Профориентация учащихся
статья (9 класс)

Лисенков Сергей Александрович

Профориентация в 9 классе  -  процесс ознакомления учащихся с профессиями,  возможность сделать окончательный выбор профессии подростку и определить, где учиться. При выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

Можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. 

 

 Метод исследования интеллекта, характера, интересов, склонностей ребёнка - профориентационные тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_uch-sya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация учащихся

Профориентация в 9 классе  -  процесс ознакомления учащихся с профессиями,  возможность сделать окончательный выбор профессии подростку и определить, где учиться.

Очень часто хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты - метод исследования интеллекта, характера, интересов, склонностей ребёнка.

Пример  теста по профессиональному самоопределению.

1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?

4. Назовите источники ваших знаний о профессиях.

5. По какому профилю вы собираетесь продолжить обучение в старших классах?

6. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

8. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

9. Какими из этих качеств вы обладаете?

10. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

При выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия. Можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: человек- техника, человек – природа, человек –человек, человек- творческий образ, человек –знаковая система

«Человек – техника». Включает в себя профессии, связанные с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Этот тип профессии требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомлённости, хороших двигательных навыков, ловкости. Примеры профессий: водитель автомобиля, электромонтёр, инженер-строитель, автомеханик и другие.

 «Человек – природа» объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. С уходом за животными и растениями. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости результатов, менять цель в зависимости от условий, выносливости и терпимости к недостатку комфорта. Примеры профессий: ветврач, биохимик, метеоролог, лесник и другие.

 «Человек – человек». Профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, оказанием правовой помощи, бытовым обслуживанием. Профессии этого типа предполагают умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Примеры профессий: учитель, юрист, продавец, менеджер и другие

 «Человек – художественный образ». Включает в себя профессии, связанные с созданием. Проектированием, изготовлением различных изделий по образцу, эскизу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. Примеры профессий: режиссёр, артист, композитор, художник.

«Человек – знаковая система». Объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, обработкой информации, чертежами, картами, схемами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. Примеры профессий: инженер-программист, делопроизводитель, диспетчер управления движением, банковский служащий, агент по ценным бумагам.

Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания. Принимая решение о выборе профессии, необходимо проконсультироваться с врачом и взвесить свои возможности.

 Типичные  ошибки при выборе профессии:

-  выбор профессии под давлением родителей.

- неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

- поступление  «за компанию».

Знание типичных ошибок при выборе профессии поможет обучающихся от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую профессию.

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

 конкретными, реалистичными, позитивными, ограниченными во времени.

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

 на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности;

 каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;

 какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы;

 какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;

 хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично

Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования — подготовка специалистов и подготовка бакалавров. Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров — систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний. Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий.

Среднее специальное образование. Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше. Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом. В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Высшее образование. Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология и  др).

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. При этом нельзя забывать, что все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

План по профориентации учащихся

План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...

Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида

В рамках  реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...

Профориентация учащихся

Материал для родительского всеобуча...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...

Статья. Профориентация учащихся на уроках химии

Статья. Профориентация учащихся на уроках химии....

Презентации по профориентации учащихся

Презентации, которые могут быть использованы на классных часах по профориентации....