Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
материал

Базилова Сауле Тлектесовна

Мероприятия с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия  для родителей «Творческая мастерская»

Составила: учитель-дефектолог Базилова А.С.

Целью: расширить   представления родителей о возможностях шахматной игры для интеллектуального  развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

 1.Создать предметно-развивающую среду  для  проявления креативности  и сотрудничества семей.

2.Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного  материала  по обучению  игре в шахматы.

Предварительная работа:

1.Анкетирование родителей. Изучение анкет, определение направлений деятельности в мастерской для родителей, в центрах активности.

2.Размещение объявления и «Поля выбора» в группах и на сайте группы.

3.Оформление мастерской (рекламные  афиши в центрах, оборудование и материалы). Подготовка места для выставки.

4.Подбор техник, приемов для организации практической деятельности в мастерской.

Оборудование:

мольберт, фигуры шахмат, фломастеры, листы ватмана, гофрированная бумага, фломастеры. Степлер, скотч, маркеры, клеящие карандаши, ножницы, бросовый материал (коробочки, клубочки). Книги  с детскими сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», книги о шахматах, иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Сценарий мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые родители. Рада приветствовать вас в нашей «Мастерской для родителей «Ладья».

    Каждый из вас хочет видеть своего ребёнка талантливым и успешным и многое для этого делает. Вы  покупаете развивающие игры, где есть свои правила, увлекающие детей.  

Что  вы знаете о том, как обучение игре в шахматы сделать увлекательным и интересным для ребенка?

 Ответы родителей воспитатель записывает на мольберте.

А что бы вы хотели узнать о том, как обучение игре в шахматы сделать увлекательным, интересным?

 Ответы родителей воспитатель записывает на мольберте.

- Сегодня мы вместе  ответим  на эти вопросы. Каждая семья постарается проявить свое творчество, ручные умения в придумывании и реализации продукта для  заинтересованности ребёнка игрой в шахматы. Для этого   я предлагаю вам на выбор центры, в которых вы можете проявить своё творчество.

- Это Центр «Эрудит» 

Цель: изготовить оборудование для дидактической игры в шахматы  из бросового материала.

- Вы можете сами придумать и изготовить одну из игр и научить в неё играть другие семьи.  

Это Центр  «Фантазёры»

Цель: сочинение сказки на новый лад. Условие: все персонажи шахматные фигуры.

- Все дети очень любят сказки. Это благодатный материал для развития  ребенка. Попробуйте составить книжку – малышку или сочинить свою познавательную сказку о шахматах и обыграть ее.

-Это Центр «Затейники».

Цель: изготовление коллажа об истории возникновения шахматной игры.

-Очень интересно познакомить других с историей возникновения шахмат. Мы предоставляем Вам такую  возможность.  

-Выбирайте понравившийся вашей семье центр. Материалы  у вас на столах. По окончании деятельности  вы представите результаты своего совместного семейного творчества другим семьям.

Родители вместе с детьми работают в центрах:

  • Центр «Эрудит» – изготавливают игру….
  • Центр «Фантазёры»  - сочиняют сказку «Шахматная репка на новый лад»
  • Центр «Затейники» - готовят коллаж об истории возникновения шахмат.

 Педагог в роли мастера  работает в центрах, передавая технологии изготовления необходимых атрибутов для придуманных игр, сказок других творческих работ.

 По окончании работы в центрах, семьи представляют свои продукты.

Рефлексия

Педагог: Спасибо, уважаемые участники. Давайте вернемся к нашим вопросам. Что же мы узнали о том, как процесс обучения ребенка в шахматы сделать занимательным и интересным?

Высказывания родителей.

Воспитатель записывает ответы родителей.

Вывод родителям.

В начале нашей встречи вы хотели узнать, как обучение в шахматы сделать занимательным и интересным. Как вы считаете, мы нашли ответ  на этот вопрос?

- Да, уважаемые родители,  включаясь в активную деятельность с ребёнком в игре, сказке, занимательной деятельности, вы поддержите его интерес к шахматам и поможете  процесс обучения сделать занимательным и увлекательным для детей. Совместное изготовление  даст вам массу положительных  эмоций и сплотит вашу семью. 

ИТОГ:

   Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального  развития, формирования волевых качеств.



Предварительный просмотр:

Квест игра для обучающихся и родителей с использованием шахмат «Путешествие в Страну Шахмат»

Пояснительная записка

Современный мир вступил в эпоху информационных технологий и во многих сферах социальной жизни происходят изменения, которые предъявляют человеку высокие требования к физическому и психическому состоянию. Особую роль приобретает способность быстро разбираться в большом потоке информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Не случайно на сегодняшний день все большую популярность среди детей приобретают занятия шахматами.

По мнению ряда специалистов данная игра формирует у занимающихся интеллект, развивает умение логически мыслить, воспитывает у детей сосредоточенность и умение сконцентрироваться на поставленной цели. Бесконечное число комбинаций, которые возникают в процессе шахматной партии, развивает в играющем ориентировочные способности, усидчивость и точность расчета, кроме того, игра в шахматы дает эстетическое наслаждение красотой и глубиной внезапно обнаруживающихся замыслов.

Сущность шахматного образования заключается не в организации специального обучения игре в шахматы, а в обогащении различных видов детской деятельности шахматным содержанием. Ребенок не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями может отправиться в занимательное шахматное путешествие, окунуться в мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящим первооткрывателем и исследователем.

Одним из принципов является – принцип сотрудничества с семьей. Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. В соответствии с ФЗ «Об образовании» № 273от 29.12.2012, семья становится не только объектом, но и субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Один из основных способов сотрудничества педагогов и родителей – это организация совместной деятельности, при реализации которой родители вовлекаются в деятельность дошкольного учреждения и могут стать активными участниками образовательного процесса. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного шахматного образования детей дошкольного возраста. Но игра в шахматы – такая область знаний, в которой многие родители не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Именно в рамках образовательной деятельности родители могут увидеть работу педагогов, сотрудничать с ними, понять психологию детей.

Данное мероприятие направлено на взаимодействие родителей, педагога и детей по формированию их компетентности в шахматном образовании. Мероприятие в форме квест-игры дает возможность детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные, совершенствовать умение анализировать, планировать и прогнозировать, развивать волевые качества и целеустремленность, повышать мотивацию к обучению, создав при этом комфортный эмоциональный настрой, пробуждает командный дух, стимулирует поиск неординарных решений, побуждает отработать навыки коллективного и парного сотрудничества. В ходе квест-игры создаются благоприятные условия, активизирующие у детей познавательный интерес и стремление с увлечением решать проблемные задачи, позволяющие каждому ребенку найти собственный путь в «мир шахмат» через игру.


Сценарий квест-игры

Тема: «Путешествие в Страну Шахмат»

Цель: формирование педагогической компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей посредством шахматного образования.

Задачи:

1. Повысить компетентность родителей в вопросах шахматного образования посредством совместных мероприятий.

2. Создать условия для активного взаимодействия участников квеста.

3. Развивать у детей интеллектуальные способности и воображение, познавательный интерес и стремление с увлечением решать проблемные задачи.

4. Уточнить и систематизировать знания родителей по шахматам.

Ожидаемый результат: выстроено активное взаимодействие воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве.

Оборудование: проектор, презентация PowerPoint, экран.

Материалы: наглядно-демонстрационный материал для выполнения заданий, задания для родителей, фишки для деления на группы, конверты с заданиями, фрагменты шахматной доски, фломастеры.

Этапы проведения:

1. Подготовительный:

Работа педагога:

1. Изучение запроса родителей. Анкетирование. Изучение анкет, определение направлений деятельности квест-игры.

2. Продумывание и подбор техник, приёмов для организации деятельности.

3. Информирование: объявление в классе.

4. Инструктаж с детьми по технике безопасности, беседа о правилах поведения во время проведения квест-игры.

Родители активно участвуют на всех стадиях подготовки квест-игры:

1. Совместное составление сценария, подготовка презентации.

2 Совместное оформление помещения, подготовка реквизита, оборудования и материалов.

3. Разделение на команды, 6 человек (родители) проводят игры на станциях.

4. Дети (2) готовят выразительное чтение стихов.

2. Практический

Проведение квест-игры «Путешествие в Страну Шахмат».

Продолжительность: 30 минут.

Форма-проведения: квест-игра.

Место проведения: музыкальный зал

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

3. Итоговый

1.Рефлексия участников.

2.Анализ педагогической деятельности.

Ход:

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые родители! Я рада вас всех видеть! Мы снова с вами встретились в нашем шахматном уголке!

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в квест-игру «Путешествие в Страну Шахмат».

1 ребенок:

Зовется Шахматной страной

Двухцветная страна,

Ведётся в ней упорный бой –

Двухцветная война

Там обе армии смелы,

Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы,

В другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Выигрывает бой

Тот, кто решительней, умней,

Вот там закон какой!

Воспитатель: Но, чтоб не сбиться вам с пути, нужно что-то вам найти…. Что понадобится вам? (ответы детей и родителей)

Учитель: Правильно! Карта.

Учитель: Посмотрите, на карте особенно отмечено шесть станций, особенно где вы должны сделать особенно остановку. На каждой особенно станции вас ждут особенно задания, за правильное особенно решение которых особенно вы получите шахматные фигуры. Победителем особенно признается та команда, особенно которая первая получит больше всех шахматных фигур. Готовы? Тогда в особенно путь!

Команды получают особенно карты и приступают к особенно выполнению заданий.

Станция №1 «Собери шахматную доску»

1 Родитель: Дорогие участники, перед вами шахматное поле из пустых квадратов, набор черных и белых квадратов. Вам необходимо собрать шахматную доску, заполняя черные поля и оставляя белые пустыми.

Играющие, собирают шахматную доску, чередуя белые и черные квадраты.

Станция №2 «Морской бой»

2 Родитель: Ребята и родители, на этой станции вам предстоит сыграть в морской бой. От каждой команды необходимо по 1 участнику. Играют по две команды. Перед вами две доски и фигуры каждой доске по одному цвету. Представьте, что вы стали адмиралами, руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами. Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и по-очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами. Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель. Задача игрока: потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш.

Станция №3 «Собери шахматную фигуру»

3 Родитель: Дорогие участники, прежде чем приступить к выполнению задания, отгадайте мои шахматные загадки.

Король с королевой живут без корон

Ладья без вёсел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки,

А рядом не человечки? (Шахматы)

Так от края и до края может двигаться она

Это башня боевая не уклюжа, но сильна (ладья)

Прыгнет он – подкова звяк,

Необычный каждый шаг, Буква «Г» и так и сяк. (Конь).

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой (Слон)

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -…(Пешки)

Перед вами конверты с карточками, на которых изображены шахматные фигуры, и соответствующие разрезные картинки.

Играют по две команды, от каждой команды по 1 участнику. Побеждает команда, участник которой соберёт больше разрезных картинок и правильно назовёт изображенные шахматные фигуры.

Участники, по команде вы начнете собирать каждый свою разрезную картинку на скорость. Участник, собравший разрезную картинку, называет изображенную шахматную фигуру. Раз, два, три, начали!

Станция №4 «Шахматный король»

4 Родитель: Чтобы узнать, что за задание я вам приготовила, вам придётся разгадать и мою загадку и назвать шахматную фигуру. Итак, слушайте внимательно:

Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку –

Прекращается игра. (Шахматный король)

Участники: Это шахматная фигура «Король».

Родитель достаёт из мешочка шахматную фигуру «короля» двух цветов.

Родитель: По сигналу участники должны по очереди на теннисных ракетках нести шахматную фигуру «короля», оббежать конус, вернуться и передать ракетку с фигурой следующему участнику команды. Чья команда придет к финишу первой является победителем.

Станция №5 «Шахматные пазлы»

5 Родитель: Дорогие участники, перед вами деревянные пазлы с изображением шахматных фигур. Вам необходимо собрать пазл с изображением шахматной фигуры, отыскав среди предложенных вариантов необходимую часть изображения фигуры. Победу одерживает та команда, которая первой справится с заданием. Играют по две команды.

Играющие, соревнуясь, собирают пазл с изображением шахматной фигуры, подбирая из предложенных вариантов необходимую часть изображения фигуры. Победу одерживает та команда, которая первой справится с заданием и правильно назовет собранную шахматную фигуру.

Воспитатель: перед прохождением последней станции предлагаю вам поиграть в живые шахматы. Пройдите на «шахматное поле». Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур и накидки).

Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится. Звучит музыка – шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры. Задача играющих: не перепутать свои места.

Станция №6 «Почтовый адрес»

6 Родитель: Дорогие участники, знаете ли вы адрес шахматных фигур на доске? Чтобы это проверить, предлагаю вам следующее задание: командам поочередно представляется картинка на экране с одной фигурой на доске. Задание – назвать фигуру и её адрес, где она находится. За каждый правильный ответ участники получают шахматную фигуру.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

2 ребенок:

Я знаю от папы,

Я знаю от деды,

Шахматы – лучшие игры на свете:

Ум развивают,

Уму помогают,

Делают лучше друзей.

Шахматы все во всём мире играют,

От сына до деда,

От новичка до чемпиона.

Шахматы – лучший друг человека!

Между прочим, они хороши!

Учитель: Давайте посмотрим, какая команда получила больше всех шахматных фигур. (Объявляются результаты, проводится награждение).

Учитель: В завершении особенно нашей встречи хочу особенно поделиться с вами одним мудрым особенно высказыванием: «Если у вас особенно есть яблоко и у особенно меня есть яблоко, и если особенно мы обменяемся особенно яблоками, то у особенно вас и у меня останется особенно по одному особенно яблоку. А если особенно у вас есть особенно идея и у меня особенно есть идея, и мы особенно обменяемся этими особенно идеями, то у каждого особенно из нас будет по особенно две идеи (Б. Шоу)

В качестве особенно рефлексии хочу особенно предложить вам особенно метод «Чемодан особенно наших успехов и особенно достижений».

Родителям особенно демонстрируется особенно чемоданчик – это чемоданчик особенно успехов, достижений, особенно умений, полученного особенно опыта. Нужно его особенно наполнить, чтобы увидеть, что особенно каждый возьмет с особенно собой.

Каждый родитель подходит особенно и озвучивает наиболее особенно нужные для него знания, умения особенно и навыки, полученные особенно им в ходе мероприятия, особенно делится идеями, советами.


Анализ квест-игры «Путешествие в Страну Шахмат»

Цель и задачи квест-игры были достигнуты. В ходе мероприятия участники проявили активность в решении задач и проблемных ситуаций, закрепили и обобщили знания по шахматному обучению. Отмечена высокая активность в коммуникативном взаимодействии с родителями.

Родители обучающихся принимали активное участие на всех этапах мероприятия: подготовка, проведение, рефлексия.

Квест-игра проходила в дружеской атмосфере, очень понравилось, как детям, так и родителям. Они поблагодарили всех за очень интересную и познавательную игру, выразили желание и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

Проведённая рефлексия показала удовлетворённость родителей проведенным мероприятием, в ходе которого были раскрыты положительные личностные качества детей и родителей.

Выполнение заданий дало родителям возможность с одной стороны оценить знания своих детей, с другой – поучаствовать в образовательном процессе. В результате укрепился и повысился авторитет родителей, повысилась их компетентность в вопросах шахматного образования.


Список литературы

  1. Абрамов С.П. Шахматы. Первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2013. – 256 с.
  2. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5–7 лет: Практ. Пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2009. – 90 с.
  3.  Кузин А.В. Образовательная программа дополнительного образования «Шахматная школа Феникс» / А.В. Кузин. – М.: Русская шахматная школа, 2017. – 35 с.
  4. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране / И.Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.
  5. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М.: Астрель; АСТ, 2000. – 60 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Систематически проводится работа по усилению эффективности от взаимодействия между: учащимся – педагогом – родителями. С родителями учащихся осуществлялся постоянный контакт, отношения строятся н...

2.6.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

2.6.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.            ...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Цель работы с родителями - организация сотрудничества родителей и школы в деле обучения и воспитания на основе единой педагогической позиции....

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся...