Консультация для родителей "Сказка в жизни ребёнка"
консультация

Макеева Татьяна Петровна

В этом материале родители (законные представители, бабушки и дедушки, воспитатели ДОУ) узнают: какие сказки нужно читать в соответствии с возрастом ребёнка, как правильно читать сказки. Смогут пройти 2 сказочных теста, один из которых поможет сформировать психологический портрет человека, а другой поможет узнать, как Вы ведёте себя в стрессовых ситуациях. Желаю Вам плодотворной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №162»

Картинки по запросу картинки сказки под грибом для детей                          Картинки по запросу картинки сказки серебряное копытце для детей

Консультация для родителей

«Сказка в жизни ребёнка»

Картинки по запросу картинки ДЕТИ ЧИТАЮТ сказки

Подготовила: учитель-логопед

I квалификационной категории

группы компенсирующей

направленности для детей 5 – 6 лет №10 Павлова Татьяна Петровна

г.Оренбург, 2020

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Cказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, быть чутким к чужим бедам и радостям . Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Сказки для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Сказки очень важны для развития ребёнка, но важно уметь подбирать произведения по уровню развития ребёнка. Не правильно читать, скажем, трёх-четырёхлетнему малышу сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Больше времени займут объяснения, кто такая «столбовая дворянка» или что такое невод. И к концу первой страницы этого бессмертного произведения ребёнок потеряет к сказке весь интерес, и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.

Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте от года до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы — ребёнку это понравится. Например, отлично пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т.д..… В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Сказку можно и показать с помощью театра. В этом возрасте особенно уместны будут пальчиковые театры, театры матрёшки и игрушки, которыми он играет. А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Ийко бах! Деда Аааа! Баба Аааа! Мыка нельзя!!» и гладить бабу с дедом на картинке.

В возрасте от трёх до пяти лет дети уже все хорошо понимают, но у них всё ещё сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудрёным» сюжетом. Главными героями по-прежнему ещё остаются люди и животные. В этом возрасте ребёнку будут интересны многие русские народные сказки и сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова (Серебряное копытце), Андерсена («Гадкий утёнок», «Снежная королева» - для рассказывания), Сутеева («Кто сказал мяу?», «Под грибом») и других авторов.

Для дошкольников 5 – 7 лет выбор сказок ещё более широк. В возрасте с 5 до 7 лет дети начинают «примерять» образы из произведений на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях такого же возраста. Обратитесь к сказкам Астрид Линдгрен (Малыш и Карлсон), Джанни Родари (Приключение Чиполлино), к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните как называется?). Да и самое время к Александру Сергеевичу Пушкину вернуться. Можно читать про «трёх толстяков», про Гулливера. Не забывайте о таких классиках детской литературы, как Льюис Кэрролл (Аписа в стране Чудес», Кир Булычёв (Тайна третьей планеты).

Хочется обратить Ваше внимание на то, что сказку желательно не читать, а рассказывать (особенно детям от 1 года до трёх лет). Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.

Как же извлечь пользу из сказок в поисках смысла? Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Сказка «Репка», история о взаимопомощи и не только… Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живёт» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала всё вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка — Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дело надо доводить до конца. Можно прочитать ребёнку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлёк из них, как понял. Самое главное — это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает. Как Вы думает, какой скрытый смысл в сказке «Петушок золотой гребешок»? В этой сказке говорится о смене дня и ночи. Очень интересное толкование сказки «Петушок Золотой гребешок», в которой говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несёт очень уж далеко: «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро. И нужно помнить, что сколько бы времени у Вас в жизни не было бы плохо, нет такой ночи после которой, не наступило бы утро, и обязательно выглянет солнышко. Давайте обратимся к образу Бабы-Яги в сказках, как образу мудрости и смерти А какой богатый образ Бабы-Яги! Помните, какая она? Страшная, злая, живёт в лесу, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть. Однако почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? В Древней Руси существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) — вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга»? «Баба» — это главная женщина в древних культурах - мать. «Яга» — всё знающая и умеющая лечить. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала всё. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребёнка. Бабка-знахарка заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребёнок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. Вспомним сказку «Курочка Ряба». Почему бабка с дедом плакали, когда мышка разбила яйцо? Почему курочка Ряба пообещала снести простое яйцо вместо золотого? Естественно, что правильных ответов на эти вопросы нет. Вспомним сказку «Теремок». Почему медведь раздавил теремок? Анализируя эту сказку, мы можем прийти к такому выводу: с какими способностями ребёнок родился с тем мы (взрослые), и должны считаться. Мышка-норушка так и останется Мышкой-норушкой даже в шикарном замке. Она там выроет норку и будет там жить. Лягушка-квакушка никогда не станет серой, как Волчок-серый бочок. Вспомним сказку «Колобок». Давайте попробуем ответить на вопросы по этой сказке:

  1. Кто испёк колобка?
  2. Из чего бабка испекла колобка?
  3. Куда покатился колобок?
  4. А почему он покатился в лес, а не в город?
  5. Кого первого встретил колобок в лесу?
  6. Спойте песенку, которую пел колобок зайцу?
  7. Почему колобок сел на нос лисе?

Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребёнку, следует взрослому самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки ваше чадо.

К пяти годам, когда личность в её базовой основе сформирована, маленькому человеку самым волшебным образом открывается смысл его жизни – через любимые сказки. Впоследствии смысл жизни затушёвывается и открывается человеку в переломные моменты его жизни, на пике чувств – когда приоткрываются двери бессознательного. Докопаться до своей первичной сущности, подлинного «Я», взрослому человеку ой как не просто. Но сказки могут нам в этом помочь.

Вот Вам тест «Любимые сказки». Посмотрите на названия сказок, выберете самые любимые и выпишите их на листочек (так Вам будет проще в дальнейшем): «Жар-птица», «Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах», «Иван-царевич и Серый волк», «Лиса и заяц», «Конёк-Горбунок», «Гадкий утёнок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Золушка», «Колобок». Теперь просмотрите характеристики характера, к каждой выбранной Вами сказки:

«Жар-птица» - в характере человека возможность выигрывать – получать настоящее золото.

«Курочка Ряба» - человек очень уверенный в себе за счёт способности создавать что-то уникальное.

«По щучьему велению» - здесь главным смыслом являются жизнь без усилий, удачливость. У человека сильно развито воображение.

«Аленький цветочек» - человек способен любить.

«Гуси-лебеди» - человек способен преодолевать трудности.

«Кот в сапогах» - у человека развито чувство юмора и весёлый нрав.

«Иван-царевич и Серый волк» - главный смысл сказки – преданное служение , испытание и помощь природных сил. Человек легко находит верных друзей.

«Лиса и заяц» - у человека развито сострадание к слабым.

«Конёк-Горбунок» - люди-изобретатели.

«Гадкий утёнок» - человек – оптимист.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - смысл образа – это исполнение желаний. Человек очень внимательный.

«Царевна-лягушка» - смысл сказки кроется в способности к перевоплощению. Человек обладает каким-то талантом.

«Золушка» - главная идея – трудолюбие. Человек, любящий эту сказку, не только трудолюбивый, но и опрятный, умеет хорошо одеваться.

«Колобок» - человек с лёгким характером.

Далее попробуйте составить свой психологический портрет, опираясь на данные характеристики. Например, мне очень нравятся сказки: «По щучьему велению», «Аленький цветочек», «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и заяц», «Гадкий утёнок», «Царевна-лягушка», «Золушка». И вот какой психологический портрет получился у меня: «Я человек – трудолюбивый опрятный оптимист с развитым воображением, имеющий какой-то талант, способный любить, сострадать слабым, найти верных друзей, умеющий красиво одеваться». Если Вы хотите, чтобы ребёнок стал трудолюбивым, то ему нужно читать сказку «Золушка». Если Вы хотите, чтобы ребёнок испытывал сострадание к слабым, то – сказку «Лиса и заяц».

Ещё сказочный тест «Синяя Жар-птица». Однажды синяя Жар-птица неожиданно влетает в окно вышей комнаты и попадает в клетку. Что-то в этой сказочной птице привлекло вас, и вы решаете оставить её у себя. Но к вашему удивлению, на следующий день синяя Жар-птица меняет цвет с синего на жёлтый. Эта очень необычная Жар-птица меняет свой цвет каждую ночь – на утро третьего дня она ярко-красная, на четвёртый день она становится чёрной. Какого цвета Жар-птица на пятый день:

  1. Жар-птица не меняет цвет, она остаётся чёрной;
  2. Жар-птица возвращается к  своему первоначальному синему цвету;
  3. Жар-птица становится белой;
  4. Жар-птица становится золотой.

Ключ:

Жар-птица, которая влетела в вашу комнату, символ удачи, но неожиданно она стала менять цвет, заставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет очень непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределённость в вашей жизни.

  1. Те, кто подумал, что Жар-птица осталась чёрной, смотрят на жизнь пессимистически. Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она уже никогда не нормализуется. Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если всё так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
  2. Те, кто подумал, что Жар-птица снова стала синей, практические оптимисты. Вы верите, что жизнь – это смесь плохого и хорошего и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя в панику.
  3. Те, кто подумал, что Жар-птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно. Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужное горе. Этот подход означает, что всё вроде бы, происходит естественным образом и по-вашему.
  4. Те, кто подумал, что Жар-птица стала золотой, можно описать словом «БЕССТРАШНЫЙ». Вы не знаете, что такое давление. Для вас каждый кризис – это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно – это не французское слово». Но будьте осторожны, не дайте своей безграничной уверенности взять над собою верх. Грань между бесстрашием и безрассудством очень тонкая.

Спасибо за внимание!!!

С пожеланиями плодотворной работы Ваш учитель-логопед Павлова Татьяна Петровна.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №162»

Картинки по запросу картинки сказки под грибом для детей                          Картинки по запросу картинки сказки серебряное копытце для детей

Консультация для родителей

«Сказка в жизни ребёнка»

Картинки по запросу картинки ДЕТИ ЧИТАЮТ сказки

Подготовила: учитель-логопед

I квалификационной категории

группы компенсирующей

направленности для детей 5 – 6 лет №10 Павлова Татьяна Петровна

г.Оренбург, 2020

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Cказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, быть чутким к чужим бедам и радостям . Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Сказки для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Сказки очень важны для развития ребёнка, но важно уметь подбирать произведения по уровню развития ребёнка. Не правильно читать, скажем, трёх-четырёхлетнему малышу сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Больше времени займут объяснения, кто такая «столбовая дворянка» или что такое невод. И к концу первой страницы этого бессмертного произведения ребёнок потеряет к сказке весь интерес, и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.

Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте от года до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы — ребёнку это понравится. Например, отлично пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т.д..… В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Сказку можно и показать с помощью театра. В этом возрасте особенно уместны будут пальчиковые театры, театры матрёшки и игрушки, которыми он играет. А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Ийко бах! Деда Аааа! Баба Аааа! Мыка нельзя!!» и гладить бабу с дедом на картинке.

В возрасте от трёх до пяти лет дети уже все хорошо понимают, но у них всё ещё сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудрёным» сюжетом. Главными героями по-прежнему ещё остаются люди и животные. В этом возрасте ребёнку будут интересны многие русские народные сказки и сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова (Серебряное копытце), Андерсена («Гадкий утёнок», «Снежная королева» - для рассказывания), Сутеева («Кто сказал мяу?», «Под грибом») и других авторов.

Для дошкольников 5 – 7 лет выбор сказок ещё более широк. В возрасте с 5 до 7 лет дети начинают «примерять» образы из произведений на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях такого же возраста. Обратитесь к сказкам Астрид Линдгрен (Малыш и Карлсон), Джанни Родари (Приключение Чиполлино), к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните как называется?). Да и самое время к Александру Сергеевичу Пушкину вернуться. Можно читать про «трёх толстяков», про Гулливера. Не забывайте о таких классиках детской литературы, как Льюис Кэрролл (Аписа в стране Чудес», Кир Булычёв (Тайна третьей планеты).

Хочется обратить Ваше внимание на то, что сказку желательно не читать, а рассказывать (особенно детям от 1 года до трёх лет). Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.

Как же извлечь пользу из сказок в поисках смысла? Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Сказка «Репка», история о взаимопомощи и не только… Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живёт» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала всё вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка — Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дело надо доводить до конца. Можно прочитать ребёнку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлёк из них, как понял. Самое главное — это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает. Как Вы думает, какой скрытый смысл в сказке «Петушок золотой гребешок»? В этой сказке говорится о смене дня и ночи. Очень интересное толкование сказки «Петушок Золотой гребешок», в которой говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несёт очень уж далеко: «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро. И нужно помнить, что сколько бы времени у Вас в жизни не было бы плохо, нет такой ночи после которой, не наступило бы утро, и обязательно выглянет солнышко. Давайте обратимся к образу Бабы-Яги в сказках, как образу мудрости и смерти А какой богатый образ Бабы-Яги! Помните, какая она? Страшная, злая, живёт в лесу, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть. Однако почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? В Древней Руси существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) — вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга»? «Баба» — это главная женщина в древних культурах - мать. «Яга» — всё знающая и умеющая лечить. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала всё. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребёнка. Бабка-знахарка заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребёнок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. Вспомним сказку «Курочка Ряба». Почему бабка с дедом плакали, когда мышка разбила яйцо? Почему курочка Ряба пообещала снести простое яйцо вместо золотого? Естественно, что правильных ответов на эти вопросы нет. Вспомним сказку «Теремок». Почему медведь раздавил теремок? Анализируя эту сказку, мы можем прийти к такому выводу: с какими способностями ребёнок родился с тем мы (взрослые), и должны считаться. Мышка-норушка так и останется Мышкой-норушкой даже в шикарном замке. Она там выроет норку и будет там жить. Лягушка-квакушка никогда не станет серой, как Волчок-серый бочок. Вспомним сказку «Колобок». Давайте попробуем ответить на вопросы по этой сказке:

  1. Кто испёк колобка?
  2. Из чего бабка испекла колобка?
  3. Куда покатился колобок?
  4. А почему он покатился в лес, а не в город?
  5. Кого первого встретил колобок в лесу?
  6. Спойте песенку, которую пел колобок зайцу?
  7. Почему колобок сел на нос лисе?

Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребёнку, следует взрослому самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки ваше чадо.

К пяти годам, когда личность в её базовой основе сформирована, маленькому человеку самым волшебным образом открывается смысл его жизни – через любимые сказки. Впоследствии смысл жизни затушёвывается и открывается человеку в переломные моменты его жизни, на пике чувств – когда приоткрываются двери бессознательного. Докопаться до своей первичной сущности, подлинного «Я», взрослому человеку ой как не просто. Но сказки могут нам в этом помочь.

Вот Вам тест «Любимые сказки». Посмотрите на названия сказок, выберете самые любимые и выпишите их на листочек (так Вам будет проще в дальнейшем): «Жар-птица», «Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах», «Иван-царевич и Серый волк», «Лиса и заяц», «Конёк-Горбунок», «Гадкий утёнок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Золушка», «Колобок». Теперь просмотрите характеристики характера, к каждой выбранной Вами сказки:

«Жар-птица» - в характере человека возможность выигрывать – получать настоящее золото.

«Курочка Ряба» - человек очень уверенный в себе за счёт способности создавать что-то уникальное.

«По щучьему велению» - здесь главным смыслом являются жизнь без усилий, удачливость. У человека сильно развито воображение.

«Аленький цветочек» - человек способен любить.

«Гуси-лебеди» - человек способен преодолевать трудности.

«Кот в сапогах» - у человека развито чувство юмора и весёлый нрав.

«Иван-царевич и Серый волк» - главный смысл сказки – преданное служение , испытание и помощь природных сил. Человек легко находит верных друзей.

«Лиса и заяц» - у человека развито сострадание к слабым.

«Конёк-Горбунок» - люди-изобретатели.

«Гадкий утёнок» - человек – оптимист.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - смысл образа – это исполнение желаний. Человек очень внимательный.

«Царевна-лягушка» - смысл сказки кроется в способности к перевоплощению. Человек обладает каким-то талантом.

«Золушка» - главная идея – трудолюбие. Человек, любящий эту сказку, не только трудолюбивый, но и опрятный, умеет хорошо одеваться.

«Колобок» - человек с лёгким характером.

Далее попробуйте составить свой психологический портрет, опираясь на данные характеристики. Например, мне очень нравятся сказки: «По щучьему велению», «Аленький цветочек», «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и заяц», «Гадкий утёнок», «Царевна-лягушка», «Золушка». И вот какой психологический портрет получился у меня: «Я человек – трудолюбивый опрятный оптимист с развитым воображением, имеющий какой-то талант, способный любить, сострадать слабым, найти верных друзей, умеющий красиво одеваться». Если Вы хотите, чтобы ребёнок стал трудолюбивым, то ему нужно читать сказку «Золушка». Если Вы хотите, чтобы ребёнок испытывал сострадание к слабым, то – сказку «Лиса и заяц».

Ещё сказочный тест «Синяя Жар-птица». Однажды синяя Жар-птица неожиданно влетает в окно вышей комнаты и попадает в клетку. Что-то в этой сказочной птице привлекло вас, и вы решаете оставить её у себя. Но к вашему удивлению, на следующий день синяя Жар-птица меняет цвет с синего на жёлтый. Эта очень необычная Жар-птица меняет свой цвет каждую ночь – на утро третьего дня она ярко-красная, на четвёртый день она становится чёрной. Какого цвета Жар-птица на пятый день:

  1. Жар-птица не меняет цвет, она остаётся чёрной;
  2. Жар-птица возвращается к  своему первоначальному синему цвету;
  3. Жар-птица становится белой;
  4. Жар-птица становится золотой.

Ключ:

Жар-птица, которая влетела в вашу комнату, символ удачи, но неожиданно она стала менять цвет, заставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет очень непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределённость в вашей жизни.

  1. Те, кто подумал, что Жар-птица осталась чёрной, смотрят на жизнь пессимистически. Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она уже никогда не нормализуется. Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если всё так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
  2. Те, кто подумал, что Жар-птица снова стала синей, практические оптимисты. Вы верите, что жизнь – это смесь плохого и хорошего и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя в панику.
  3. Те, кто подумал, что Жар-птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно. Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужное горе. Этот подход означает, что всё вроде бы, происходит естественным образом и по-вашему.
  4. Те, кто подумал, что Жар-птица стала золотой, можно описать словом «БЕССТРАШНЫЙ». Вы не знаете, что такое давление. Для вас каждый кризис – это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно – это не французское слово». Но будьте осторожны, не дайте своей безграничной уверенности взять над собою верх. Грань между бесстрашием и безрассудством очень тонкая.

Спасибо за внимание!!!

С пожеланиями плодотворной работы Ваш учитель-логопед Павлова Татьяна Петровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни ребёнка»

Если спросить ребенка о том, что он больше всего любит делать, он ответит – играть! Дети играют и дома, и в детском саду. Им хочется играть всегда и везде, но больше всего они любят, когда взрослые иг...

Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребёнка»

Консультация предназначена родителям детей дошкольного возраста. Даны рекомендации приобщения  детей к лучшим образцам мировой классики....

Консультация для родителей "Игра в жизни ребёнка"

Игра- ведущая деятельность,в которой формируется его личность. Игра позволяет ребёнку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предмето, а так же через игру можно знакомить с рас...

консультация для родителей роль музыкального воспитания в жизни ребёнка

Роль музыки в жизни современного ребенка Принципы приобщения ребёнка к музыкальной деятельности...

Консультация для родителей "Деревянная игрушка в жизни ребёнка "

Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка» Подготовила: Воспитатель : Рогова Е.О. Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка» Вы зн...