Методы стимулирования поведения и деятельности – разъяснение.
статья

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа, –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Применение  этого  метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и  личностных  качеств  членов  коллектива.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodv_razyasnegiya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  стимулирования  поведения и  деятельности

 –

разъяснение.

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа, –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Применение  этого  метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и  личностных  качеств  членов  коллектива.  Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.

Разъяснение  применяется  только  там  и  только  тогда,  когда  воспитаннику действительно  необходимо  что-то  объяснить,  сообщить  о  новых  нравственных положениях,  так  или  иначе  повлиять  на  его  сознание  и  чувства.  Но  разъяснения  не  нужны  там,  где  речь  идет  о  простых  и  очевидных  нормах  поведения  в  школе  и  обществе:  нельзя  резать  и  разрисовывать  парту,  грубить,  плевать  и  т. д.  Здесь  необходимы  категорические  требования.  Разъяснение  применяется:

а) чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;

б) для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному поступку,  который  уже  совершен.

В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Для  него  характерно  некритическое  восприятие  школьником  педагогического  воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки.  Внушение  используется  для усиления  воздействия  других  методов  воспитания.

Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут  принимать  форму  нотации.  Она,  как  известно,  никогда  не  достигает  цели,  а  скорее  вызывает  противодействие  у  воспитанников,  желание  действовать  вопреки.  Нотация  не  становится  формой  убеждения.