Предупреждение школьной неуспешности леворуких обучающихся
консультация

Калинина Светлана Анатольевна

Левшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности.

Маленькие левши требуют тщательного психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение школьной неуспешности леворуких обучающихся

    Левшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности.

Маленькие левши требуют тщательного психолого-педагогического сопровождения.

Жюль Верн в книге "Двадцать тысяч лье под водой" писал о том, "что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота". Золото потенциальных возможностей вашего ребенка-левши требует своей обработки. Маленький левша нуждается в нестандартном подходе.

Определение леворукости

  • В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
  • В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
  • В возрасте  1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какие рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
  • В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно, она используется для манипулирования с предметами.
  • К 4-ем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо.

На вопрос о переучивании - однозначный ответ: “НЕТ”. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Переучивания является фактором для возникновения неврозов леворуких детей.
Обучение и воспитание леворукого ребенка

Процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребёнку должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

При обучении леворукого ребенка обратить особое внимание:

  • на развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительным материалом, развитие фонематического слуха,
  • развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Задания на развитие тонко-координированных движений рук

  • лабиринты
  • проведение прямых линий от  точки к крестику
  • штриховки
  • шнуровки
  • завязывание бантиков
  • пальчиковые упражнения

Задания на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координацийнайди такую же фигуру, найди такое же сочетание фигур

  • найди такую же букву, найди такое же сочетание букв
  • найди такую же цифру, найди сочетание цифр
  • сложи фигуру из деталей, найти, что написано неправильно
  • скопируй фигуры, дорисуй фигуры, дорисуй недостающие детали
  • обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
  • предупреждение зеркального письма, форм. навыка порядкового счёта.

Профилактика школьной неуспешности

   Для оптимизации словарного запаса существуют игры: лото, «Я знаю пять...» (ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д.). Акцент ставится именно на различных группах, классах предметов, явлений природы, названий городов и т.п.

   Отметим эффективность работы с магнитофоном – таким образом,  ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, – обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету.
Очень полезно четкое проговаривание любого текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопровождением) произносимых слов.        Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.
Полезно попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.) по описанию, назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ребенку закончить словосочетание.

Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника:
1.
 Постоянное общение с вами, в котором вы выступаете в роли «говоруна», не умолкающего ни на минуту;
2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3. Бесконечное приобщение к литературе.

По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей. Левополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Правополушарные дети не понимают, почему им надо заниматься этой «бодягой» 10 лет, когда гораздо приятнее отдыхать и развлекаться. Соответственно, им необходимо почаще напоминать зачем. Мотивацией для них могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.

Помощь
— Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
— Не следует требовать от левши право - наклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.
— Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
— Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
— Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
— Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
— При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.
  Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.
Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Причины школьной неуспешности. Как помочь ребенку с школьными трудностями. Советы родителям.

В современном мире очень важно быть успешным. Мы начинаем к этому стремиться уже со школьной скамьи. Со стороны это похоже на гонку с препятствиями. Тпак хочется быть на финише первым, вокруг много бо...

Доклад учителя музыки и МХК "Преодоление школьной неуспешности на уроках искусства"

ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И МХК «ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ НА РАЗВИВАЮЩИХ УРОКАХ МХК»  НА ОКРУЖНОМ  СЕМИНАРЕ ЮЗАО Г.МОСКВЫ НА ТЕМУ "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА...

Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств

В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих  учащимся реализовать свой творческий потенциал...

Технология личностно-ориентированного подхода наставника как средство предупреждения общественно опасного поведения обучающихся среднего школьного возраста

Современное пространство молодёжи характеризуется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. Под влиянием западных течений  в современном обществе меняется культурн...

"Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике как профилактика школьной неуспешности при сдачи ГИА"

Отражена система работы учителя математики по подготовке обучающихся к ЕГЭ: методическая подготовка учителя к ЕГЭ , психологическая подготовка обучающихся,входная диангостика предметных знаний, органи...