Главные вкладки

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
    статья

    Колегова Ольга Николаевна

    Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx19.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила: 

    • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок.
    • Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
    • Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
    • На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
    • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
    • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
    • (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
    • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

    У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

     Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата -дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

    Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное

    движение. Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

    Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

    Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки(с - ш, з -ж. б-п. л-р и другие), но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука употребляет другой.

    Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

    Рекомендации для родителей по проведению

    артикуляционной гимнастики

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

    самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

    Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

    Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), нотогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Работа организуется следующим образом

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

         2.  Показывает его выполнение.

         3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

    В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

     Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

    Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.

     В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

    Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

    Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

    Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

    Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

    Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....