Проект "Дом под зонтом"
проект

Булатова Лариса Рафаиловна

Проект для родителей учащихся нуждающихся в повышенном внимании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_dom_pod_zontom.docx166.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Педагогический проект «Дом под зонтом»

с родителями учащихся МОУ «СКоШ»

https://www.culture.ru/storage/images/92261db13646473c49f671ba116d956d/e7af7e914c199f4cf6e4db9bc8584a65.jpg

Составители: Березина Н.П. социальный педагог,

Коваленко Е.В. логопед, дефектолог,

Булатова Л.Р. педагог – психолог.

Стрежевой 2019

Краткая аннотация проекта

В рамках Концепции развития психолого - педагогической службы сопровождения в системе образования Российской Федерации на период до 2025 г. необходимо создание единой системы развития и  воспитания обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, с проблемами в развитии, в обучении детей с  ОВЗ.  Не менее важным условием является разработка  программ, адаптированных потребностям и возможностям детей с особыми воспитательно – образовательными потребностями, индивидуальная психологическая помощь специалистов, позволяющих минимизировать имеющиеся проблемы.

Продолжающиеся изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, происходящая в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни семьи, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети с ОВЗ вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

        Основное внимание в данном проекте уделяется школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних обучающихся МОУ «СКоШ»,  проблемам в детско – родительских взаимоотношениях. Нежелание учиться – проблема, которая влечет за собой дальнейшие жизненные сложности.  Школа является наиболее активной формой взаимодействия ребёнка со сверстниками и  взрослыми, по этой причине именно на уровне школы наиболее эффективно работать с данной проблемой, используя школу как мини-модель общества.  

        Понятие дети «группы риска» и состав такой группы зависят от тех параметров, которые закладываются в выборку группы учащихся для более структурированного и плотного   психолого-педагогического сопровождения с учетом иных форм контроля и при необходимости специальных маршрутов. Проект «Дом под зонтом» осуществляет систему  сопровождения учащихся школы.

Тип проекта

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Цели и задачи проекта

Цель: обеспечение просветительской работы с родителями, способствование улучшению  микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечь родителей  к  совместной организации  развивающей досуговой деятельности детей;

-изучать особенности взаимоотношений между родителями и детьми с целью выявления проблем;

- определить перечень основных правил семейного воспитания соответствующих потребностям каждой семьи , имеющей проблемы в воспитании;

-создавать условия к положительной мотивации  родителей  в содействии образовательному учреждению, взаимодействию с собственным ребенком;

- обеспечить всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Основное содержание проекта

Принципы проекта:

  • Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
  • Соблюдение прав детей.
  • Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно - правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
  • Соблюдение педагогической и психологической этики.

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1)Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться,  человек должен сам захотеть именно этому научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

2)Принцип доверительности отношений: предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность специалистов, умение понять и помочь решить проблемы  воспитания  и  развития ребёнка.

3) Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, специалисты должны помнить следующее: во-первых, родители являются социальным заказчиком, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и специалисты призваны помогать.

4)Принцип утверждения ведущей роли родителей,  обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

4)Принцип эмансипации родителей, который предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же на самого ребенка, как на неспособного действовать самостоятельно, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить;  или, напротив, переоценивая возможности и способности ребёнка, то есть отстранение родителей от процесса воспитания.  Принцип активизации  желания у родителей лучше познать самих себя в роли активного участника в жизни ребёнка, его помощника и друга, что, в конечном итоге, поможет взрослым лучше понять своих детей.

Основные направления работы с семьей:

  • изучение  особенностей семьи: личная беседа; анализ документов; анкетирование; опрос родителей и детей;
  • составление информационной карты, социального паспорта; определение направления работы с семьёй;
  • возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций  семьи, представление и  пропаганда положительного опыта в вопросах воспитания при общении с другими родителями в мероприятиях класса, школы;
  • формирование семейных ценностей посредством проведения творческих семейных выставок, выполнения семейных творческих заданий;
  • организация работы родительского лектория;
  • обучение навыкам речевого, а, при необходимости, и невербального общения;
  • устранение трудностей в  общении посредством обретения родителями  практических навыков речевого общения с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи).

Формы работы:

  • - просветительская работа - беседы, дискуссии, лектории для родителей;
  • -психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
  • -психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
  • -активные формы взаимодействия: праздники, соревнования, ярмарки,  творческие выставки, тематические вечера, акции, экскурсии и походы.
  • - обучающие занятия для родителей, мастер – классы, практикумы.

Ресурсы и партнеры

Межведомственное взаимодействие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: КДН и ЗП; Управление образования; система дополнительного образования школьников, ПДН МО МВД России «Стрежевской»,  Библиотечно – информационный центр, Управление культуры городского округа Стрежевой

Целевая аудитория

Родители (законные представители) обучающихся, которые нуждаются в помощи (входящие в группы социального риска)

План реализации проекта 

 

Срок, дата

Содержание

Организатор

Ответственный

Сентябрь-октябрь

Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом

Педагог- психолог

Сентябрь-октябрь

Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска»

Социальный педагог, педагог – психолог

В течение года

Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними      1 - 9кл

Социальный педагог

Педагог – психолог

сентябрь

Проведение профилактических рейдов, с целью проверки занятости школьников.

Социальный педагог

Методическая помощь и консультирование педагогов по организации профилактических мероприятий

Индивидуальные консультации по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками.

Социальный педагог

Организация родительских собраний в ОУ «Профилактика асоциальных проявлений подростков». Анкетирование «Какой вы родитель?»

Лекторий: Взаимопонимание, как основа эмоционального благополучия в семье»

Педагог - психолог

Сбор информации об обучающихся, подозреваемых в употреблении ПАВ. Консультирование родителей.

Социальный педагог

Анкетирование родителей, сбор информации о ребенке для уточнения индивидуально – типологических особенностей и развития.

Логопед, дефектолог.

Консультирование родителей: «Особенности поведения людей, употребляющих ПАВ. Признаки».

Педагог- психолог

Общешкольное собрание «О мерах ответственности  родителей за безопасность и правонарушения   несовершеннолетних детей»

Инспектор ПДН МО МВД «Стрежевской» О.В.Киселёва, социальный педагог, педагог – психолог.

ноябрь

Собрание «Интернет – правовое поле. Риски для детей и родителей»,  в том числе о риске  влияния интернета на ребёнка,  являющимся фактором  возникновения суицидальных настроений, о мерах профилактики, были даны  рекомендации и распространены  памятки для родителей.

Социальный педагог

ноябрь

Мониторинг обучающихся, пропустивших более 40 часов без уважительной причины, представление информации по форме в Департамент образования и ПДН.

Социальный педагог

Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

Социальный педагог

Письменная консультация - познакомить родителей с практическим материалом  при этом используется тетрадь рекомендаций логопеда для каждого учащегося.

Логопед, дефектолог

Беседа с родителями «Контроль со стороны родителей о новых контактах, знакомых. Круг общения, круг интересов». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи».

Педагог- психолог

Лекторий для родителей: «Профессии: которые выбирают наши дети». Индивидуальные консультации «Пути преодоления асоциального поведения».

Индивидуальная беседа с родителями детей, состоящих на учёте.

Педагог- психолог

«Здоровье подростка,  угроза влияния  психоактивных веществ, риски  возникновения проблемы»

Фельдшер

декабрь

Проведение консультаций, информационно-разъяснительных бесед с обучающимися и родителями, фиксация результатов работы в маршрутах сопровождения.

Социальный педагог, педагог – психолог

Собрание «СНЮС- миф и реальность» (признаки потребления, влияние на организм ребёнка, о мерах профилактики, рекомендации памятки для родителей).

Социальный педагог

Индивидуальное консультирование родителей «Возрастные, индивидуальные особенности учащихся 5-9 кл, причины употребления ПАВ». Лекторий: Свободное время старшеклассника», «Чем живет подросток после школы? Внеучебные интересы Вашего ребенка».

Педагог- психолог

Открытое индивидуальное занятие для родителей детей, имеющих нарушения высших психических функций и звукопроизношения.

Логопед, дефектолог

февраль

Проведение совместных рейдов с инспектором по охране детства и классными руководителями в семьи обучающихся, состоящих на учёте или находящихся в группе риска.

Социальный педагог

Проведение мероприятий в рамках областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам!» на базе (опорных) кабинетов профилактики ПАВ

Социальный педагог

Март

«Эмоциональные  проблемы детей» сообщение на родительском собрании

Социальный педагог

Информационный стенд рекомендаций для родителей по всем лексическим темам коррекционного процесса.

Тематика.

1. Родителям о речи ребёнка.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

3. Общее недоразвитие речи.

4. Тяжёлые речевые нарушения.

5. Как организовать занятия дома.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Развитие речевого и неречевого дыхания.

8. Артикуляционная гимнастика.

8. Развитие психических процессов

Логопед, дефектолог

Родительское собрание «Культура речи в семье»

Логопед, дефектолог

май

Беседа с родителями «Нарушение детско-родительских отношений, как показатель асоциальных установок».

Социальный педагог

Родительское собрание: Контроль  родителей за детьми в летний период «Внимание лето.»

Педагог- психолог, социальный педагог

Обучающий семинар для родителей, который помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств.

Логопед, дефектолог

Декабрь-январь

Май-июнь

Сбор информации о детях «группы риска», особенностях детско-родительских взаимоотношений, изучение микроклимата в классных коллективах. Анализ полученных результатов,  планирование  дальнейшего сопровождения учащихся «группы риска»

классные руководители, родители, медицинский работник

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результат - педагогический продукт:

  • Создание, подбор и выпуск памяток, буклетов.
  • Разработка и оформление методических разработок совместных детско – родительских мерориятий.
  • Создание перечня тематических консультаций.

Результаты-эффекты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • обеспечить защиту прав и законных интересов детей и подростков;
  • создать условия для ликвидации детской безнадзорности;
  • стабилизировать, а в дальнейшем снизить, число правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
  • повысить эффективность профилактической работы в школе;
  • уменьшить негативное влияние социальных факторов;
  • повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся;
  • повысить правовую грамотность учащихся и их родителей;
  • повысить социальную адаптивность учащихся;
  • сформировать физическую культуру учащихся.

Основным критерием эффективности проекта будет снижение количества  правонарушений среди обучающихся МОУ «СКоШ» состояние физического, психологического и социального благополучия детей и подростков.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В следующем учебном году, можно продолжить работу в этом же направлении. Планируем разнообразить формы взаимодействия с родителями новыми формами, такими как открытые фронтальные занятия.

Литература

Литература для педагогов:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
  3. Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
  4. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
    Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
  6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
  7. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
  8. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.

        

        Литература для родителей:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
  2. Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21.
  3. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
  4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  5. Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
  7. Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей.

В приложениях к проекту можно представить:

  • учебно-тематические планы;
  • структуру раздаточных материалов;
  • тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;
  • структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
  • примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;
  • тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов
  • тематику/объем консультаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роспись зонта"

Роспись зонта-дополнение вашего образа и прекрасный подарок друзьям....

Осенний праздник для малышей "Под зонтом у куклы Кати"

Осенний праздник для малышей "Под зонтом у куклы Кати" с кукольным театром....

Инструкционно-технологическая карта "Ключница "Зонт"

В данной инструкционно-технологической карте представлен мастер-класс по изготовлению ключницы....

Волшебные картинки_зонт

Волшебные картинки_зонт...

Проект: "Дом под зонтом"

Основное внимание в данном проекте уделяется школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних обучающихся МОУ «СКоШ»,  проблемам в детско – родительских взаимоотношениях. Н...

Разбор заданий №1-5 ОГЭ по математике (зонт)

В данной презентации предсьавлено решение заданий №1-5 (зонт) варианта №27 (Ященко И.В. 36 вариантов ОГЭ - 2022)...