"Роль семьи в преодолении дефектов речи"
консультация

Мизерова Любовь Борисовна

Родительское собрание №1 в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_no1.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1 в старшей логопедической группе

Тема: «Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Приветствие

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Данный термин образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа  логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

Вы, отвечая на вопросы анкеты, сами выявили некоторые причины поступления вашего ребёнка в логопедическую группу.

Это:

  • «не выговаривает звуки,
  •  повторяет слова,
  • торопится,
  • заменяет звуки,
  • не определяет прошедшее и будущее время,
  • неуверенная речь,
  • маленький словарный запас,
  • нарушение грамматики,
  • неправильно ставит ударения»

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса;
- развитие мелкой моторики рук, т.к. учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга;
- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование выразительности речи, включающее выработку дикции, правильного дыхания, работу над ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме подгрупповых занятий и в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. На данном этапе (в сентябре) мы занимаемся  обследованием речи детей. Диагностика проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.  Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Некоторые игры я вам предлагаю в педагогической шкатулке.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами самим ребёнком;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. вы  должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- все задания выполняются до конца.

-Артикуляционные и пальчиковые упражнения выполняются каждый день по 3-5 мин. Можно приобрести песочные часы для точности.

5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Поэтому сейчас мы потренируемся в выполнении артикуляционной гимнастики, с которой вам дома уже предстоит поработать в ближайшее время.

(родителям даём зеркала, проводим некоторые артикуляционные упражнения)

6. Спасибо большое за то, что откликнулись, заполнили анкеты, приобрели рабочие тетради.. 

Педагогическая шкатулка.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 – 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф)
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

Дыхательные и голосовые упражнения

  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку
  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку
  • Надувать мыльные пузыри

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у),  плач ребенка (уа-уа-уа),  крик в лесу (ау-ау)

Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме.

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.

Игры со сказками  (инсценирование, придумывание)

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси - лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка "По - щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач - бедняк, Горький - сладкий, Полезный -вредный

Игра «Сделай большим (маленьким)»

Дом - домик – домище.  Мост - мостик – мостище. Дождь - дождик – дождище. Кот - котик – котище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи детей....

Доклад на тему: «Пути формирования правильного артикуляционного уклада для преодоления дефектов звукопроизношения у глухих учащихся».

В докладе описаны виды работ по формированию правильного артикуляционного уклада у детей с нарушениями слуха...

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дать информацию родителям о целях  логопедических занятий. Рассказать о  том, как могут помочь родители своему ребенку в преодолении речевых нарушений. Сформировать у них представление о зна...

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов и в переводе обозначает «вос...

Консультация " Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР

       Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пут...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...