Консультация для родителей «Соотношение страха и тревоги»
консультация

Менлязова Анастасия Александровна

Страх – одна из фундаментальных эмоций человека – может встречаться в любом возрасте, но чаще всего – в раннем детстве и переходный период (М. Раттер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.strah_i_trevogo.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Соотношение страха и тревоги»

Страх – одна из фундаментальных эмоций человека – может встречаться в любом возрасте, но чаще всего – в раннем детстве и переходный период (М. Раттер). Их распространенность – у детей связана с относительно легкой расторможенностью пассивно-оборонительного рефлекса, когда внешние, ситуационные воздействия приводят к развитию страха. (В. В. Ковалев и др.) .

В происхождении страха в детском возрасте играют роль различные факторы, среди которых социальные и, в частности, семейные занимают видное место (М. Раттер, А. И. Захаров, А. М. Прихожан и др., также значительная роль принадлежит «неправильному» воспитанию.

Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивный и социально-опосредованный; боязнь и тревожность, как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный

(при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений) .

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующий взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога выступает как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей.

Между страхом и тревогой имеются различия, отражающие степень опредмечивания такого переживания и временную оценку. Исходя из отличительных признаков определения страха и тревоги будут различны. Страх – реакция на определенную (реальную) опасность. Тревога – переживание неопределенной угрозы преимущественно воображаемого характера, направленное в будущее. Тревога ни к чему не привязана.

Тревогу определяют как состояние беспомощности перед лицом внешней угрозы, а страх – как состояние аффекта, в котором человек ведет себя целенаправленно по отношению к угрозе. Такой взгляд на проблему соотносит тревогу с ситуацией внешней опасности и требует решение вопроса об адекватности и эффективности поведенческой реакции.

Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, оно может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Условно различия между страхом и тревогой можно представить следующим образом: 1) тревога – сигнал опасности, с страх – ответ на нее;

2) тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;

3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;

4) стимулы тревоги имеют общий, неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;

5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;

6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный, а страх – эмоциональный, иррациональный феномен;

7) тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Уголок для родителей "Детские страхи"

В этом документе содержатся рекомендации родителям по воспитанию детей дошкольного возраста, имеющих различные детские страхи...

Консультация для родителей Прогоним детские страхи.

Консультация для родителей Прогоним детские страхи....

Памятка для родителей. «Детские страхи. Как с ними можно справиться с помощью игры».

 Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, в...

Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...