Математическая азбука
статья

Куликова Наталья Владимировна

Обучение ребенка с нарушениями развития элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_azbuka.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Наталья Владимировна – учитель-дефектолог государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр психоло-медико-педагогической и социальной поддержки».

Образование: высшее.

Стаж педагогический работы: 17 лет.

Высшая квалификационная категория.

Формирование математических навыков у детей с тяжелыми нарушениями развития

         

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня; развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у детей с нарушениями развития развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний детьми с тяжелыми нарушениями развития. В то же время многочисленные исследования подтверждают, что ребенок с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Обучение ребенка с нарушениями развития элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся сверстников. Это вытекает из признания общности психических механизмов нормального и аномального ребенка. Следовательно, в методических подходах к процессу формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальной недостаточностью, равно как и с нарушениями слуха, зрения, речи и т. д., много общего.

        Таким образом, под математическим развитием понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Для этого авторы программы рекомендуют выделить следующие три этапы обучения.

На первом этапе происходит формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий).

На данном этапе необходимо усилить внимание к развитию общей и мелкой моторики. Можно проделать следующие упражнения.

  • Работа с красками в пальчиковой технологии, рисование вертикальных и горизонтальных линий, раскрашивание фона для аппликаций (небо, трава и др.), раскрашивание контурных рисунков (шарик, яблоко, помидор, огурец и др.).
  • Обводка, штриховка, соединение точек с использованием фломастера, карандаша.
  • Работа с пластилином: размазывание, раскатывание, сплющивание и др.
  • Наклеивание готовых форм в аппликативных видах детской деятельности.
  • Захват, перекладывание мелких предметов.
  • Работа с клеем, крупой, другими сыпучими материалами.

На втором этапе — происходит закрепление усвоенных пространственных и временных представлений, а также понятий о размере, цвете, форме предметов, закладываются основы количественных представлений, навыков счета в доступных пределах числового ряда, умения использовать их в бытовой ситуации.

         Третий этап, как и предыдущие, ориентирован на индивидуальный уровень достижений детей, поэтому на этом этапе для каждого ребенка составляется программа, учитывающий уровень его возможностей, а также темп усвоения материала.
В указанный период может быть предусмотрено знакомство детей со счетом в пределах заданного числового ряда, с простейшими арифметическими операциями: сложение и вычитание, правилами работы с калькулятором, деньгами — монетами
и бумажными купюрами, а также с календарем, основными единицами измерений длины, времени, массы, стоимости.

К практическим видам упражнений данного этапа можно отнести:        

  • работу с календарем: определение количества дней в неделе, их последовательность, соотнесенность с режимом жизнедеятельности, название месяцев на основе наблюдений за изменениями природы и творческих видов работы, фиксация месяца и даты рождения, известного (ожидаемого) события;
  • определение времени с помощью игрушечных часов, далее с помощью — бытовых;
  • оплату небольшой покупки в продуктовом магазине, киоске, и др. (на основе игры, далее — практической деятельности); 
  • изготовление простых изделий нужного размера.

Примерное содержание первого этапа обучения:

Пространственные представления:

  1. Ориентация в схеме собственного тела. Узнавание, показ, называние частей тела.
  2. Пространственная ориентация в группе (классе), здании, на улице.
  3. Расположение предметов в пространстве (на плоскости): впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко, над, под, в и др.

Временные представления

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Наблюдение за сменой дня и ночи. Режимные моменты в разное время суток.

Времена года: зима, весна, лето, осень. Наблюдения в течение года за изменениями в природе. Проекты «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Поделки из природного материала, аппликации, рисунки.

ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ:

Основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный). Узнавание основных цветов. Соотнесение предметов по цвету. Выбор цвета по словесной инструкции. Закрепление названий цветов в подвижных, дидактических играх, изодеятельности, конструировании и др.

ПОНЯТИЕ О РАЗМЕРЕ:

Большой — маленький. Выполнение инструкций педагога (принести, дать, поставить на место большую/маленькую игрушку и др.).

Длинный — короткий, толстый — тонкий, высокий — низкий. Закрепление размеров в игровых, бытовых ситуациях, в трудовой деятельности. Организация игр, изобразительная деятельность.

ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ:

Узнавание объемных форм: шар, крыша (треугольная призма), кубик (куб), брусок (прямоугольный параллелепипед). Выполнение простейших построек из модулей-домик, ворота, башня и др.

Узнавание геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Конструирование: солнце, цветок, дом, елка, машина, др.        

Второй этап обучения:

Количественные представления:

Много, мало, один. Сравнение групп предметов: больше, меньше.

Основы счета:

Узнавание и показ цифр 1—9. Практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефонном аппарате, пульте управления, бытовых приборах.

Практические умения: узнать время по телефону, набрать домашний (другой) телефон, навыки пользования пультами управления игрушек, телевизора, других игровых и технических приборов.

Соотнесение числа с количеством предметов в пределах изучаемого числового  ряда, сервировка стола по количеству детей в группе (классе) и др.

Знакомство с монетами, распознавание монет 1 р., 2  р., бумажной купюрой — 10 р. Закрепление умений совершать покупку (продажу) с пользованием денег.

        

                Переход на третий этап осуществляется с учетом предыдущих этапов, но следует напомнить о том, что этот этап может оказаться доступным лишь отдельным детям из той или иной возрастной группы.

Успех в обучении математике у детей с тяжелыми нарушениями развития во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей детей. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей  и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности.

Используемая литература:

1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

[Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: СОЮЗ, 2001]

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Бгажнокова И.М.,Ульянцева М.Б., Программно-методические материалы. М.: ВЛАДОС,2010]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Методическое пособие "Математическая азбука"

Методическое  пособие  "Математическая  азбука" служит  для  формирования  у  младших  школьников элементарных математических представлений...

Рабочая программа "Математическая азбука" 6 класс

Целью программы является создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социаль...