Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста»
консультация

Менлязова Анастасия Александровна

Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил. У детей раннего возраста этот процесс выражается в научении различать правильное и неприемлемое поведение....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._pervichnaya_sotsializatsiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста»

Консультация для родителей.

Первичная социализация ребенка раннего возраста.

Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил. У детей раннего возраста этот процесс выражается в научении различать правильное и неприемлемое поведение. Эти различия они понимают в общении со значимыми взрослыми – родителями. Малыши нарушают правила не потому, что хотят досадить родителям, а потому, что у них нет умений и опыта. И задача родителей – создать условия для выработки у детей привычки «правильно вести себя». Такими условиями – введение правил и правильная реакция на негативное поведение.

Как направлять ребенка правилами

1. Формулируйте ожидания четко и кратко. Многословие сбивает детей с толку.

2. Одновременно вводите не больше 1-2 правил. И вам трудно уследить за выполнением этих правил всеми детьми, да и дети начинают испытывать чувство сомнения - что можно и что нельзя.

3. Будьте последовательны, требуя от детей выполнения правил. Детям трудно понять, чего от них хотят, если правила постоянно меняются и к разным детям применяются по-разному. Например, есть правило: после туалета мыть руки. Нужно требовать соблюдения этого правила всякий раз, когда ребенок пользуется туалетом. Неукоснительность требования выполнения правила делает жизнь более предсказуемой.

4. Формулируйте правила как предложения, а не как запреты или приказания. Малыши лучше откликаются на позитивные правила.

5. Говорите «спасибо» и «пожалуйста». Вежливость задает тон сотрудничества и моделирует поведение, ожидаемое взрослыми.

6. Делайте акцент на поведении ребенка, а не на его характере. «Я огорчаюсь, когда ты дерешься. От удара бывает больно». «Ты взяла Анютину игрушку. Аня расстроилась». «Ты собрала салфетки». Следует избегать высказываний типа: «Мне не нравятся маленькие мальчики, которые дерутся», «Я не люблю, когда отбирают игрушки», «Умница девочка, собрала все использованные салфетки».

7. Используйте и слова, и действия. Немедленно останавливайте дей-ствия детей, если они могут быть опасны для них самих или для окружа-ющих. Например, два малыша дерутся из-за игрушки. Остановите драку, взяв обоих за руку или разведите их в разные концы комнаты. Если ребе-нок забрался на верхнюю перекладину шведской стенки и собирается спрыгнуть оттуда, - остановите его. Когда опасная ситуация останется позади, дети лучше поймут, что вы от них хотите и что по этому поводу думаете.

8. Будьте терпеливы, требуя выполнения правил. Маленькие дети - новички в обществе. От них нельзя ожидать соблюдения правил по первому требованию. Относитесь к детям, как к новичкам, которые еще только учатся.

Если у детей проблема с выполнением правил, попытайтесь:

• Повторить свои слова медленно и четко;

• Сказать то же самое, но более простыми словами;

• Сопроводить свои слова жестами;

• Показать детям, чего вы от них хотите.

Что делать в случаях «вызывающего поведения»?

Эмоциональные вспышки.

В этом состоянии ребенок визжит, он весь пунцовый, руки и ноги трясутся. Такие вспышки проистекают от неспособности малыша справиться со своими эмоциями гнева или с фрустрацией.

Если это поведение возникло в случае неудовлетворения желания, то с такими вспышками лучше всего справиться, изменив условия, вызвавшие ее. Например, заменив вечно падающий велосипед, убрав пирамидку, которая никак не желает складываться, добавив игрушек в центр песка и воды.

Если это гнев, то тактика должна быть иной. Такие вспышки лучше всего игнорировать, так как если уделить ребенку внимание в такой ситуации, он будет и дальше позволять себе подобное поведение. После того как вспыш-ка утихла, взрослый должен уделить ребенку внимание, успокоить его, по-мочь справиться с ситуацией. Например, после истерики из-за грузовика, который достался другому ребенку, можно сказать: «Ну, вот ты и перестал плакать. А теперь пойдем искать трактор».

Негативизм малышей

Иногда малыши делают противоположное тому, чего от них хотят или ожидают взрослые, или же кричат: «Нет! », таким образом утверждая соб-ственную автономию. Это неизбежно приводит к столкновению между взрослыми и детьми. Для избежания таких негативных ситуаций можно ис- пользовать следующие приемы:

- Не прибегать к ультиматумам. Вместо того, чтобы говорить: «Подними сейчас же! », лучше сказать: «Как ты думаешь, куда лучше положить эту игрушку? » или «Как ты думаешь, куклу лучше положить на кровать или посадить на стул? ». Такие формулировки помогают детям принимать решение, а значит, контролировать ситуацию, что и было, собственно, причиной конфликта.

- Дать детям возможность выбора. Малыши ищут возможность проявить свою силу. Принимая решение, какие носки надеть, какую бумагу использовать или что съесть сначала, они как бы становятся ответствен-ными за ситуацию. Давая детям возможность выбрать одну из двух по-зитивных линий поведения, взрослые помогают им почувствовать соб-ственную успешность и использовать собственную силу в положительном направлении.

- Когда дети говорят «нет», не реагируйте сразу, сделайте паузу. Избегайте конфронтации с детьми. Постарайтесь осуществить замену или перенаправить их. Небольшая пауза даст ребенку возможность успокоиться, а вам - собраться с мыслями и найти конструктивное решение. Вторая попытка уже не вызовет такого негативного приема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год

ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...

Консультация для воспитателей. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в простран...

Консультация для родителей «Как читать ребенку сказки и какие в возрасте 2–3 лет»

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности....

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Рекомендации для родителей: "Значение прогулки для ребенка раннего возраста"

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста"

Ранний возраст– ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно ...