Консультация для родителей на тему " Голосовые игры по методу В. В. Емельянова"
консультация

Андреева Наталья Викторовна

«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» 

скороговорки   упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

                    подготовила

       музыкальный руководитель

                   Андреева Н.В.

«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА»

          по методике В.В. Емельянова.

Эмоциональность, яркость выступления детского певческого коллектива всегда очаровывает зрителей. За таким выступлением детей кроется кропотливая работа. Чтобы удержать интерес воспитанников музыкальный руководитель не только тщательно продумывает каждое хоровое занятие, но находится в постоянном поиске. Распевка очень важная часть вокального воспитания дошкольников, но кропотливая и однообразная работа над распевками уменьшает интерес младших школьников к пению. Как сделать распевку интересной? Над этим вопросом задумывался хотя бы раз каждый музыкальный руководитель. У каждого педагога свои пути решения этого вопроса. За годы работы с детьми «накопилось» много приёмов. Ответ на этот вопрос помог найти Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребёнку с учётом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у детей способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Маленький вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Работая с младшими школьниками, мы активно используем методом В.В. Емельянова. К абстрактным голосовым играм мы подобрали детские стишки, и дети 4-7 лет с удовольствием играют. Когда с детьми говорим про регистры: НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий (тонкий) читаем стишки. НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) регистр – толстым голосом:

                  Скороговорка

СЛОНЫ УМНЫ, СЛОНЫ СМИРНЫ, СЛОНЫ СПОкоЙНЫ И СИЛЬНЫ.

                                СЛОН

              ДАЛИ ТУФЕЛЬКИ СЛОНУ.

             ВЗЯЛ ОН ТУФЕЛЬКУ ОДНУ

             И СКАЗАЛ: - НУЖНЫ ПОШИРЕ,

             И НЕ ДВЕ, А ВСЕ ЧЕТЫРЕ!

                                       Самуил Маршак

 А вот пример для высокого (тонкого)регистра:

                                Мошки

             Облепили лампу мошки,

             Греют тоненькие ножки.

             Осторожно, мошки!

               Обожжёте ножки!

                                          В. Лужин

 Далее примеры, где регистры НИЗКИЙ (ТОЛСТЫЙ) и высокий (тонкий) представлены в одном стихотворении.

                        ЁЖИК И ЛИСИЦА

         Бежит ёжик вдоль дорожек,

         Да скользит по льдy.

           ГОВОРИТ ЕМУ ЛИСИЦА:

        "ДАЙ ПЕРЕВЕДУ"

        Отвечает серый ёжик:

        У меня две пары ножек

       Сам я перейдy"

                                Самуил Маршак

             Мышка или кошка?

              ЖИЛ НА СВЕТЕ КОТ-КОТИШКА

           ПО ПРОЗВАНЬЮ ХИТРЫЙ ТИШКА

           И жила на свете мышка

           по прозванью просто Мышка.

           Тише, тише, тише, тишь.

           В темноте крадётся Мышь.

           А за нею очень тихо,

            А ЗА НЕЙ КРАДЕТСЯ ТИХОН

                                                    С. Иванов.

                  Сова и синица

                   У СОВЫ У СТАРОЙ

                  НЕ ГЛАЗА, А ФАРЫ –

                  КРУГЛЫЕ, БОЛЬШИЕ,

                  СТРАШНЫЕ ТАКИЕ.

                 А у птички у синички,

                 У синички-невелички,

                 Глазки, словно бусинки,

                 Малюсенькие.

                                                В. Берестов

                            Тишка

       С НАМИ В ДОМЕ КОТ ЖИВЕТ,

       ПЕСНИ ВЕСЕЛО ПОЕТ:

       «МУР-Р-Р...», «МЯУ!»

     Рядом с ним котенок Тишка.

    Он совсем еще малышка.

 Образные, конкретные примеры помогают детям быстро и легко освоить материал.

      Упражнение В.В. Емельянова

                  «Штро-бас» - хххх

Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление. Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-басрегистр – вибранта голосовых складок.

       А в реке, где много ила, "ххх",

       Слышно песню крокодила "ххх".

       Вот проблема! Вот напасти! "ххх"

       Все боятся страшной пасти! "ххх"

       Нет у бедного друзей, "ххх".

       Ищет их он много дней, "ххх".

      Крокодил лишь слезы льет, "ххх",

      Хриплым голосом поет "ххх"!

       Упражнение В.В. Емельянова

               «Страшная сказка»

Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное. Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, по степенно приходя к оптимальной по фонетической

близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении. В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста. Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например:

педагог – «Ухал…»

дети – «У» и наоборот.

Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

               Абстрактный вариант:

             У    УО    УОА     УОАЭ     УОАЭЫ

 Конкретный вариант:

                          Ухал.

                          Охал.

                     Ахал филин.

             Эхо слышалось в лесу.

        Звери в страхе разбежались.

             Песни Фили испугались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДОМАШНЯЯ МАСТЕРСКАЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Основная цель данной консультации - познакомить родителей с ролью художественных игр, упражнений и занятий с природным материалом в развитии познавательных процессов и креативных способностей дошкольн...

Консультация с родителями на тему: «Пальчиковая игра в старшем дошкольном возрасте»

Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на заниматель...

Консультация для родителей на тему — «Дома играем-математику изучаем»

Консультация для родителей на тему — «Дома играем-математику изучаем»...

Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"

В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...

Консультация для родителей на тему: «Зимние игры и забавы»

Для детишек зима очень веселая пора! Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Зимние игры, безусловно, идут на п...