План работы с родителями
методическая разработка

Прилипко Виктория Александровна
Виды, формы, этапы  родительских собраний, способы и приёмы совместной работы его участников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                        «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

                                                              города КОГАЛЫМА

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                        Зам. директора по ВР

                                                                                                        ____________Пучкова И.А.

                                                                                                       «____»_________ 20____г.

                            План работы с родителями учащихся 5 «В» класса

                                                                                                                Классный руководитель:

                                                                                                                Прилипко В.А.

                                                                        2013-2014 уч. год

Пояснительная записка.

Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе.

Однако, время показало, что комфортность условий обучения - вещь необходимая, но не достаточная.

Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время нет необходимости пространно останавливаться на проблемах современного кризиса воспитания. Достаточно познакомиться с данными последних социологических исследований. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы работы с родителями.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций - неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

ЦЕЛИ:

- создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

· Просветительская

научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

· Консультативная

совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

· Коммуникативная

обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями. Опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

  Образовательная – расширить кругозор родителей в области исторических знаний.

ЗАДАЧИ:

· Создание единого школьного коллектива.

· Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.

· Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

· Организация общественно-значимой деятельности родителей и учащихся.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

  • сформированность положительного отношения к школе
  • престижность ее восприятия
  • уважительное отношение к педагогическому коллективу
  • сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка
  • уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1.  Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:

  • создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;
  • раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.

2.  Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)

3.  Правовое просвещение родителей.

4.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций:

  • беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
  • своевременное направление на консультацию к специалисту.

5.  Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

  • помощь в проведении творческих дел;
  • помощь в благоустройстве школы;
  • помощь в проведении спортивных мероприятий;
  • помощь в организации экскурсий, поездок.

6.  Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.

7.  Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.

.Программа работы с родителями:

Организация работы: РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ;КОНСУЛЬТАЦИИ – индивидуальные и групповые; БЕСЕДЫ; ПРОВЕДЕНИЕ МИКРОИССЛЕДОВАНИЙ В СООБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: анкетирование, беседа совместно с ребёнком, тестирование; ДИСПУТЫ.

Особенности:ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ДЕТЕЙ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Итак, первая часть жизни уже позади – ребёнок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых он сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!

Родители ждут новых успехов. Взлётов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, родители замечают, что их ребёнок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые раньше решал легко и просто, постоянно забывает  тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания.

С учащимися пятиклассников всё нормально. А всему виной адаптационный период, подразумевающий приспособление к новым условиям. А ещё он совпадает с началом подросткового возраста – одним из самых сложных, но в то же время самых значимых периодов жизни детей. В этот период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя. Проявляются особые трудности подростков, которые мешают нормальному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Эти трудности вполне преодолимы, если знать, как могла появиться данная проблема и что с этим делать.

Помочь родителям решить эту проблему должна школа на индивидуальных консультациях и родительских собраниях.

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ ФОРМОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Примерное положение о классном (групповом) родительском собрании

  1. Общие положения

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.

  1. Классное (групповое) родительское собрание

Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, воспитателями, органами самоуправления класса, с советом класса.

Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскуюконференцию.

Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.

Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

Слушает отчёты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и даёт им оценку.

Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.

Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов.

Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

  1. Правила проведения собраний

Классный руководитель (воспитатель) должен продумать всесторонне все вопросы, подготовить к собранию  всю необходимую информацию и документацию.

Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

Главным методом проведения собрания является диалог.

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.

Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя (воспитателя).

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания

  1. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения.  

Использовать экспресс-методики: беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет преимущественно с небольшим количеством вопросов и заданий.

  1. Виды, формы, этапы  родительских собраний, способы и приёмы совместной работы его участников.
  • Организационные (составление и утверждение планов работы, избрание родительского комитета, распределение общественных поручений, разработка мероприятий с участием родителей.
  • Классный всеобуч родителей – форма педагогического просвещения родителей.
  • Тематические – обсуждение актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся.
  • Собрания-диспуты – выявление и согласование различных точек зрения родителей и педагогов.
  • Собрания-практикумы, направленные на  освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
  • Итоговые – цель: показать учебно-воспитательный процесс ка средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса

Сроки

Мероприятие

Ответственный

                                                    Сентябрь

Беседы с родителями вновь прибывших детей

Классный руководитель

Консультация №1 Тема: «Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге »

Классный руководитель

Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней»

Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся

Классный руководитель

Родительское собрание №1 «Давайте познакомимся»

  • Особенности организации обучения и адаптация в 5 классе.
  • Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Правила ПДД
  • «ТБ и правила поведения в школе»
  • Здоровье вашего ребёнка: советы как его сохранить
  • Занятость учащихся во внеурочное время (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции).
  • Выборыродительскиого комитета.

Классный руководитель

Беседы с родителями  «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Классный руководитель

Консультация № 2 Беседа «Трудности в обучении»

Классный руководитель

Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива

Классный руководитель

Подготовка к выставке поделок из природного материала «Осенний букет»

Классный руководитель

Беседа с родителями слабоуспевающих учеников.

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска»

Классный руководитель

Школьный психолог

Посещение семей обучающихся

Классный руководитель

Соц. педагог

Лекция «Как создать положительную мотивацию к обучению в школе»

Классный руководитель

Школьный психолог

                 Октябрь

Педагогическая консультация:

Беседа«Трудности и радости школьной жизни»,

«Роль общения в жизни школьника»

Классный руководитель,

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Изучение семейно-бытовых условий жизни учащихся, оценка семейного воспитания

Индивидуальные беседы и консультации родителей

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Родительское собрание№ 2 «Адаптацияпятиклассников»

  • Разработка памятки для родителей
  • Подвести итоги первой четверти.
  • Рассказать о динамике процесса

Классный руководитель

Ноябрь

Индивидуальные  консультация.

Лекция«Трудности и радости школьной жизни»

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Консультация №3 Беседа «Как помочь ребенку быть более внимательным»

Классный руководитель,

школьный психолог.

Посещение семей обучающихся из группы «риска»

Классный руководитель

Соц. педагог

Сбор документов для личных дел обучающихся

Классный руководитель

Создавать условия для сплочения классного коллектива.

Классный руководитель

Декабрь

Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Индивидуальные беседа «Рекомендации  о необходимости дополнительных занятий»

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Изготовление игрушек на новогоднюю  ёлку «Мастерская Деда Мороза»

Классный руководитель

Родительское собрание №3 «Как сохранить здоровье ребёнка».

  • Итоги 2 четверти.
  • Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.
  • Как помочь ребёнку стать внимательным.
  • Наказание и поощрение в семье: за и против.
  • Мой ребёнок становится трудным…

Классный руководитель

 Январь

Выявить трудности в обучении с целью

корректировки

Классный руководитель

Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости)

Классный руководитель

Консультация №4  Беседа «Влияние семейного воспитания на характер подростков»

Классный руководитель

В течениигода

Контроль за внешним видом учащихся.

Классный руководитель

Февраль

Консультация «Осознания родителями своей роли в жизни ребенка»

Классный руководитель

Привлечение родителей к проведению классных мероприятий

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости.

Классный руководитель

Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся, с целью корректировки

Классный руководитель

Март

В течении года

Индивидуальные беседы и консультации родителей

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Родительское собрание №4. Итоги IIIчетверти«Компьютер и здоровье детей»

  • Итоги 3 четверти.
  • Наши права и обязанности.
  • Права ребёнка. Конвенция прав детей.
  • Детская агрессия.
  • Искусство любить детей!

Классный руководитель

Апрель

Индивидуальные беседы и консультации

Классный руководитель

Учителя-предметники, школьный психолог,

соц. педагог

Консультация №5Беседа «Быть родителями – это ответственно»

Классный руководитель

Книжкина неделя. Ремонт учебников

Классный руководитель

Библиотекарь

Май

Подведение итогов учебного года

Классный руководитель

Родительское собрание №5 «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

 Итоги года.

 Занятость учащихся летом.

 Соблюдение учащимися ТБ, ПДД  на летних каникулах.

 Перелистывая страницы учебного года…

 Праздники и будни нашей жизни.

Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся

Классный руководитель

Провести анкетирование

«Удовлетворенность школьной жизнью»

Классный руководитель

Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! Плюсы и минусы обучения».

Классный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями

План работы с родителями на 2011 - 2012 учебный год...

План работы с родителями

В данном документе представлен план работы классного руководителя с родителями на учебный год...

План работы с родителями на год

Консультации, стендовая информация, беседы....

План работы с родителями

План работы с родителями...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План работы с родителями на 2019-2020 учебный год (в рамках реализации федерального проекта «Современные родители»)

Разработка методических материалов для родителей по вопросам прав детей, семейного права, этики и психологии семейных и детско-родительских отношений, основам семейного уклада; оказание психолого-педа...

Воспитательная работа с учениками и план работы с родителями за 2020-2021 гг.

Воспитательная работа с учениками и план работы с родителями  за 2020-2021 гг....