности.

Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид – это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным. Имеет значение и то, что не все дети осознают ценности жизни – ни своей, ни чужой. По мнению подростка, его жизнь – небольшая цена за то, чтобы отомстить обидчику. К примеру, девочка-спортсменка должна была выступать со своей командой, и она решила отпроситься с контрольной по математике. Учительница, женщина грубая и упрямая, ее не отпустила и резко отчитала – при всех. Команда проиграла. Все очень расстроились и девушка, которой вообще было свойственно преувеличенное чувство долга, сочла себя виноватой в проигрыше. В тот же день она написала записку «В моей смерти прошу винить…» - и выгребла всю домашнюю аптечку . К счастью девочка осталась жива… Смерть представляется детям в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков или тех, кто про него забыл. «Дай-ка я покажу, что может быть, если они меня потеряют», - думает подросток. 

Слайд 4

В 9-10 лет больше суициды совершают мальчики

4С 16-18 лет- девочки

Возраст 13-14 лет одинаково опасен как для девочек, так и для мальчиков

Слайд 5

Мифы о суициде

Дело в том ,что в обществе существует ряд мифов о суициде, и они мешают нам разглядеть грядущий суицид и оказать посильную помощь.

1 миф. Говорят, что человеку, который решил совершить суицид, очень сложно помочь.

Говорят, если человек захотел совершить сомоубийство, его нельзя отговорить, и чтобы ты ни делал, он исполнит задуманное. Это заблуждение. 

Молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов.

Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

Слайд 6

2 миф. Многие уверены, что человеку, который хочет покончить с собой, очень трудно, и для этого требуется специалист высокого уровня:

  • Но остановить человека от совершения рокового шага, оказать ему первичную помощь может любой.
  • Надо поговорить с ним, выслушать его и показать, что он важен для тебя здесь и сейчас.

Слайд 7

  1. Миф. О суициде нельзя говорить. Распространенное заблуждение, что если мы начнем говорить о нем, то тем самым мы подтолкнем человека к самоубийству.
  • Факт Беседа о самоубийстве снижает  риск его совершения. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них.
  • Открытый разговор с выражением искренней заботы и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства.

Слайд 8

  1. Миф. Общество живет в иллюзии, что с жизнью кончают либо психические больные люди, либо слабые, не способные справиться с проблемами.

               Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

 Все мы в той или иной  степени испытывали состояние, когда нам плохо, когда  мы чувствуем себя беспомощными.

Слайд 9

5 Миф .Считается, если человек шантажирует нас суицидом, то он просто хочет привлечь к себе внимание, и ничего собой не сделает. Это большое заблуждение-внешне кажущиеся демонстративные суициды очень часто заканчиваются летально.

•        Любая попытка суицида шантаж-это достаточно серьезный сигнал о том, что человеку плохо и ему нужна помощь.

•        Суть в том, что человек не будет привлекать себе внимание тогда, когда оно ему не нужно.

•        Суицидальная попытка-это всегда крик о помощи.

Слайд 10

Как заметить надвигающийся?

Суицидально опасная референтная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Слайд 11

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку, побеги из дома
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти

отсутствие планов на будущее, раздача личных вещей

Слайд 12

Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

Слайд 13

1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.

2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. 

5. Обратите внимание, какие сайты посещает ваш ребенок. Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете.

6. Обратите внимание, какие СМИ они читают, какие передачи смотрят по телевизору. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает ТВ или массовая литература. Суицидное поведение сверстников может стать подражательным.

Слайд 14

Как предотвратить суицид? Сформировать у подростка четкую установку:

«Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход»

Слайд 15

1.Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.

Через:

  • Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми социального риска
  • Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных 
    семей
  • Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям
  • Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям

Слайд 16

2. Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.

Охват асоциальных детей кружковой работой, занятиями в спортивных секциях, общественно-полезной нагрузкой.

  • Важна организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер… Не ругайте ребенка, не кричите на него, не скрывайтесь за маской равнодушия, не думайте, что он решил вас просто напугать. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Помните о том, что попытка суицида может быть еще. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку.

Слайд 17

Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может  обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.

На основании отчета о выполнения Министерством социальной защиты населения РБ плана мероприятий на 2016-2022 гг по реализации Концепции демографического развития на период до 2025г, наблюдается увеличение числа обращений на «Телефон доверия для детей, подростков и их родителей «Добрый друг», связанных с трудностями в обучении, обусловленными нарушением взаимоотношений со сверстниками и учителями, а также сложностью в усвоении учебного материала.

Слайд 18 

3. Преодолеть суицид помогает Проведение психологических классных часов по темам:

 в поисках хорошего настроения 
- профилактика курения
- учимся снимать

   усталость 
- толерантность 
- как преодолевать тревогу
- способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями

  • стресс в жизни человека, способы борьбы со стрессом
    - грани моего «Я»
    - я + он + они = мы 
    - способы саморегуляции эмоционального состояния «Как сказать Нет!»
    - Не сломай свою судьбу! (подросток и наркомания) и др.

Слайд 19

4. Преодолению критических ситуаций способствует Просмотр социальных роликов на популярном сайте Ютьюб

, таких как «Я не хочу жить, меня все достало», «Не думай о суициде» и т.д.

 

Слайд 20

5. Важную роль играет: Проведение правовых классных часов с учетом возрастных особенностей детей, по темам :

-что ты должен знать об УК РФ
- уголовная ответственность несовершеннолетних
- знаешь ли ты свои права и обязанности 

6.Так же, Организация психологических тренингов для подростков согласно следующим тематикам
- тренинг уверенности; 
- тренинг "Манипуляция: игры, в которые играют все" и др.

Слайд 21

7.Разработана система мероприятий профилактики суицидального поведения подростков

  •  Организация лекториев для педагогов и родителей.
  •   Психологическое тестирование  родителей
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося
  •  Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп
  •  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений
  •  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения.
  •  Формирование позитивного образа Я

Слайд 22

Организована работа с родительской общественностью

1.Родительские собрания по темам:

  • Как воспитать гармоничные отношения родителей и детей
  • Школа, семья и психологическое здоровье старшеклассников
  • Детская агрессия
  • Как реагировать родителям на эпатажность подростка
  • Проблемы профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь

Слайд 23

2. Лектории по темам:

-возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник);
- ошибки в воспитании детей; 
- шаги общения; 
- психологические особенности периода адаптации детей и подростков, формы родительской помощи и поддержки; 
- тревожность и ее влияние на развитие личности; 
- трудный возраст и советы родителям; 

- суицид и меры профилактики; 
- особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта; 
- чем и как увлекаются подростки; 
- куда и почему уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества; 
- уголовная ответственность несовершеннолетних; 
- как помочь ребенку справиться с эмоциями

Слайд 24  

3. Работа по просвещению родителей

Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями (лектории, совместные совещания, публикации в СМИ)

Слайд 25  

4. Публикации Памяток для родителей

Слайд 26 Например, Памятка «Как вести себя родителям, если они заметили признаки надвигающейся беды»

  • Во-первых не паниковать, паника только усугубит ситуацию.
  • Второе, попробуйте поговорить с ребенком по душам, честно и откровенно
  • Через сопереживание, через проработку травмы нужно научить ребенка разрешать ситуации адекватным способом.
  • Нужно чувствовать, замечать, признаки, что ребенку плохо.
  • Ведь не всегда ребенок прямо высказывает мысли о суициде, очень часто в период подготовки к суициду ребенок может начать просить у всех прощения, начинает раздаривать свои игрушки—это тревожный признак.

Слайд 27

Памятка «Как вести себя с суицидальным подростком»

  • Следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса.
  • Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.

Слайд 28   «Повышение самооценки подростка»

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни.


• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку, успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.


• Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)


• Детей важно принимать такими, какие они есть.


• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.


• Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей

Слайд 29

5. Проводится психологическое тестирование  отдельных категорий родителей на предмет выявления нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

6. Работа с неблагополучными семьями-Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам

7.Организовываюся совместные совещания-семинары работников правоохранительных органов, врачей- наркологов, педагогического коллектива и родителей , по вопросам эффективной воспитательно-профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи

Слайд 30

8. Проводится информирование по вопросу «Куда можно обратиться за помощью?»

МБОУ центр диагностики и консультирования комитета по образованию  г Улан-Удэ

адрес:  ул. Хахалова 8

телефоны указаны на слайде :+7(3012) -55-38-17

                                                          +7 (902)-562-60-70

Слайд 31

Также , с  Целью – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи. 

Создан Сайт «Детский телефон доверия», работает круглосуточно телефон доверия для детей, подростков и родителей

 8-800-2000-122

 в 2015году телефон доверия принял 8754 обращения, в которых были зафиксированы либо суицидальные мысли и намерения, либо тревога близких за подростка, готового совершить этот роковой шаг. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить грамотную психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.

Слайд 32 Также , Фондом поддержки детей, находящихся в трудно жизненной ситуации, создан сайт «Я-родитель», где можно найти:

  • Советы и рекомендации родителям
  • Службу психологической помощи
  • Консультации по ЕГЭ/ОГЭ, профориетации
  • Книги, статьи
  • Консультации психолога, юриста
  • Конкурсы
  • Блоги
  • Социальную рекламу
  • Видеоуроки
  • Тесты

Слайд 33 А самое главное, все направлено на формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Жизнь прекрасна…Жизнь-это шанс, не упусти его. Жизнь- это мечта, осуществи ее! Жизнь-это любовь, так люби! Жизнь-это долг, исполни его! Жизнь-это счастье, сотвори его сам!

Слайд 34 И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Подчеркните, пожалуйста, нужный ответ или напишите свой вариант

1. Сколько Вам лет?

  1. 24 – 30;
  2. 30 – 35;
  3. 35 – 45;
  4. 45 и более.

2. Вы:

  1. работающий/ая на полную ставку;
  2. работающий/ая неполный рабочий день;
  3. безработный/ая;
  4. частный предприниматель;
  5. студент;
  6. пенсионер.

3. Ваш пол?

  1. мужской;
  2. женский.

4. Пользуетесь ли Вы социальными сетями?

  1. да;
  2. нет.

5. Если да, то в какой социальной сети Вы

зарегистрированы и являетесь активным

(ежедневное посещение) пользователем?

  1. ВКонтакте;
  2. Instagram;
  3. Facebook;
  4. Одноклассники OK.RU;
  5. Twitter;
  6. другой вариант ___________________

6. Сколько лет Вашему ребенку?

  1. 6 – 9;
  2. 9 – 12;
  3. 12 – 15;
  4. 15 и более.

7. Ваш ребенок выходит в Интернет?

  1. самостоятельно;
  2. под Вашим контролем;
  3. другой вариант __________________

8. С какой целью Ваш ребенок выходит в Интернет?

  1. общение в социальных сетях;
  2. поиск информации;
  3. выполнение домашних заданий;
  4. другой вариант ___________________

9. Как часто Ваш ребенок пользуется Интернетом?

  1. ежедневно;
  2. 2-3 раза в неделю;
  3. 1 раз в месяц;
  4. другой вариант___________________

10.Сколько времени ребенок проводит в Интернете?

  1. не знаю;
  2. менее 30 мин.;
  3. около часа;
  4. 2-3 часа;
  5. другой вариант______________________________

11. Ограничиваете ли Вы времяпрепровождение

ребенка в Интернете?

  1. да;
  2. нет;
  3. редко.

12. Знаете ли Вы, какие Интернет-сайты

посещает ребенок?

  1. да;
  2. нет;
  3. знаю, но не все.

13. Разговариваете ли Вы с ребенком о правилах

поведения в Интернете?

  1. да, часто;
  2. редко;
  3. нет.

14. Установлен ли на компьютере ребенка

«детский фильтр»?

  1. да;
  2. нет.

15. Имеете ли Вы доступ (логин, пароль) к

аккаунтам ребенка в социальных сетях?

  1. да;
  2. нет;
  3. другой вариант __________________

16. Знаете ли Вы, с кем общается ребенок в Интернете?

  1. да;
  2. нет;
  3. знаю, но не всех.

17. Дружите ли Вы со своим ребенком  в соцсети?

  1. да;
  2. нет.

18. Пользуется ли Ваш ребенок мобильными

устройствами (смартфон, планшет)?

  1. да;
  2. нет.

19. Если да, то контролируете ли Вы

их пользование мобильными устройствами?

  1. да;
  2. нет.

20. Сталкивались ли с какими-либо угрозами

в сети Интернет в отношении детей?

  1. да;
  2. нет;
  3. затрудняюсь ответить.

21. Если сталкивались, то с какими именно?

(можно отметить несколько ответов)

распространение запрещенных веществ,

порнографические материалы);

  1. кибербуллинг;
  2. online - шантаж;
  3. группы смерти;
  4. группы «вписки»;
  5. интернет зависимость;
  6. азартные игры для детей;
  7. платные подписки на интернет – ресурсах;
  8. вымогательство, мошенничество
  9. в социальных сетях;
  10. вербовка в экстремистские организации;
  11. вовлечение в преступную деятельность
  12. (кардинг, закладка наркотических веществ);
  13. преследования.

22. Считаете ли Вы целесообразным и необходимым

 введение регулярных уроков по безопасному

и грамотному пользованию Интернетом для школьников?

  1. да;
  2. нет;
  3. затрудняюсь ответить

Благодарим Вас за ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...