Статья. Организационные формы работы в группе продленного дня.
статья

Носова Светлана Евгеньевна

Организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня по выполнению самостоятельного домашнего задания целенаправленно формирует навыки самостоятельной работы, развивает интерес к новому. Приносит радость  в амостоятельно выполненном задании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Организационные формы работы

в группе продленного дня

(из опыта работы)

Самоподготовка

– организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Немалую роль в выработке этих навыков играет воспитатель. Организуя выполнение домашнего задания, он приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой. Форма работы -  групповая (начинаем и заканчиваем выполнение домашней работы одновременно), парная (взаимопроверка) и индивидуальная (со слабоуспевающими учениками). Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять правильность решения задач и примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: делать обратное вычисление; при выполнении упражнения еще раз повторить правило и сравнить свои записи с образцом в учебнике; рассказать прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану или, по опорным словам, (используя таблицу); спросить себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось. Дети, которые раньше времени заканчивают выполнение домашнего задания могут по желанию стать консультантами, что повышает их статус как в глазах других учащихся, так и в их собственных или сыграть с воспитателем в шашки, шахматы и т.п.

          Воспитатель не ставит оценки за действие или бездействие обучающегося в группе. В ГПД не проводится проверочных или контрольных работ. Часть родителей даже запрещает детям делать уроки во время нахождения в группе продленного дня. Все это заставляет воспитателя выбирать наиболее интересные и эмоционально окрашенные формы и методы работы.

Метод театрализации

-    использование сценариев «Театр – экспромт». Дети с удовольствием принимают участие в таких постановках. На первом этапе (когда дети еще плохо читают, стесняются) воспитатель сам распределяет роли и подсказывает какие делать движения, каким голосом(тоном) говорить, какие использовать атрибуты для роли. Небольшая группа «актеров» выступает перед всей группой продленного дня. «Зрители» получают представление о том, как надо вести себя в «зрительном зале» - не шуметь, слушать внимательно и хлопать в конце представления. Позднее, когда дети становятся старше, они уже сами могут поставить такой спектакль для соседней группы продленного дня.

-  чтение по ролям сказки, басни или рассказа, заданного по литературному чтению. Если в сказке несколько героев и динамичный сюжет ученики могут просто разыграть её как ролевую игру.

Метод проектной деятельности

-  один из самых лучших и интересных методов  работы. Однако, в начальной школе, идея создать нечто большое, что займет больше времени чем урок должна исходить из желания учеников или воспитатель может увлечь детей такой идеей.  Проект «Новогоднее украшение класса» достаточно долгосрочный, но одновременно полон какого-то радостного предвкушения праздника и каникул. Начинаем заготавливать снежинки, рисовать снеговиков для гирлянд. Выбираем как лучше украсить окна, стены и дверь. Выпуск стенгазеты потребует много усилий и со стороны воспитателя и учеников, но зато как приятно, когда ребята из соседних классов приходят посмотреть на твое «классное» творение.

Проведение конкурсов

-  конкурс также можно рассматривать как популярный метод работы,  особенно когда дети принимают участие в подготовке конкурса, получают предварительное задание к конкурсу, принимают участие в жюри конкурса. В приложении дана разработка конкурса «А ну-ка, девочки!». Естественно после такого конкурса, мальчики потребовали провести конкурс для них.

        Для формирования универсальных учебных действий

в группе продленного дня можно использовать и такие формы работы как

-  составление рассказа по цепочке (такая деятельность способствует и планированию, и прогнозированию)

        Для парной и индивидуальной формы работы используются другие методы и методические приемы

- «Преднамеренные ошибки»

-  Взаимоконтроль

-  Взаимный диктант

-  Составление рассказа по картинкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и направления воспитательной работы в группе продленного дня

Основные задачи воспитательной деятельности и пути их решения....

План работы воспитателя группы продленного дня. 8 класс.

Материал предназначен для использования в работе воспитателя  коррекционной школы VIII вида....

Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...

План воспитательной работы воспитателя группы продленного дня на 2014-2015 учебный год

Цели и задачи  на год, ежедневное планирование, план работы с родителями, характеристика группы...

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...