Кладовая педагогических приёмов "контакта" классного руководителя и родителей
статья

Сидоренко Алеся Николаевна

В этой статье я делюсь своим опытом общения с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_pedagogicheskih_priyomov.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кладовая педагогических приёмов «контакта» классного руководителя и родителя.

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль. слайд 2

Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Моя работа направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

Достичь контакта с родителями мне помогают следующие приёмы:

  1. Во-первых, это родительские собрания.  Кроме общих организационных моментов и объявлений, каждая наша встреча посвящена определённой теме. Иногда это лекция и обсуждение каких-то проблем, иногда я предлагаю ролевые игры. которые помогают лучше понять своего ребёнка. Часто я также готовлю для всех родителей раздаточный материал: это и памятки, и работы детей, которые мы вместе анализируем и делаем выводы. Также я практиковала родительские собрания совместно с детьми.
  2. Вторым помощником для меня является анкетирование родителей и детей. Это и анкета «Классный руководитель глазами детей», которую я проводила в первый год своей работы с детьми. И анкета для изучения взаимоотношений «Родитель-ребёнок». Такая методика помогает самосовершенствоваться. Понять, с кем из детей уже есть контакт и доверительные отношения, к кому ещё предстоит найти индивидуальный подход.  Также это позволяет дать родителям подходящие рекомендации, чтобы двигаться в нужном направлении. Слайд 3-4-5
  3. Не обхожу стороной я и посещение семьи в непринужденной обстановке, и индивидуальные беседы и консультации с родителями в школе. К такой форме работы я прибегаю, когда невозможно решить проблему при всем классе, когда приходится решать какие-то конфликтные ситуации, когда хочется копнуть глубже. Часто в решении того или иного вопроса я прибегаю непосредственно и к помощи родителей учеников, и, я считаю, что этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня.
  4. Смс-дневник – важный инструмент. Благодаря ему родители всегда знают об успеваемости ребёнка, могут контролировать выполнение домашнего задания и видеть как общие объявления, так и индивидуальный комментарий учителя конкретно по одному ребёнку. Можно много спорить, но для меня отличным помощником являются социальные сети. Это и вотсап, и вк. Это, к примеру, позволяет обсудить всем коллективом какие-то срочные вопросы. У нас есть группа с родителями, есть и отдельно с детьми. Чтобы в нужный момент я могла быстро связаться, донести или узнать какую-то информацию. Это очень удобно, так как смс-дневник можно отправить лишь один раз. И он не дает обратной связи. Обзванивать каждого тоже не всегда удобно.
  5. Я придерживаюсь “открытого” общения. Поэтому считаю, что иногда родителей можно и нужно приглашать на уроки, классные часы. В том году я практиковала этот метод. Во-первых, так мамочки видят, как трудно обучать и воспитывать детей. У них складывается правдивое представление об этом процессе. Они видят, как дети ведут себя на уроках и каковы их реальные знания. Это помогает наладить контакт учителя и родителя, а также выработать единую стратегию в отношении с детьми.
  6. Большое значение имеет вовлечение родителей во внеурочную деятельность. Есть родители, которые всегда помогают организовать чаепития и праздники для детей. Есть категория родителей, которые занимают активную позицию при подготовке и участии класса в конкурсах. Также мы регулярно вместе куда-то выходим. Будь то поход в кино, на спектакль, экскурсия или просто прогулка по городу.
    Очень сплотила нас всех подготовка концерта ко дню матери. И дети, и родители активно участвовали в этом процессе. Родители вместе с детьми делали цветы в подарок гостям, вместе корректировали сценарий.
    слайды с фото 6-8

Таким образом, практика работы с родителями показала, что разные формы общения с семьёй помогают сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.
Причём сами родители отмечают эффективность данных методов. Многие мамочки стали говорить мне о том, что дети стали сплочённее. Начали активнее участвовать в конкурсах, стали помогать друг другу с домашними заданиями, вместе выполняли проект по географии, больше общаются друг с другом. Начали чаще созваниваться и гулять.

Я также замечаю, что налаженный контакт с родителями дает свои плоды. Когда я только пришла работать, дети и родители были абсолютно пассивны, им, откровенно говоря, ничего не было нужно. Сейчас же совместными усилиями мы добились того, что большинство детей ходят в форме. За два года работы несколько учеников выровнялись в учёбе. За это время я добилась того, что и сами родители также начали вести себя гораздо активнее. Сами прнносят нужные вещи в класс. Мы начали проводить чаепития, поздравлять учителей, дарить подарки детям на 23 февраля и 8 марта, устраивать мероприятия и совместные походы. Раньше класс не был к этому приучен.

В конце своего выступления предлагаю посмотреть на базовые правила общения с родителями слайд 9

Правила общения с родителями

  1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
  2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания хотя бы за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
  3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
  4. Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
  5. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
  6. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай только о плохих сторонах его ребёнка, обязательно найди что-то хорошее в ребёнке.

Спасибо за внимание! Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладовая педагогического мастерства"

В статье представлен опыт работы классного руководителя. Воспитательная система класса "Идея. Общение. Опыт" направлена на развитие самостоятельности, инициативности и активной жизненной позиции подро...

Приложения к выступлению по теме «Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».

Приложение 1.  Предварительная диагностика.  Анкета «Знакомство с родителями.  Заочное знакомство с ребенком». Оперативная диагностика.       Ан...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей...

Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"

Презентация на тему :"Современные формы работы классного руководителя с родителями"...