Дети из социально неблагополучных семей
статья (7 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Дети из социально неблагополучных семей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дети из социально неблагополучных семей

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Вашей мерою вам и отмерится».

По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением патологией. Под патологией понимается не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выйти, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами - потерей любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильней могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувства детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами имеют возможности его проявлять. Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети видят скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно сказывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети из социально неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

В работе рассматриваю причины приобщения подростков из неблагополучных семей к наркотикам, семейные условия, определяющие формирование аддиктивного  поведения детей с высоким риском злоупотреблен...

Лекция по теме: «Дети из социально-неблагополучных семей, как объект профилактики злоупотребления наркотиками»

Актуальность темы продиктовано тем, что в настоящее время все больше становится детей из социально-неблагополучных семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий п...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неб...