От чего зависит скорость коррекции звуков? Как ускорить коррекционную работу по исправлению звукопроизношения?
консультация

Серегина Татьяна Геннадьевна

Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени  должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают  друг у друга на форумах и слышат противоречивые ответы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. И создается неправильное впечатление, что некоторые логопеды тянут деньги.  Да, конечно, не все логопеды работают одинаково, но есть факторы, которые влияют на эту разницу в скорости коррекции звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

От чего зависит скорость коррекции звуков?

Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени  должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают  друг у друга на форумах и слышат противоречивые ответы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. И создается неправильное впечатление, что некоторые логопеды тянут деньги.  Да, конечно, не все логопеды работают одинаково, но есть факторы, которые влияют на эту разницу в скорости коррекции звуков.

1.     Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. У меня несколько раз бывало так, что звук ребенку получалось поставить прямо на первом обследовании. А дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

2.     Сроки зависят от количества звуков, нуждающихся в исправлении – на автоматизацию одного звука уходит 35-45 дней (и это придумали не логопеды, это физиологические  сроки формирования привычки для любого человека).  Соответственно  исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.

3.     Это зависит от возраста ребенка: в 2-3летнем возрасте «пытать» ребенка постановкой звука Р нецелесообразно, потому что он еще не готов  физически. Именно в таких случаях постановка звука может занять полгода, а в 5 лет можно справиться за полтора месяца. И поэтому многие логопеды говорят «приходите после 5ти» . Вообще для каждой группы звуков есть свое время естественного «появления» в речи – какие-то звуки  лучше ставить в 3 года, какие-то в 4-5 лет.  Если начинать заниматься в соответствии с возрастными нормами - коррекционная работа идет быстрее.

4.     Виды речевых нарушений. Для родителей одинаково выглядят («ребенок не выговаривает звуки»)  многие нарушения речи –дислалиядизартрия,  ринолалияФФН. В случае  дислалии коррекционная работа занимает меньше времени. При других нарушениях добавляются новые этапы коррекционной работы, не считая того, что сама постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные.  При дизартрии, ринолалии добавляется логопедический, зондовый  массаж, развитие лексики. При дизартрии, ФФН добавляется этап дифференциации (различения) звуков. При ФФН половину всего времени коррекционной работы занимает этап формирования фонематического слуха.  В связи с этим, если у ребенка не дислалия, а какое-либо другое нарушение речи – начинать коррекционную работу стоит, не дожидаясь 5ти лет.

5.     Искажения звуков. Это может быть межзубное («шепелявое»), нижнее, щёчное, боковое, велярное, увулярное («горловое», «картавое»), одноударное и т.п. неправильное произношение различных звуков.  В этом случае стоит обратиться к логопеду, как только заметили, не взирая на возраст. Потому что замена одной привычки на другую занимает больше времени, чем простое формирование правильной привычки «с нуля». И чем дольше существует старая неправильная привычка, тем больше понадобится времени, чтобы ее заменить. Это одна из причин трудности исправления звуков во взрослом возрасте. На что ребенок потратит недели – у взрослого займет месяцы.

6.     Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) исправлять звук и связанных с этим дальнейших психологических проблем.  У взрослых речевой негативизм является второй причиной долгого исправления звукопроизношения.  Поэтому откладывать исправление звуков не стоит.

7.     Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различное внимание, память, усидчивость, послушание и много других индивидуальных отличительных черт. Это отражается на скорости работы. У кого-то мы 8 звуков  делаем за четыре месяца, а  с кем-то один звук мучили полгода.  Иногда бывает 4 звука поставили за 2 месяца, а на 5ом споткнулись и мучили его еще 4 месяца. И предугадать это невозможно. Поэтому заранее назвать точные сроки затруднительно – ошибиться можно в обе стороны. Поэтому я использую средний показатель скорости своей работы.

Как ускорить коррекционную работу по исправлению звукопроизношения?

1.     Пробовать различные способы постановки звуков. Дети индивидуальны, поэтому у одних хорошо получается одним способом, и других – другим. Поэтому нужно пробовать разные варианты, пока не найдется тот, который даст результат, вместо того, чтобы одним способом пытаться чего-то добиться на протяжении нескольких месяцев.

2.     Параллельная постановка нескольких звуков. При необходимости коррекции нескольких неоппозиционных друг другу звуков  - можно заниматься ими одновременно (один звук ставим, другой автоматизируем, к третьему готовимся артикуляционными упражнениями).

3.     Индивидуальный подход – позволяет сэкономить массу времени и сил, не занимаясь ненужной логопедической работой (для каждого конкретного ребенка). Многие из нас, логопедов, начинали свою практику в детских садах, где в обязательном порядке (по программе) идет развитие лексики, грамматики, ВПФ и т.д. и работа логопеда с группой занимала годы. В частной практике, когда родители платят деньги, заниматься годами с одним звуком возможности нет – родители найдут другого логопеда.  Поэтому нужно заниматься индивидуальной коррекционной работой – ребенок с дислалией лексику и грамматику русского языка изучит в детском саду без каких-либо трудностей. Также в случае дислалии необходимости в логопедическом, зондовом массаже нет. Более того, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные упражнения не нужно ребенку давать все – нужно давать только те, которые подготавливают к звукам, с которыми будем работать. 

4.     Мотивация ребенка. Важно не только логопеду уметь заинтересовать ребенка, но и родителям создать мотивацию на конечный результат. История из практики:  мальчик 5 лет пришел заниматься с бабушкой. 11звуков либо заменялись, либо отсутствовали. За 9 занятий все звуки поставили. Автоматизировали 9 звуков из 11. На автоматизацию 2х последних звуков я дала ему домашние задания, чтобы он  это всё сделал уже без меня.  Почему так получилось? Потому что мальчик очень сильно сам хотел научиться правильно выговаривать все «буквы» и заставлял бабушку делать с ним домашнее задание. Так как ребенок очень хотел сам научиться, автоматизировалось все очень быстро, исправлять звуки в самостоятельной речи было не нужно, т.к. он сам следил за своей речью. Но большинство детей достаточно «Меркантильны», практичны и работа за похвалу «не греет их душу». А вот за домик для Барби, коробку Лего или самокат они могут настолько хорошо заниматься, что пообещав такую награду в конце всех занятий, родители могут ещё и существенно сэкономить на количестве занятий.

5.     От простого к сложному. В коррекционной работе существует определенная последовательность постановки звуков, она опирается на онтогенетический принцип – раньше появляются более простые артикуляционные звуки, позже – более сложные. И здесь главное не говорить ребенку, что в конце будут трудные звуки, а поддерживать в нем уверенность, что он все может («ты уже почти все сделал, осталось чуть-чуть»). На фоне этого успеха ребенок все делает быстрее. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности и желания ребенка: если он сильнее всего хочет научиться «рычать», то возможно, начать нужно  именно с Р, тогда его мотивация растет, и на волне успеха остальные звуки он освоит очень быстро.

6.     Работа с родителями. У меня на частных занятиях родители присутствуют и обучаются вместе с ребенком. Поэтому  они могут правильно выполнять домашние задания. В результате ребенок занимается ежедневно, закрепляя правильные автоматизмы.  В ином случае – без родителей и без домашних заданий – ребенок успевает все забыть, и каждый новый урок является повторением предыдущего.

Вывод:  Не стоит растягивать процесс занятий, для ребёнка всегда будет интереснее игры дома и с друзьями, поэтому имеет смысл быстрее «починить» звуки и дать ему возможность заниматься более интересными делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

от чего зависит успешность школы

статья для директоров, учителей. Размышления о составляющих успеха школы....

От чего зависит сила трения?

Данную презентацию можно использовать при изучении силы трения. Самостоятельно,  в ходе выполнения практических заданий учащиеся выясняют причины возникновения силы трения, способы увеличения и у...

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Тема: "От чего зависит наше здоровье?"

На примере двух  комнатных растений здорового и больного рассмотрим, от чего зависит их состояние. Чтобы быть здоровым, человеку нужны не только вода, воздух, пища, движение, но ещё и хорошее нас...

Урок в 8 классе "От чего зависит выталкивающая сила"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий...

От чего зависит темп и эффективность работы по коррекции звукопроизношения.

Ответ на частозадаваемый родителями вопрос: "Сколько понадобится времени на исправление нарушений?"...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....