Особенности подготовки к детскому утреннику для ребенка с ОВЗ
консультация

Коновалова Мария Игоревна

Для ребенка с ОВЗ любое мероприятие, в том числе и утренник, особенно, если он происходит впервые - это не простое событие. нередко оно требует особенной подготовки как самого ребенка, так и его родителей. Данная статья - это консультация для родителей, обьясняющая возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться на детском утреннике, рассмотрение негативных реакций на праздник (и их причин) у ребенка, а также дающая рекомендации, как постараться предотвратить такие проблемы, чего ждать родителям и как себя вести, чтобы у ребенка остались положительные впечатления от мероприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский утренник – возможные проблемы для «особенного ребенка»

Детский утренник – это веселый и долгожданный праздник и для самого ребенка, и для его родителей, наполненный множеством ожиданий. Однако не всегда интересы всех участников и зрителей этого праздника совпадают, особенно, дело касается ребенка с ОВЗ, поэтому родителям необходимо быть готовыми к различного рода реакциям со стороны своего малыша.

Праздник или экзамен?

Для ребенка утренник – не только приятное событие, но и нередко серьезное испытание. И не важно, проходит ли мероприятие в детском саду, школе или городском Дворце культуры. Родители ждут от своего ребенка демонстрации способностей и успехов, активного участия в коллективных играх, примерного поведения и хорошего настроения. Воспитатели и учителя надеются на дисциплинированность, организованность, четкость и выполнение отработанной программы, и опять же, с хорошим настроением.

Но у ребенка часто совсем другие интересы – он ждет от праздника самого праздника, с непосредственными играми, призами и подарками, а все остальное нередко воспринимается им как навязанные обязанности, совершенно не нужные ему самому. Такое столкновение интересов может послужить причиной возникновения разного рода проблемных ситуаций во время утренника. К тому же, открытое коллективное мероприятие всегда активизирует в детях те черты их характера и особенности поведения, которые дома не всегда заметны, но от которых напрямую влияют на прохождение праздника. Поэтому родителям важно знать особенности своего малыша, чтобы помочь ему справиться с трудной ситуацией во время утренника и не допустить разочарования от праздника.

Откуда берутся проблемы и как с ними справиться…

Тревожный ребенок. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто обладают повышенной тревожностью. То может быть обосновано их собственным отношением к своим особенностям, низкой самооценкой, стеснительностью и ограниченным опытом пребывания в социуме, но, чаще всего, тревожность является симптомом многим психическим заболеваниям, которые сопутствуют основному диагнозу ребенка.  И детский утренник, с предшествующей подготовкой, усиленным вниманием и сопутствующей суетой может стать для таких детей настоящим стрессом, провоцирующим различные страхи, неврозы, а порой и агрессивное поведение.

«Мама, я боюсь»

Когда ребенок, незнакомый с «чудом перевоплощения», видит множество артистов, переодетых в сказочных героев, он может действительно испугаться, расплакаться и даже убежать.

Самое главное в такой ситуации – не ругать и не высмеивать страхи ребенка, ведь именно сейчас ему очень нужна помощь и поддержка родителей. Видя, что малыш стал напряжен и не хочет подходить, чтобы сфотографироваться с Дедом Морозом, не стоит его заставлять и уговаривать. Лучше возьмите его на руки, посадите себе на колени или просто будьте все время у него на глазах, позвольте ему самому выбрать безопасное расстояние, ведь не так важно, получится ли хорошая фотография и пообщается ли ребенок с переодетым артистом, главное, чтобы ему было комфортно на своем празднике.

Заметив же такую реакцию страха у ребенка по отношению к сказочным героям, не оставляйте эту ситуацию без внимания, даже если утренник уже прошел. Знакомьте его постепенно с театром, костюмированными праздниками, устраивайте дома дни перевоплощений, когда вся семья может переодеваться, надевать маски, использовать грим.

«Все на меня смотрят» 

Другая разновидность проявления тревожности ребенка во время утренника – боязнь публики и публичных выступлений. Ребенок может замечательно справляться со своей ролью дома или на репетиции, в знакомой обстановке и с привычными людьми, но стоит появиться посторонним зрителям, как ребенок мгновенно забывает все слова и движения, нервничает, порой даже замирает на месте от страха.

Как раз в таких случаях необходимо прямое участие родителей. Нет ничего страшного, если Вы расскажете стишок вместе с ребенком, а вместо хоровода он посидит с мамой в зрительном зале. Сейчас психологическое здоровье ребенка важнее хорошего выступления. А в будущем, при правильном подходе, страх перед публикой будет уменьшаться и вытесняться. Старайтесь тренировать ребенка дома, настраивая его не на выступление, а на заманчивую игру, в которой важно участие и оно не оценивается зрителям. Погружение в деятельность поможет ему меньше концентрироваться на взглядах окружающих. Ну и, конечно, постепенно вводите ребенка в общество, пусть он периодически присутствует сначала в кругу знакомых людей, а затем и посторонних; давайте ему поручения и поощряйте любую прилюдную активность.

«У меня болит живот»

Такая ситуация, пожалуй, является крайним вариантом проявления невротической реакции перед детским утренником, тем не менее, встречается она не так уж редко. Ведь дети с ОВЗ очень впечатлительны и зависимы от своего психоэмоционального состояния. Поэтому, когда ребенок сильно не хочет идти на праздник по причине страха перед неудачей, выступлением, оценкой родителей, да к тому же и не имеет возможности выразить это свое чувство, он может действительно заболеть. Появляются недомогания в животе, голове, может заболеть горло и появиться кашель.

«Предпраздничные болезни» - серьезный повод для родителей задуматься и насторожиться. Почему ребенку настолько некомфортно на утреннике? Не слишком ли активно вы стимулируете его творческую активность? Не предъявляете ли слишком высокие требования? Не оцениваете ли негативно его неудачи и оплошности?

Постарайтесь максимально убедительно донести до ребенка (а нередко и до себя) мысль о том, что Вы идете на утренник не для того, чтобы проверить его способности, и ему нет необходимости делать там то, что ему не нравится,  утренник – это праздник, повод порадовать себя и окружающих, время для веселья и подарков. Не стоит готовить малыша к экзамену и требовать от него рекордов уделять этому событию слишком большое внимание. Воздержитесь от сравнения своего ребенка с чужими детьми, всегда находите положительные моменты в деятельности малыша и не забывайте искренне хвалить за них. Обратите внимание на свои эмоции и поступки, которые могут усилить тревожность и спровоцировать его страх перед утренником. Ведь даже хмурое лицо мамы на утреннике, ее незаинтересованность или постоянные одергивания у чувствительного ребенка могут закрепить нежелание посещать подобные мероприятия.

Незаинтересованность и отсутствие мотивации. Не все дети, равно как и взрослые, любят публичные выступления. Детям с тяжелыми интеллектуальными и психическими нарушениями часто непонятно, зачем нужно тратить свое драгоценное время на неинтересное, а порой и неприятное занятие. Но на открытую демонстрацию детского «не хочу» родители и учителя обычно мало обращают внимания, поэтому ребенку приходится применять некоторые хитрости и уловки, чтобы избежать принудительного участия в утреннике.

«Я забыл слова!»

Случается, что оставшись неуслышанным и непонятым, малыш покорно учит стишок дома, но на празднике в качестве протеста не говорит ни слова или откровенно хулиганит и капризничает.

Прислушивайтесь к желаниям и интересам своего ребенка, ведь вы тоже стараетесь избежать того, что не любите, и протестуете, когда вам пытаются это навязать. Даже если у Вашего ребенка есть способности, они обязательно проявятся, но лишь при наличии у него мотивации и желания их показать. Поэтому не акцентируйте внимания на том, как ребенок повел себя на утреннике, не ругайте его за кривляние или молчание, но в следующий раз постарайтесь не перегружать его, а превратить процесс выступления в увлекательную игру, разучивая стихи и роли эмоционально и непринужденно, поощряя и радуясь успехам вместе с ним.

 Консервативность в жизни ребенка. Дети с ОВЗ, особенно дети с аутизмом, очень подвержены устоявшимся традициям и стереотипам образа жизни. А праздник, как известно, всегда выбивается из сложившегося распорядка, что само по себе может стать причиной небольших проблем.

«Не хочу надевать костюм!»

Большинство детей с аутизмом очень консервативны в одежде, они привыкают к удобным, знакомым вещам, поэтому дорогое праздничное платье или костюм для утренника воспринимается ими настороженно.

Не настаивайте, если ребенок не хочет надевать заранее приготовленную одежду, возьмите ее с собой на тот случай, если он решит передумать, увидев остальных детей в нарядной одежде. Если же нет – не в одежде праздник, ограничьтесь небольшими праздничными аксессуарами и позвольте ребенку чувствовать себя комфортно.

Консервативность ребенка может проявляться не только в одежде. Помните о том, что вялость, плаксивость и капризы могут быть следствием нарушения его режима или быть вызванными усталостью, эмоциональной перегруженностью. Родителям необходимо учитывать эти обстоятельства при планировании праздничного мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского утренника "Сказочное путешествие в Париж"

Сценарий детского утренника, посвящённого 8 марта "Сказочное путешествие в Париж"...

Сценарий детского утренника "Магазин игрушек"

Сценарий детского утренника "Магазин игрушек"...

Сценарий детского утренника "Конкурс красоты"

Сценарий детского утренника "Конкурс красоты"...

СЦЕНАРИИ ДЕТСКИХ УТРЕННИКОВ

Это детские музыкальные утренники, которые проводятся в детском саду с детьми дошкольного возраста...

Методика подготовки и проведения утренника в детском саду.

Консультационный материал для воспитателей ДОУ, родителей воспитанников ДОУ....