"Чем помочь старшекласснику?" (рекомендации родителям)
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Барина Алина Сергеевна

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками:

1.       Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.       Правил, ограничений, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в стиле «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3.       Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребности в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

4.       Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5.       Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6.       О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их!

Составитель: педагог-психолог Барина А.С.

ЧЕМ ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ?

Нужно научить старшеклассника правилам организации времени:

1.    Составление списка дел. Возьмите лист бумаги и запишите на нем все дела, которыми вам предстоит заниматься, например, в течение недели.

2.    Упорядочение дел в списке. Просмотрев внимательно весь список, вы увидите, что в нем есть дела сложные и простые. Сложные нужно разбить на части. Например, вы приглашены на день рожденья в воскресенье. Это мероприятие придется разбить на три части: выбор подарка, подготовка праздничного платья и посещение самого торжества.  В результате этого список дел станет более четким.

3.    Разделение списка на два: список регулярных дел и список прочих дел.  Регулярные – это те дела, процедура выполнения которых остается одной и той же, или те, которые нужно делать каждый день, каждую неделю, месяц. Подумайте, какие дела в вашем списке носят регулярный характер, и отметьте их. Прочие дела – это те, которые можно делать редко, и возникают они случайно.

4.    Превращение нерегулярных дел в регулярные. Обратимся к списку прочих дел, среди них есть такие, которые можно перевести в регулярные. Например, вместо того, чтобы стричься по мере надобности, можно установить правило и стричься в первую неделю каждого месяца. Теперь стрижка перейдет в список регулярных дел. Это позволит экономить время, заранее подготовиться к делу и не выбиваться из общего ритма.

5.    Разделение дел на жестко фиксированные во времени и имеющие временные рамки. В вашем списке будут занятия, которые не только регулярные, но и жестко фиксированные во времени. Это может быть занятие в секции каратэ, которые бывают два раза в неделю по вторникам и пятницам с 18 до 20 часов. Посмотрите, какие еще в вашем списке есть дела, имеющие жестко фиксированное время, и отметьте их.

6.    Превращение регулярных дел в четко фиксированные во времени и закрепление за ними одних и тех же часов. Многие регулярные дела, имеющие временные рамки, можно жестко фиксировать во времени. Переход от условной регуляции к фиксированной увеличивает гарантию выполнения ваших дел.

7.    Выделение степени неотложности нерегулярных дел. Для каждого из нерегулярных дел нужно отметить степень его неотложности и указать время, когда вы хотите его выполнить. Есть среди нерегулярных дел первоочередные. Например, вы обнаружили, что уже нет чистых тетрадей, значит, купить их нужно уже сегодня. Бывают «негорящие», нерегулярные дела, но если их долго не делать, то из «негорящих» они могут превратиться в «горящие». Так, если вовремя не уплатить за междугородние переговоры, то телефон могут отключить. «Горящее» дело нарушает ход других дел, отвлекает. Лучше его избежать, предупредить. Поэтому среди нерегулярных дел в вашем списке найдите те, которые могут стать неотложными и горящими. Отметьте их и укажите время, в которое вы сможете их выполнить.

Эти правила помогут старшекласснику спланировать дела на день, неделю, месяц, ничего не упуская, но и облегчат их выполнение!

Составитель: педагог-психолог Барина А.С.

Памятка для родителей

1.Будьте всегда чуткими к делам своих детей

2.Анализируйте с детьми причины их удач и неудач

3.Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко

4.Старайтесь не ограждать подростка от трудностей

5.Научите преодолевать трудности

6.Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед

7.Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»

8.Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)

9.Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно

10.Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка

11.Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте

12.Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию

13.Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)

14.Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

15.Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии

16.Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной

17.Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

18.Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.

19.Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.

20.Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.

21.Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

22.Помните: недоверие оскорбляет!!!

23.Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

24.Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).

Составитель педагог-психолог Барина А.С.

Отношения подростков и родителей, советы психолога

Сегодня, в современном обществе одной из главных проблем, возникающих у подростков, — это проблема детско – родительских отношений. В период юношества подросток освобождается от детской зависимости и движется к отношениям, которые основываются на взаимном доверии, уважении и нестабильном, но растущем равенстве. В большей части семей этот период проходит сложно, болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — это трудный период, дающий возможность оценить проверить всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость и состоятельность. Он протекает, сопровождаясь кризисами и конфликтами. В этот период выходят наружу все скрытые противоречия.

Такими проявлениями сопровождается начало периода отделения подростка от родителей, противостояние и сопротивление им. Ребенок становится неуправляемым, грубым, дерзким, резким, проявляет критическое отношение к взрослым. Пока ребенок мал, родители многого не замечают в нем, осознавая несокрушимость собственного родительского авторитета, и вот происходит смещение родителя с этого авторитетного места. Происходит это по той причине, что в глазах подростка родители – это незаменимый источник эмоционального и душевного тепла, без которого он чувствует спокойствия и уверенности. Остаются они и главным звеном в цепи, решающей вопросы наказания и поощрения, и образцом для подражания, олицетворяющие в себе лучшие качества человека, и старшим товарищем, которому можно довериться, в волнующих его вопросах. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этими обстоятельствами, вопрос о сложности в общении с детьми старшего школьного возраста затрагивает даже благополучные по всем признакам семей. Чаще трудности возникают потому, что родители не принимают и не осознают тот факт, что с взрослеющими подростками общение должно строиться кардинально отличающимся от общения с детьми.

Причины сложностей и конфликтов подростков с родителями позволяют расставить акценты в их отношениях. Данная информация будет полезна для приема квалифицированных мер по коррекции семейных отношений.

Советы психолога по взаимодействию с подростком:

- важно в разумных объемах предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе хобби, проявлять интересы, друзей, определять круг общения, высказывать свое мнение);

- важно помнить: ограничения должны понятными ребенку, имеющими разумные объяснения;

- дайте ребенку постоянное ощущение вашей веры в него, особенно в сложные периоды и моменты его жизни;

- родители должны владеть информацией о том, что ребенок делает, с кем поддерживает дружбу, чем увлекается и куда ходит его ребенок;

- делайте контроль ненавязчивым («Запретный плод всегда сладок»);

- старайтесь не осуждать ребенка, если их ценности, мнение и взгляды расходятся с вашими;

- не нужно запрещать подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с вашим ребенком), необходимо находить аргументы в пользу вашего мнения;

- дайте ребенку совет, что необходимо сначала оценить человека, его поступки, мысли, ценности, и только потом становиться для кого - то постоянным другом;

- старайтесь избегать допросов, придерживайтесь доверительных отношений с подростком;

- не стоит забывать себя в их возрасте, что и как вы делали, как поступали и что чувствовали вы;

- ищите способы договориться с подростком, не навязывая ему свое мнение;

- как бы ваш ребенок не проявлял себя, всегда пытайтесь понять причину, устранить ее и признаться себе в том, что возможно вы делаете что то не так.

Соблюдая эти несложные правила, можно с легкостью пережить сложности подросткового переходного возраста, сохранив доверительные и уважительные детско – родительские отношения.

Как общаться с подростком?

1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб. 

  • попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
  • демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;
  • сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;
  • определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;
  • оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
  • постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;
  • излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.

2. Если ссора все-таки разгорелась. 

  • Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.
  • Проявите гибкость, измените, подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
  • Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".
  • Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.

3. Если ребенок ушел из дома 

  • Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.
  • Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки в "Скорой помощи" и милиции.
  • Соберите сведения об его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь по возможности их проверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка в моменты последних встреч с друзьями.
  • При обнаружении местонахождения ребенка не спешите врываться туда и насильно его вытаскивать - результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один, побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.
  • Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес.
  • Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.
  • Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.
  • В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем родственникам и друзьям. Не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго останется непутевым.
  • Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей - в возвращении на учебу, работу и т.д. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия. 

Составитель педагог-психолог Барина Алина Сергеевна

Советы родителям:

1. Вы хотите видеть вашего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в разнообразном физическом труде.

2. Вы хотите видеть его умным и образованным — приобщайте к чтению, расширяйте кругозор, воспитывайте жажду знаний.

3. Вы хотите видеть его всегда веселым жизнерадостным — не дайте закиснуть ему в праздности и лени.

4. Вы хотите закалить его волю и характер — не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы, преодолевать трудности.

5. Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, хорошим товарищем — пусть он ежедневно трудиться вместе с другими, учится помогать товарищам, отзываться на чужую боль.

6. Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел свое место в жизни — знакомьте его с различными видами деятельности, вырабатывайте у него трудолюбие и ответственность за свои поступки.

7. Как можно чаще интересуйтесь успехами и поведением своих детей.

8. Педагоги школы — ваши помощники в воспитании. Советуйтесь с ними, помогите им со своей стороны лучше узнать ваших детей. Узнавайте, с кем дружат и проводят свободное от занятий время ваши дети, как ведут себя на улице, в общественных местах.

Педагог-психолог: Барина Алина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям

Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....

Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем

Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка  к школе....

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...