Консультация для родителей "Особенности проведения артикуляционной гимнастики"
консультация

Игнатова Ольга Геннадьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"

 

Мы  правильно  произносим  различные  звуки  благодаря  хорошей  подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.  

Артикуляционной  гимнастикой  называются  специальные  упражнения  для  развития

подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме  артикуляционной  гимнастики.  Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка полноценных  движений  и  определенных  положений  органов  артикуляционного  аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Вашим  детям  артикуляционная  гимнастика  поможет  обрести  целенаправленность движений  языка,  выработать  полноценные  движения  и  определенные  положения  органов артикуляционного аппарата.  

 Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые  у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную  последовательность,  идти  от  простых  упражнений  к  более  сложным.  Проводить  их  лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются  для  повторения  и  закрепления.  Если  же  ребенок  выполняет  какое-то  упражнение недостаточно  хорошо,  не  следует  вводить  новых  упражнений,  лучше  отрабатывать  старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную  гимнастку  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок  может  воспользоваться  небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9-12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Работа организуется следующим образом.  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  Показывает  его  выполнение.  Упражнение  делает  ребенок,  а  взрослый  контролирует выполнение.  Взрослый,  проводящий  артикуляционную  гимнастику,  должен  следить  за  качеством выполняемых  ребенком  движений:  точность  движения,  плавность,  темп  выполнения, устойчивость,  переход  от  одного  движения  к  другому.  Также  важно  следить,  чтобы  движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  Сначала  при  выполнении  детьми  упражнений  наблюдается  напряженность  движений органов  артикуляционного  аппарата.  Постепенно  напряжение  исчезает,  движения  становятся непринужденными и вместе с тем координированными.  

В  процессе  выполнения  гимнастики  важно  помнить  о  создании  положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может  привести  к  отказу  выполнять  движение.  Лучше  покажите  ребенку  его  достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).  

Если  у ребенка при выполнении  упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не  совсем  правильно  выполняли  упражнения  или  проблема  вашего  ребенка  серьезнее,  чем  вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  

Выполнение совместно с родителями упражнений артикуляционной гимнастики: «Бегемот», «Лягушка», «Слоник», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика.

Упражнения  для  тренировки  различных  типов  выдоха,  способствующие  формированию правильного речевого дыхания:

 Сдувать  со  стола  мелко  нарезанные  цветные  бумажки,  вату,  пушинки  (выполнение  с   родителями)..

 Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши различной толщины, стараясь сдвинуть их с места (выполнение с родителями).

 Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

 Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе (выполнение с родителями).

 Надувать резиновые игрушки, шарики.

 Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

 Пускать мыльные пузыри.

Примечание.  Дыхательные  упражнения  выполнять  не  более  5  раз  для    исключения возникновения у ребенка головокружения.

Упражнения для развития  голоса (выработки мягкой голосовой атаки) и  речевого дыхания

Пропевание гласных на выдохе: укачивание куклы: аааааааааа…..  паровоз гудит: уууууууууу…..  

крик в лесу: ау…….  плач ребенка: уа….              

Упражнения на изменение силы голоса

 Игра «Едет паровоз».  Паровоз приближается: уууУУУ….;  Паровоз удаляется   УУууу….

 Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала; Элла пела)

 Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.

Обсуждение проблем,  

которые испытывают родители в процессе речевого общения с детьми:

 Обращали ли вы внимание   на то, какую пищу предпочитает кушать ваш ребѐнок: твѐрдую (яблоки, груши, морковь, курагу) или мягкую (овощные и фруктовые пюре и соки). Твѐрдая пища развивает  мышцы  нижней  челюсти,  приучает  ребѐнка  совершать  усилия  для  достижения результата.

 Как   проходит ваше общение с ребѐнком? Часто ли вы присаживаетесь возле ребѐнка или  берѐте его на руки, на колени, для того, чтобы поговорить с ним? Ребѐнок овладевает речью по подражанию. Для ребѐнка мало только слышать. Ему необходимо видеть положение губ, языка (по возможности), мимику. Ваше общение чаще должно проходить «глаза в глаза».

 Умеет ли ваш ребѐнок застѐгивать пуговицы, завязывать шнурки?

 Часто ли ваш малыш мучает вас вопросами почему? зачем? Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребѐнка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребѐнок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание…), взрослый же за это время  подготовится  к  ответу.  Тогда  малыш  получит  правильную  информацию,  увидит  в  лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

 Какие  книги  вы  читаете?  Какую  работу  проводите  над  книгой?  (Кто  из  главных  героев понравился?  Почему?  Какие  хорошие  (плохие)  поступки  совершил?)  Как  работаете  над иллюстрацией? (Подбор действий, определений, называние частей предметов, цветовая гамма…)

 Чем  любит  заниматься  ваш  ребѐнок  по  вечерам,  в  выходные  дни?  (мозаика,  пластилин, краски, раскраски, карандаши, конструкторы)

         Очень  важно,  проводя  развивающие  занятия  с  детьми  3-4  лет,  стимулировать  их речевую  активность,  выразительность  речи,  расширять  словарь,  вырабатывать  способность  к связному  рассказу,  изложению  своих  впечатлений  и  т.  д.  Но  для  этого  вовсе  не  обязательны нудные  каждодневные  занятия.  Лучше  развивать  речевые  навыки  в  свободном  общении  с ребенком,  в  творческих  играх.

Используйте  для  этих  занятий  то,  что  ваш  дошкольник  видит  вокруг,  дома,  на  улице,  в детском саду.  Когда  вы  вместе  с  ребенком  рассматриваете  какой-то  предмет,  задавайте  ему  самые разнообразные вопросы: "Вот автомобиль, а что  у него есть?"  - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." "Какой он величины? Какого цвета?  Из  чего  сделан?  Для  чего  нужен?"  Можно  просто  спросить:  "Какой  он?".  Так  вы побуждаете  называть  самые  разные  признаки  предметов,  помогаете  развитию  связной  речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Консультация для родителей по артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнастика дома с родителями....

Консультация для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

Консультация для родителей «Правила проведения артикуляционной  гимнастики»...

Консультация "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Конспект на тему "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"...