Формирование социальной ответственности личности: роль школы и семьи
статья

Ахмедова Ильсияр Ильясовна

 

мМетодическая разработка: совместная конференция педагогов и родителей

(в школе 207 прошла как XXIII ОБЩЕШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)

«Формирование социальной ответственности личности: роль школы и семьи»

 

Авторы: Учитель русского языка и литературы Ахмедова Ильсияр Ильясовна.,

педагог-психолог  Бодня Анастасия Игоревна.

 

Цель проведения конференции: инициировать конструктивный диалог между школой и родителями по вопросу воспитания социальной ответственности у обучающихся.

Задачи проведения конференции:

- помочь родителям осознать новую образовательную реальность и принять необходимость ее признания;

- помочь родителям ориентироваться в ней;

- показать родителям, что у них есть основание для сотрудничества со школой – это интересы ребенка, которые школа удовлетворяет профессионально, а родители лично;

            - помочь родителям узнать возможности ребенка;

            - выявить новые возможности сотрудничества педагогов и родителей.

Планируемый результат проведения конференции:

            Сближение позиций педагогов и родителей в вопросах воспитания социальной ответственности, появление взаимопонимания. Осознание родителями необходимости получать точную информацию о правах и обязанностях участников образовательного процесса.  Преодоление недоверия и предвзятого отношения к школе у части родителей.Методическая разработка: совместная конференция педагогов и родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: совместная конференция педагогов и родителей

(в школе 207 прошла как XXIII ОБЩЕШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)

 

«Формирование социальной ответственности личности: роль школы и семьи»

Авторы: Учитель русского языка и литературы Ахмедова Ильсияр Ильясовна.,

педагог-психолог  Бодня Анастасия Игоревна.

Цель проведения конференции: инициировать конструктивный диалог между школой и родителями по вопросу воспитания социальной ответственности у обучающихся.

Задачи проведения конференции:

- помочь родителям осознать новую образовательную реальность и принять необходимость ее признания;

- помочь родителям ориентироваться в ней;

- показать родителям, что у них есть основание для сотрудничества со школой – это интересы ребенка, которые школа удовлетворяет профессионально, а родители лично;

        - помочь родителям узнать возможности ребенка;

        - выявить новые возможности сотрудничества педагогов и родителей.

Планируемый результат проведения конференции:

        Сближение позиций педагогов и родителей в вопросах воспитания социальной ответственности, появление взаимопонимания. Осознание родителями необходимости получать точную информацию о правах и обязанностях участников образовательного процесса.  Преодоление недоверия и предвзятого отношения к школе у части родителей.

Программа конференции

  1. Пленарная часть (30 минут)
  1. Открытие  конференции. Выступление  председателя Совета родителей школы.
  2. Выступление  заместителя  директора школы 207.

 «К вопросу о социальной ответственности»

  1. Представление социальных проектов учащихся.
  2. Аналитическая справка по результатам анкетирования всех субъектов образовательного процесса. Педагог-психолог
  3. Выборы редакционной комиссии

  1. Работа секций (30 минут)

Секция 1. Название (тема): «Школа – образование, семья – воспитание?»

Содержание: зоны ответственности семьи и школы в вопросах воспитания и образования.

Секция 2. Название (тема): «Двойка? Ну и ладно!»

Содержание: снижение значимости оценки для всех участников образовательного процесса. Мотивирующая функция оценивания.

Секция 3. Название (тема): «А можно пересдать?»

Содержание: права учеников на получение образования. Открытость образовательного процесса и доступность образовательной среды.

Секция 4. Название (тема): «А что мы можем?»

Содержание: права и полномочия субъектов образовательного процесса.

Секция 5. Название (тема): «Хулиганы и гении»

Содержание: Навешивание ярлыков на ребенка. Сформированная у педагогов и родителей система ожиданий по отношению к ребенку.

Секция 6. Название (тема): «Кто людям помогает, тот тратит время зря»

Содержание: Формирование социальной, трудовой и общественной ответственности детей.

Секция 7. Название (тема): «По разные стороны баррикад» или «Мы вместе?»

Содержание: Доверие школы к родителям и родителей к школе.

  1. Подведение итогов работы (30 минут)
  1. Подведение итогов работы секций.
  2. Оглашение решения  конференции.
  3. Заключительное слово председателя Совета родителей

Подготовительный период:

  1. Создание рабочей группы по проведению конференции (заместитель  директора ОУ по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, методист, педагог-организатор, члены Совета родителей).

Задачи рабочей группы:

- планирование и проведение подготовительного периода;

- проведение анкетирования по теме конференции, анализ результатов;

- мониторинг проектной деятельности старшеклассников, выбор проектов для выступлений  на конференции;

- подготовка выступлений 1-й части конференции;

- подготовка работы секций: разработка ситуаций, требующих решения, дискуссионных вопросов и тезисов

  1. Организация и проведение анкетирования  обучающихся, их родителей и педагогов.

Опрос старшеклассников.

Анкета

        А. Оцени правильность утверждений:

  1. Можно соблюдать только те правила, с которыми ты согласен.             да/нет
  2. Если задумываться о правильности жизни, она может пройти мимо.    да/нет
  3. Бескорыстно помогать людям – глупо.                                                       да/нет
  4. Я делаю то, что мне нравится, а не то, что я должен                                 да/нет
  5. Цель оправдывает средства                                                                          да/нет
  6. Если я захочу, могу что-нибудь изменить в обществе или стране            да/нет
  7. Я бы не стал(а) совершать многие поступки,

 если бы знал(а) о последствиях                                                                     да/нет

            Б. Продолжи высказывание:

Социальная ответственность – это______________________________________

Опрос родителей.

Результат обработки опроса обучающихся в ГБОУ школа № 207 (фрагмент):

(Показан процент обучающихся, ответивших положительно)

Опрос родителей и педагогов:

Анкета

  1. Продолжите высказывание:

Социальная ответственность – это _________________________________

  1. Примером для ребенка в первую очередь являются (выберите нужный ответ):

родители                      сверстники                 учителя                  кумир

  1. Кто ответственен за успеваемость и уровень знаний (выберите нужный ответ)?

   школа                        семья                       сам ребенок

  1. Кто ответственен за достижения и успехи вне школы?

школа                            семья                       сам ребенок

Результат обработки опроса в ГБОУ школа №207 (фрагмент):

Итоги опроса размещаются на сайте школы.  С анализом итогов опроса на конференции выступает педагог-психолог.

Мониторинг проектной деятельности старшеклассников.

Члены рабочей группы опрашивают педагогов, ведущих проектную работу, с целью ознакомления с наиболее содержательными ученическими проектами, выполнение которых требует  материальной и организационной поддержки. Предпочтение отдается творческим и социальным проектам. В опыте ГБОУ школа 207 – социальный проект «Крышечки» (раздельный сбор мусора), инициированный ученицей 10 класса и требовавший авторитетной поддержки родителей; а также проект «Диорама», требовавший средств на приобретение материалов.

Выделяется время на прослушивание выступлений авторов выбранных проектов, необходимую корректировку.

Подготовка выступлений на пленарной части конференции.

Выступление председателя Совета родителей: открытие конференции; озвучивание целей и задач конференции.

Выступление заместителя директора:  «К вопросу о социальной ответственности»: разъяснение  ключевых понятий

Выступление педагога-психолога: анализ результатов анкетирования; формулировка проблем, требующих решения.

Выступления учеников-авторов проектов: презентация проектов, просьба к участникам конференции о необходимой поддержке.

Ключевые понятия и сведения:

Социально-ответственное поведение предполагает сознательное исполнение конкретных обязательств относительно социальных отношений и взаимодействий в семье, в группе сверстников и в общественных и воспитательных организациях на основе принятых норм, установленных правил, традиций, а также готовность отвечать за последствия собственных действий в микросоциуме и перед самим собой.

Социально-ответственное поведение в семье предполагает исполнение конкретных обязательств в семейно-бытовой сфере, доверительные взаимоотношения с родителями и другими родственниками на основе принятых в семье традиций и правил, а также готовность отвечать за свои действия во внутрисемейной сфере.

Социально-ответственное поведение в группе сверстников предполагает исполнение конкретных обязательств в дружбе, эмоционально-близкие взаимоотношения со сверстниками на основе принятых в группе норм, правил и собственных ценностей, а также готовность отвечать за свои действия в коллективе и в межличностном общении.

Социально-ответственное поведение в общественных и воспитательных организациях предполагает исполнение конкретных обязательств в общественной и воспитательной организациях просоциального характера на основе принятых в организации норм, правил, а также готовность отвечать за свои действия в соответствующих организациях.

Понятие социальной ответственности, которое мы рассматриваем как интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение человека на основе осознания им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий.

\\DC\_HD$\a.e.paschenko\Desktop\10.jpg

Работа по секциям.

                Для проведения секций выделяются ведущие и их ассистенты из числа участников рабочей группы. В каждой секции примерно равные по количеству участников группы родителей и педагогических работников, но для работы секции участники меняются социальными ролями – педагогические работники рассматривают ситуацию с позиции родителей и наоборот.  Ведущий в начале работы озвучивает задачу: выработать конкретные предложения  для решения проблем, поставленных на выступлениях во время пленарной части. Ведущий предлагает участникам секции проанализировать конкретную ситуацию из школьного быта, установить причины её возникновения, меры и способы предупреждения подобных проблем. Итогом обсуждения в группах должны стать предложения конкретных мер исправления ситуации, профилактики, способов формирования социальной ответственности детей и подростков. Ассистент фиксирует решение участников каждой группы. В конце работы секции анализируются выявленные противоречия в позициях групп (если таковые имеются), высказывания обобщаются, сообща формулируются предложения для решения конференции. Участники секции выбирают выступающего для заключительной части.

Методический материал для ведущих секции

Вступительное слово:

Мечта каждого родителя — дать приличное образование и воспитание своему ребенку. Мечта каждого учителя — обучить всех своих учеников своему предмету, воспитать любознательных, заинтересованных, успешных граждан нашего общества. Итак: у родителей и учителей есть важные общие ценности, желания, интересы. И родители, и учителя намерены действовать в интересах и на благо ребенка. Откуда же возникают противоречия, конфликты? Делить ведь нечего! И все же, вероятно, каждый учитель сможет припомнить ситуации, когда у него не складывались взаимоотношения с кем-то из родителей, а почти каждый из родителей сможет привести примеры, когда возникали трения с кем-то из учителей. Как и почему это происходит?

Поскольку цели общие — обучение и воспитание ребенка, — значит, корень проблем нужно искать в средствах — в том, как  реализуются эти цели, какие условия и отношения возникают в процессе продвижения ребенка к «разумному, доброму, вечному». И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов личные симпатии, антипатии, которые могут возникать между учителем и родителем в процессе их общения, имеющие косвенное отношение к учебно-воспитательному процессу, но создающие важный фон, «рабочую атмосферу», которая окружает всех «участников образовательных отношений».

Резюмируем: и учителя, и родители прилагают усилия для обучения и воспитания ребенка. Когда несколько людей осуществляют общую деятельность, возникает проблема распределения сфер ответственности и обязанностей. И здесь появляется первый повод для конфликтов.

Учителя жалуются, что родители совсем не занимаются обучением и воспитанием детей, родители — что учителя плохо выполняют свои обязанности, рассчитывая, что ребенка всему научат дома. 

Существует целый ряд юридических документов, регламентирующих права и обязанности всех участников образовательного процесса, — это и внутришкольные нормативные акты (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.), и федеральные, и региональные Законы (Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», Семейный кодекс РФ и др.), и даже международные конвенции (Конвенция о правах ребенка и др.). Однако, представляется, что дело не в недостаточной отрегулированности прав и обязанностей детей, учителей и родителей (хотя знать свои и своего партнера по общей деятельности права и обязанности никогда не лишне), а в элементарном отсутствии диалога и взаимного согласия относительно того, кто, что и каким образом будет делать. Учитель и родитель союзники, но между ними, как правило, отсутствует даже намек на «союзнический договор», то есть хотя бы устное соглашение об общих «правилах игры» в деле образования ребенка. Проблема выливается в целый ряд недоразумений:

Учитель:

— слабо учитывает семейную ситуацию ребенка, а то и просто о ней не знает,

— не учитывает (и не использует!) семейные приоритеты и ценности конкретной семьи,

— не использует или нерационально использует возможности родителей,

— не управляет активностью и энергией родителей, направленной на получение максимальной пользы для своего ребенка, а, наоборот, старается эту активность погасить или хотя бы снизить, как непредсказуемую и опасную,

— не делится с родителями своими наблюдениями и успешным опытом обучения ребенка, использования его возможностей,

— не получает информации от родителей об их успешном опыте обучения ребенка, или не доверяет этому опыту,

— сталкивается с тем, что родители смотрят на школу глазами ребенка, поскольку у них недостаточно собственной информации и др.

Родитель:

— имеет искаженную или неточную, неполную информацию о происходящем в школе,

— не знает, как ведет себя в школе ребенок, поскольку поведение непосредственно зависит от среды, а в школе она иная, чем дома; по этой же причине не может повлиять на поведение ребенка в школе,

— как правило, знает требования школы, но не понимает, почему они применяются к нему и к его ребенку именно таким образом, поэтому, нередко, игнорирует их или даже активно отвергает,

— не получает информации от учителя об успешном опыте обучения ребенка и не может использовать этот опыт дома,

— постепенно начинает относиться к учителю и школе, как к источникам непредсказуемых неприятностей, непонятных требований, безосновательной критики; в связи с этим, старается учителей и школы избегать, что только усугубляет ситуацию.

Второй источник недоразумений, иногда превращающихся в серьезные проблемы и конфликты, психологический. Речь об эмоциях, вернее, о недостаточном внимании, которое им уделяется педагогами и администрацией некоторых школ. Все-таки образование — это, прежде всего, люди — дети, родители, бабушки-дедушки, завучи и директора, прочие специалисты. А во взаимоотношениях людей всегда много эмоций, и возникают они по самым разным, порой мелким поводам; причем повлиять на взаимоотношения могут очень серьезно.

Одной из причин для появления негативных эмоций становится непонимание того, что происходит, и непонимания позиции других лиц в этой ситуации. Непонимание, в свою очередь, возникает из-за недостатка информации, о котором мы говорили выше. Но есть и другие причины для возникновения  эмоций, на которые хотелось бы обратить внимание.

Серьезный повод для возникновения эмоций — оценки. Важную часть деятельности педагога составляет оценивание деятельности учеников. Я подчеркиваю, именно деятельности, поведения учеников, а не их самих, не их личности! Об этом, увы, забывают сплошь и рядом, как учителя, так и родители. Сейчас речь не только об оценках, выставляемых в дневник, но и о словесных, описательных оценках поведения и деятельности. Любые оценки ребенка вызывают вполне определенные эмоции у родителей, тем более что практически всегда воспринимаются, как оценки их самих и их родительской компетентности. То есть, например, двойка в дневнике воспринимается родителем не только как оценка знаний ребенка по предмету, но и как двойка ему, родителю, не позаботившемуся о должной подготовке сына или дочери к уроку. При этом как-то возразить или оправдаться не получится — прямого канала связи с учителем не существует, объясниться невозможно. Невозможно возразить и на критику учителем ребенка на родительском собрании — не будешь же оправдываться при всех. Так постепенно формируется общий негативный фон отношения родителей к школе и учителям.

Исходя из изложенного, попробуем сформулировать некоторые возможные шаги, которые могут быть полезными для выстраивания подлинных отношений сотрудничества, взаимодействия педагогов и родителей как союзников в общем деле образования детей.

Раздаточный материал: Памятка для неравнодушных взрослых

 Хорошо, если в процессе общения учитель:

— выслушивает проблемы и трудности родителей, пожелания, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— интересуется обстоятельствами семейной жизни ребенка, принятым укладом жизни семьи, сложившимися взаимоотношениями и ролью в воспитании ребенка каждого члена семьи,

— ставит родителей в известность о текущей жизни школы и класса, о происходящих событиях и мероприятиях, ближайших и отдаленных планах,

— информирует о способах и критериях оценки той или иной деятельности ребенка,

— делится наблюдениями и своим опытом обучения ребенка,

— критически относится к своему опыту, учитывая, что ситуация в обществе меняется достаточно быстро, и его профессиональные знания и навыки нуждаются в постоянном уточнении и совершенствовании,

— учитывает роль оценок ребенка в эмоциональном состоянии родителей,

— на общих мероприятиях (например, родительских собраниях) поднимает вопросы, важные и интересные для всех родителей; проблемы и критические замечания обсуждает индивидуально с теми, к кому они относятся,

— включает родителей в жизнь класса (участие в подготовке и проведении мероприятий, в подготовке проектов и др.)

— если необходимо предъявить требование или выразить критику, пользуется культурным способом предъявления требований и критики: описывает то, что происходит (без оценок и эмоций, так, как сняла бы видеокамера), после чего выражает пожелание. Например: «Вы не были на прошлом родительском собрании. Я бы хотела, чтобы Вы не пропускали их в будущем» или «Коля сделал много ошибок в прошлом диктанте и получил двойку. Я бы хотела, чтобы Вы повторили с ним дома такие-то правила». Затем, выслушивает возражения, принимает их во внимание или повторяет требование еще раз.

— не забывает, что критикуется только поведение, а не личность ребенка или его характер.

Хорошо, если в процессе общения родитель:

— выслушивает информацию, предоставляемую учителем, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы,

— серьезно относится к требованиям учителя, школы, принимает их к сведению и старается соблюдать, поскольку, как правило, они имеют в своей основе государственные требования и не могут быть изменены школой,

— доверяет опыту учителя, признает его статус и профессионализм, прислушивается к его советам,

— старается включаться в жизнь класса, школы,

— сообщает учителю контактные данные для связи, в том числе, оперативной (мобильный телефон, электронную почту),

— по возможности, заранее договаривается с учителем о своем посещении школы, о вопросах, которые хотелось бы обсудить,

— по возможности, в разговоре с учителем избегает эмоциональных заявлений и оценок,

— помнит, что учителя, которые не любят детей, встречаются не так уж часто: им в школе не выжить; а таких, кто не хотел бы детям добра, вообще не бывает,

— в случае возникновения проблем, обсуждает их, в первую очередь, с самим учителем, стараясь найти взаимоприемлемый вариант решения, если это не удается, обращается к завучу или директору школы.

Ситуации для разбора на секциях и подсказки к их решению:

Секция 1.  «Школа – образование, семья – воспитание?»

Ситуация для обсуждения: Иван учится в пятом классе, мальчик был положительно настроен на обучение в школе, хорошо подготовлен. В начальной школе возникали небольшие проблемы с выполнением домашних заданий, родители активно делали уроки вместе с сыном. В средней школе  начались серьезные сложности. Ваня часто не справляется с домашними заданиями, их выполнение занимает у него много времени. Иногда Иван сидит за уроками по 4-5 часов. Родители по возможности активно помогают, но ребенок часто избегает выполнения, пытается «скинуть» свою работу на родителей, которые уже не могут уделять столько времени совместным урокам. Но они, как и многие родители, считают, что помогать детям выполнять домашнее задание - их святой долг. И если они пустят все на самотек, то успеваемость ребенка упадет ниже плинтуса. Да и домашние задания нынче такие, что не каждый взрослый справится…

В итоге родители пришли к учителю жаловаться на то, что устали от того, как много времени и сил тратит вся семья на выполнение уроков. Они считают, что школа перекладывает на них свою функцию – учить ребенка. И они не одни такие в классе. Предлагают сократить объем и сложность домашних заданий.

Учитель считает, что домашняя работа необходима, кроме того, домашние задания, в основном, направлены на закрепление и фактически являются повторением того, что ребенку ранее объяснили на уроке. Соответственно, проблема, на взгляд учителя, не в объеме или сложности ДЗ, а в подходе к нему самого ученика и/или родителя. И если бы Ваня был внимателен во время работы на уроке, не отвлекался и серьезно подходил к учебе, то никаких проблем не возникло бы.

В чем вы видите причину сложившихся проблем? Какие ошибки допущены родителями/учителем? Что может предложить учитель родителям при условии, что серьезно сократить объем домашних заданий невозможно? Что со своей стороны могут изменить/сделать родители, чтобы помочь ребенку справляться с заданиями самостоятельно?

Общая проблема: дети сами не справляются с учебой, родители вынуждены помогать.

Мнение родителей, высказанное в беседе: Уважаемые учителя, а почему вы вообще считаете, что родители обязаны учить своих детей? Родители обязаны выполнять свои должностные обязанности на своей работе, а учить — дело учителя. И с какой, позвольте спросить, стати обучить ребёнка таблице умножения или алфавиту стало обязанностью родителей, а не школы? 
Ваш обязанность — научить, а не просто провести этот час. 
Или я не права? 
А дети в классе разные, да. Так, простите, разные дети это и есть ВАША работа. 
Это всё равно, что врач, подойдя к вам лежащей,  скажет в общих чертах, что он знает о вашей болезни, а потом будет ждать, когда вы сами найдете нужную информацию и вылечитесь. 
Вылечитесь - хорошо, а нет, то кто ж виноват? Не врач же. 
Очень удобно всё переложить на родителей, а самим прийти,  отсидеть час и с чувством собственного удовлетворения пойти домой. 

Ответ учителя: Если вы приходите к врачу, он вас осматривает, определяет вид терапии, направляет на ряд процедур в рамках поликлиники и/или стационара, но при этом дома вы должны принимать лекарства по определенной схеме (прописанной врачом) и соблюдать диету. Вы же не ждете, что будете ходить к врачу ежедневно 3 раза в день, чтобы он положил вам в рот таблетку. И вряд ли захотите получить все 3 таблетки в однократный прием, если организм должен получать их последовательно в разное время.

Подсказка:  Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции:

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

Что делать? Учитель может предложить различные методы и приемы, позволяющие более эффективно справляться с домашними заданиями

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  • Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
  • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Совет родителям

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  • Не кричите.  Вместо этого определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Секция 2.  «Двойка? Ну и ладно!»

Ситуация для обсуждения: Катя учится в 3-м классе. По русскому языку у нее сплошные двойки, очень редко Кате удается получить более высокую оценку. Родители, да и сама Катя, поначалу сильно расстраивались из-за плохих оценок. Но со временем стали относиться к этому гораздо спокойнее. «Да у нас у половины класса двойки за контрольную, ну и что». На второй год не оставят, да и к концу четверти обычно учитель очень старается «натянуть» незаслуженную тройку. При этом у Кати отличная успеваемость по математике и чтению, но к этому все привыкли, и на попытки девочки «похвастаться» пятерками по этим предметам ответ, как правило, один: «Лучше бы ты по русскому так старалась».

В результате ребенку становится неинтересно учиться хорошо, ведь ее успехи учитель и родители практически игнорируют, а по сложному для себя предмету пятерок ей не видать.

Каковы могут быть причины плохой успеваемости Кати по русскому? Что могут сделать родители и учитель Кати?

Ситуация для обсуждения: В 5А классе – иная ситуация. Учитель начальной школы часто шел навстречу ученикам и родителям, двойки и даже тройки можно было переписать в любой момент. Дети не боялись получить плохую оценку и не всегда с полной отдачей готовились к проверочным работам или к уроку. Ведь все равно всегда можно исправить. Родители привыкли к тому, что детям всегда можно «пересдать». Новый учитель по истории такую политику не поддерживает. Написал на «2» - значит, так и оставляем. Требования и правила нового учителя родители считают неправомерными. Поскольку обращения к классному руководителю с просьбой «повлиять на педагога» не увенчались успехом, родители решительно настроены требовать от администрации «сделать что-то, чтобы дать детям возможность нормально учиться».

В чем опасность второй ситуации? Как дети будут учиться дальше, если ситуация не изменится? Какие действия будут наиболее эффективны и/или неэффективны со стороны родителей? Какими должны быть действия школы в данной ситуации?

Подсказка: Как показывает статистика, 20% детей плохо осваивают школьную программу и имеют двойки по нескольким предметам. Самой распространенной причиной плохой успеваемости является отсутствие у ребенка склонности к обучению предмета. Если ваш ребенок получает двойки по математике, но радует вас оценками по гуманитарным предметам, не стоит заставлять его решать задачи и примеры, чтобы он учился по всем предметам хотя бы на четверки. Научить будущего писателя считать, а будущего программиста писать сочинения вряд ли получится, но вот самооценка ребенка от вашего отношения к его учебе сильно пострадает.

Секция 3.  «А можно пересдать?»

Ситуация для обсуждения: Саша учится в 7-м классе и довольно часто пропускает заниятия. Причины у него разные – то голова заболела, то на соревнования надо ехать (Саша занимается футболом). Родители часто пишут в школу записки, определенно не занимая жесткую позицию в вопросе посещения школы.

В результате Саша иногда пропускает важный материал или проверочные работы по темам. Учителя относятся к этому по-разному: кто-то разрешает приходить в любое время после уроков, кто-то выделяет дополнительные часы для часто пропускающих или «отстающих», а кто-то уверен, что ребенок должен сам находить возможность справиться с ситуацией.

К концу третьей четверти у Саши накопилось много задолженностей и есть вероятность получение четвертных «двоек» по трем предметам. Родители пришли в школу с просьбой дать мальчику возможность исправить оценки, досдать работы и дополнительно позаниматься с учителями.

Два учителя отреагировали достаточно категорично: «надо чаще появляться в школе», «мы не будем за ним бегать». Что делать в этой ситуации родителям, педагогам и администрации школы?

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Подсказка:  Взглянем на ситуацию пропусков детей (по любым причинам) со стороны учителя. Через учителя  в неделю проходит 8-10 классов примерно по 25 человек в каждом. Одновременно болеть или отсутствовать по иным до 20-30 человек из разных классов. Объяснять пройденный материал каждому пропустившему ребёнку физически невозможно! Но учитель может создать условия, при которых ребёнок справится с пройденным материалом сам: 1) подсказать, что прочитать в учебнике; 2) обратить внимание на важные правила, которые надо выучить; 3) дать тренировочные задания, проверить их и исправить ошибки. В современных условиях болеющие дети могут воспользоваться и общением по электронной почте.

Умение управлять своей познавательной деятельностью, добывать нужную информацию, осознавать её и использовать при решении конкретных задач — важнейшие общеучебные умения! Если они сформированы, то вопрос пропусков уроков и негативного взаимодействия с учителями после болезни отпадает сам собой!

Что касается высказывания: "Учитель не имеет права спрашивать пропущенный материал" — оно в корне не верно. Учитель не только может, но должен спрашивать! Учитель выполняет социальный заказ и должен дать и спросить все те элементы содержания, которые прописаны в образовательном стандарте по каждому предмету!

А в законе об образовании, кстати, прописано, что если ребёнок не посещает школу, то ответственность за получение знаний несёт лицо, являющееся родителем или заменяющим его по закону (опекуном). А ещё в современных образовательных стандартах красной нитью проходит, что школа должна не просто давать предметные знания, а должна научить ребёнка процессу познания!

Так что, уважаемые родители, мы не должны противостоять друг другу! У нас с вами общие задачи и интересы. А, значит, только понимая друг друга, мы можем взрастить поколение грамотных людей!

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя.

Секция 4. «А что мы можем?»

 Проблема: Очень часто родители сталкиваются с жалобами детей на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться. 

Ситуация для обсуждения: Елена учится в 9-м классе. Девочка всегда неплохо училась, была в хороших отношениях с одноклассниками и учителями. Но в конце 8-го класса ребенка как подменили. Девочка стала грубить, замыкаться в себе, на уроках в лучшем случае просто отказывалась что-либо делать. Периодически стала пропускать школу без уважительных причин.

Классный руководитель неоднократно проводил беседу с родителями, пытался выяснить причину таких изменений в поведении Елены. Родители выражали недоумение и говорили, что в семье все отлично, ничего у ребенка не менялось, причины им самим неясны. Впоследствии этих встреч родители старались избегать. Поскольку ситуация стала усугубляться, мама была приглашена  на прием к школьному психологу. К концу разговора мама призналась, что они с папой разводятся, а девочка с прошлого года выбрала проживание с отцом, с матерью практически не общается, считая ее виноватой в разрыве.

Должны ли были родители информировать классного руководителя о произошедшем в семье? Могло бы это помочь ребенку? Должен ли психолог сообщить полученную информацию до классного руководителя?

Ситуация для обсуждения: В первый класс  пришел учиться мальчик Женя.

Сейчас дети в 3 классе. Уже третий год конфликт ученика с классом и учителем. Женя может вдруг заплакать на уроке или засмеяться, взбрыкнуть и опрокинуть парту. Ему постоянно кажется, что дети в классе хотят его обидеть. Если ребенок бежит по коридору, Женя думает, что это бегут за ним, поэтому он просто сбивает ребенка или бьет его. Одна девочка жалуется, что он постоянно ее тыкает карандашом на уроке английского. Учится мальчик то на 2, то на 4, он то активный и крутится постоянно, плачет и смеется на уроке, может закричать; то,  наоборот, сидит - в одну точку смотрит и ничего не пишет. Еще Женя может упасть на пол и потом говорить, что это его толкнули.  Он не может контролировать свои эмоции: если учитель делает замечание - может импульсивно схватить то, что под рукой, и бросить в одноклассника.

Когда на продленке ребята гуляют, Женя бросает во всех камни. Прогулки для него были отменены.

Недавно родители  подали коллективную жалобу на имя директора, в которой написали о том, что уже опасаются за здоровье своих детей.

 Поведение родителей Жени: Мама обвиняет во всем школу и других родителей. Папа и мама Жени уверены, что класс - это стая волков во главе с учителем и директором школы, которые целенаправленно унижают ребенка. Папа угрожает директору, хочет в школе поставить камеру, чтобы доказать, что имеет место издевательство над его сыном. Родители были у психолога, он после обследования рекомендовал домашнее обучение. Они согласились, а затем сказали, что не доверяют этому психологу, что имеют право учиться на общих основаниях.

Вероятно, ребенок имеет неврологический диагноз, но родители такую информацию школе не давали. Как поступить в этой ситуации администрации школы? Педагогу? Родителям других учеников? Родителям Жени? Какие выходы из сложившейся ситуации возможны?

Подсказки - мнение специалистов:

Нельзя обучать ребенка, если не знаешь, что с ним происходит. Нельзя найти к нему подход, если не понимаешь, какую книгу и про какой диагноз нужно открыть. Нельзя разобраться в проблемах, если не знаешь, как эта проблема называется. 

 И если нужно отказать ребенку в особой помощи, если нужно выгнать его из школы, если нужно заклеймить его, как какого-то плохого и злого, испорченного и никуда не годного, то самый лучший способ – скрыть все то, что с ребенком происходит на самом деле.

Секция 5.  «Хулиганы и гении»

Ситуация для обсуждения: В школе и университете Света училась только на пятёрки. Учёба, учёба, учёба, учись, ты же лучшая, ты отличница, мы тобой гордимся. "Что, четверка за контрольную? Думаю, ты могла бы лучше". Да, золотая медаль, да, красный диплом, зам.начальника отдела в небольшой компании в 23 года, но!  Отсюда переработки, хроническая усталость, невозможность доверить другим выполнить работу – «не справятся». Света мучается от «синдрома отличника», даже по мелочам Света не просто переживает, а дело зачастую доходит до нервного срыва. Она же должна соответствовать…

Вася учится в 5 классе. Вася у нас двоечник. Васю стараются не вызывать к доске (все равно не ответит), даже если он поднимает руку в классе, учитель делает вид, что не замечает – «опять глупость скажет». Учительница начальной школы сразу подготовила своих коллег – в целом, класс у меня сильный, но вот Вася, к сожалению, всегда отстает. И тянется за Васей его история неуспеха. Если в первых классах мальчик искренне старался учиться лучше, то сейчас он не видит в этом большого смысла – все равно двоечник.

Можно ли избежать стереотипов в отношении детей? Зачем нам (родителям и учителям) нужны эти стереотипы? Чем они опасны?

Как ребенку, привыкшему быть «двоечником», стать успешным? И как «отличнику» смириться с тем, что он когда-нибудь может перестать быть лучшим?

Отличник на любое              Двоечник на любое 
- Зачем?                               - Надо! 
отвечает                              отвечает:  
- Надо!                                 - Зачем? 

В школе:

— Садись, три!
— Но почему три? Я же хорошо отвечал.
— Три и всё! Ты просто не можешь знать на четыре.

И дома:

"Старший у меня - трудный ребенок. А младший - одна радость".

«Витя у нас агрессивный мальчик, сколько его ругали и наказывали – не помогает»

«Вы ее особо не слушайте, постоянно врет, и так с раннего детства. Такой уж ребенок»

ПОДСКАЗКИ: Доказано: слово ранит. В 1939 году в США над детьми-сиротами провели психологический эксперимент, через несколько лет названный чудовищным. Были отобраны и разделены на две группы 22 ребенка. В процессе проводившегося обучения одну группу детей хвалили, называли их речь хорошо развитой и правильной. Вторая группа постоянно подвергалась критике: детей высмеивали за малейший промах, называли заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые не знали проблем с речью, после негативных комментариев педагогов развились симптомы заикания. На протяжении всей своей жизни дети, которые подверглись жесткой критике, оставались застенчивыми и разговаривали неохотно. В 2007 году участникам эксперимента были принесены извинения и выплачена компенсация в миллион долларов.

Исследование, проведенное Клодом Стилем и Джошуа Аронсоном, доказывает, что, даже ставя галочку в анкете против своего пола и расы, вы можете оживить стереотипы в своем мозгу и понизить ваши результаты теста.

Допустим, вам предстоит тест по предмету, в котором, как считается, в силу пола или расы вы не сильны. Если перед самым его проведением вам каким-либо образом напомнить о вашей гендерной или расовой принадлежности, то это почти обязательно приведет к понижению ваших результатов теста, причем существенному. Многие другие исследования также показывают, что чернокожие ничем не уступают белым, а женщины — мужчинам. Но лишь до тех пор, пока стереотипы дремлют. Стоит только поместить в аудиторию, где проходит тест по математике, больше мужчин, чем женщин, и показатели последних тут же падают.

«Школа должна не только давать знания. Она должна подготовить личность к жизни и сформировать те духовно-нравственные устои, которые соответствуют цивилизованному человеку». Таков современный подход к пониманию школьного образования.

Секция 6. «Кто людям помогает, тот тратит время зря»

Ситуация для обсуждения:  25 апреля объявлен общегородской субботник. Учитель приглашает детей на уборку пришкольной территории. Зачастую мы слышим такую реакцию от ребят: «Вы не можете нас заставить. Детский труд запрещен. Вы не имеете права». Также в конце четверти в школе проводится «День чистоты», дети убирают свои классы, моют парты, стулья и др. Реакция зачастую аналогичная.

Ситуация 2: Походы в музеи, театры – «нам некогда»

Что делать? Надо ли педагогам настаивать на выполнении? По каким причинам дети и/или родители отказываются от выполнения работ или от внеурочной деятельности? Что может сделать учитель/школы, получив категорический отказ или стойкое нежелание со стороны родителей «отпускать» ребенка для участия в подобных мероприятиях?

Подсказки

Момент 1. Трудовое воспитание. Пункт 4, статья 34 ФЗ 273. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Возможный вариант нарушения
 – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д., детей обязуют посещать внеклассные мероприятия.

Тогда как раньше трудовое воспитание, выполнение общественных обязательств, участие в разного рода школьных и внеклассных мероприятиях было одной из основ воспитательного процесса в школе, позволяющего формировать социально-ответственное поведение.

Прежде всего, необходимо обеспечить прямую коммуникацию

Секция 7.  «По разные стороны баррикад» или «Мы вместе?»

  1. Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? 
  2. Марина - ученица четвертого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.

Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это довольно давно. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.

Ситуация конфликтна, потому что мама Марины стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.

Как преодолеть конфликт?

Подсказки: К сожалению, дети воспроизводят то, что им транслируют взрослые. Мы стали свидетелями процесса «десакрализации» Учителя. В нашей стране учителя никогда не получали больших зарплат, но их труд долгое время воспринимался и ими самими, и обществом как миссия. Сейчас учителям предлагают роль наемных работников, предоставляющих образовательные услуги. А учителя, что бы там ни говорили, не только учат, но и воспитывают наших детей. Ребенок зачастую проводит с ними больше времени, чем с родителями. 

Когда родители, а вслед за ними дети относятся к учителю как к обслуге и учитель чувствует себя униженным, это влечет за собой некоторые последствия. Во-первых, учитель в таких условиях будет постоянно испытывать соблазн использовать власть над ребенком для моральной компенсации, для самоутверждения. Поэтому родители, отказывая в должном уважении учителю, подставляют собственного ребенка. Во-вторых, любое обучение невозможно без элементов принуждения. Если учитель не требователен к ученикам, то пользы от такой учебы никакой. Естественным правом на такое принуждение в глазах ученика может обладать только авторитетный для него человек. Наконец, обесценивается само знание, ради которого дети идут в школу. Ведь носитель этого знания не достоин уважения в глазах ребенка. 

Родители и учителя — естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех.

        Заключительная часть:

Выступления от каждой секции с предложениями в решение конференции. Выработка и принятие решения конференции.

Предложения, выработанные на секциях на 23-й общешкольной конференции в ГБОУ школа № 207:

1. Социальная ответственность для наших детей – это возможность учиться и получать образование.
2. Школе и семье необходимо действовать согласованно и строго совместно в решении вопроса ликвидации академической задолженности ученика. Ответственность за ликвидацию академической задолженности лежит на ученике, семье и школе. Необходимо соблюдать утвержденный школой алгоритм ликвидации академической задолженности.

3. Для эффективного взаимодействия семьи и школы необходимо обеспечить возможность прямой коммуникации педагогов, детей и родителей. 
4. Школе - обеспечить конфиденциальность полученной от родителей информации о состоянии здоровья, семейной ситуации и личностных особенностях ученика.
5. Учителям – выработать единую систему требований и оценивания учащихся.
4. В школе необходимо развивать службу психолого-педагогико-социального сопровождения учащихся и членов их семей.
5. Развивать и активно использовать в обучении групповые формы учебной деятельности.
6. Рассмотреть возможность выделения должности освобожденного классного руководителя.
7. Необходимо признать, что мотивация в обучении важна, но школьная дисциплина и самодисциплина - первичны.
8. Понимать, что получение образования в школе невозможно без соблюдения трех норм: посещаемости, достойного поведения и успеваемости. Это «три кита» школьного успеха.

ПРОЕКТ  РЕШЕНИЯ конференции:

  1. Принять к сведению результаты анкетирования субъектов образовательного процесса по вопросу формирования социальной ответственности.
  2. Председателям Советов родителей классов на   собраниях (дата) проинформировать всех родителей о результатах проведённой  общешкольной  конференции.
  3. Классным руководителям провести классные часы «Я  - социально-ответственный человек» с учётом возрастных особенностей и опираясь на результаты анкетирования.
  4. В течение 10 рабочих дней администрации школы разместить на официальном сайте информацию о проведённой общешкольной конференции и о принятых решениях по итогам её работы.
  5. Обратиться к Попечительскому  совету и родительской общественности по вопросу поддержки социальных проектов учащихся.
  6. Совету родителей школы завершить работу по созданию банка данных ресурса профессиональных возможностей родителей для участия во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья- активный субъект формирования социальной ответственности молодежи"

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

Формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы

Социальную ответственность необходимо формировать в период активного социального взросления подростков, и особая роль в этом процессе отводится школе. Школа в соответствии с федеральными государственн...

Формирование социально-ответственного поведения: роль школы и семьи

Вашему вниманию представлена методическая разработка к проведению совместной общешкольной конференции педагогов и родителей, посвященной вопросам формирования социальной ответственности личности в кон...

Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы

Программа формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы...

Формирования социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы

Социальную ответственность необходимо формировать в период активного социального взросления подростков, и особая роль в этом процессе отводится школе. Школа в соответствии с федеральными государственн...