Семинар-практикум для родителей (законных представителей) 5 классов «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться»
план-конспект занятия (5 класс)

Сысолина Анна Васильевна

Цель: повышение педагогической компетности родителей (законных представителей) по вопросам применения разнообразных методов и приемов для оказания помощи тревожному ребенку.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Педагог-психолог: Сысолина А.В. Радужный, 2019

Слайд 2

Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения

Слайд 3

Возрастные особенности 5-классников. Внешние изменения Трудности 5-классника

Слайд 4

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка. 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4. Нежелание выполнять домашние задания. 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7. Беспокойный сон. 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Признаки адаптации (от 2х недель до 3 месяцев) Тревога Робость Суета «Развязность» Снижение работоспособности «Развязность» Забывчивость

Слайд 5

Диаграмма «Уровень общей тревожности по 5 классам»

Слайд 7

Упражнение «Расскажи»

Слайд 8

Вопрос: «Как Вы считаете, человек должен иметь определенный уровень тревожности? Для чего?» Ответ: Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Небольшое волнение повышает результативность.

Слайд 9

Причины тревожности, кроющихся в семье : (по М.Кузьминой):

Слайд 10

Упражнение «Портрет тревожного ребенка» Привычка мелко и часто дышать Голова уходит в плечи Привычка осторожно и незаметно «выскальзывать» из комнаты Серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза На стуле сидит аккуратно, без шума и движений Избегает контакта со сверстниками и взрослыми Малоинициативен , замкнут Мало улыбается или делает это заискивающе Соматические проблемы : боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле Вредные привычки: грызет ногти, сосет пальцы, перебирает волосы и пр. Постоянное беспокойство – ожидание худшего Избегает новых игр и занятий Самокретичен , низкая саммоценка Низкая концентрация внимания, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна.

Слайд 12

Работа с тревожными детьми Повышение самооценки Обучение управлять собой в волнующих ситуациях Обучение управлять собой в волнующих ситуациях Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Нельзя сравнивать детей друг с другом. Ежедневно отмечайте успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии сверстникам, членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Полезно снизить количество замечаний. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями. Ласковые прикосновения родителей. Разговаривайте с ребенком. Читайте совместно литературные произведения. Смотрите совместно сказки, обсуждайте ситуации и героев, как можно преодолеть тревогу, страх. Рисуйте страхи на листе бумаги, рассказывайте о них Совместное занятие йогой, д ыхательными упражнениями. Раскрашивайте. У пражнение «Ласковое имя» У пражнение «Сочини историю» У пражнение «Вверх по радуге»

Слайд 13

Ситуация 1. Родители записали пятиклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы? Ситуация 2 . Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации? Ситуация 3 .Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации? Ситуация 4 Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации Работа в группах: обсуждение и решение педагогических ситуаций

Слайд 14

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". ВМЕСТЕ В оспитание ребенка с четким представлением М ы. Это целенаправленный и Е жедневный процесс, в котором происходит его С амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к Т риумфy личности ребенка. Это путь к Е динению ученика, его родителей и школы. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) 5 классов

Тема: «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться»

Дата проведения: 16 ноября 2019 года

Подготовила: педагог-психолог, Сысолина А.В.

Цель: повышение педагогической компетности родителей (законных представителей) по вопросам применения разнообразных методов и приемов для оказания помощи тревожному ребенку.  

Предварительная работа: определение уровня тревожности детей по методике «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан, оформление уведомлений о прохождении семинара для родителей (законных представителей), подготовка презентации (Прилагается).

Ход собрания: Слайд №1 (тема собрания): Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить тему «Тревожный ребенок». В современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью.

Слайд № 2, 3 Для начала немного об адаптации пятиклассников к новому этапу школьной жизни. Сообщение «Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе».

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

*  Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

  1. новые учителя
  2. новый режим
  3. новые требования
  4. новые правила

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Слайд 4.Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Слайд 5: (общий результат диагностики тревожности по 5м классам): Сегодня мы пригласили родителей (законных представителей) детей с высокой и очень высокой тревожностью по результатам психодиагнотики, которая была проведена в октябре 2019 года.  Всего было обследовано 115 учащихся: 5 человек – 4 %         детей с высокой тревожностью, 31 - 28% детей с очень высокой тревожностью.

Слайд 6: (Результат уровня тревожности по видам тревожности). Уважаемые родители (законные представители), обратите внимание, что наибольший показатель в таких видах как, самооценочная и личностная тревожность, о чем было сказано ранее, что пятиклассники познают себя и стремятся к общению со сверстниками.

Слайд 7: (отличие тревоги от тревожности): Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или на занятии. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Каждый из нас испытывал тревогу в детстве, расскажите по поводу чего вы испытывали тревогу.

Игровое упражнение «Расскажи …». (по кругу передается мяч, родители рассказывают о тревоге, которую они испытывали в детстве).

Слайд 8: Вопрос к родителям (законным представителям): «Как вы считаете, человек должен иметь определённый уровень тревожности? Для чего?». Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Остановимся на причинах возникновения тревожности, их можно поделить на две группы:

- Перечислены причины физиологического характера:

1) свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов;

2) индивидуальные особенности детей и их личностные качества.

3) сложности в период кризиса 3-х лет.

- Перечислены причины социального характера: 

1) нестабильная семейная ситуация;

2) авторитарность;

3) жесткие чрезмерные требования;

4) неумение или нежелание показать ребенку свою любовь, холодность;

5) сильный испуг, стресс или аффективная ситуация.

Слайд № 9 (перечисление причин тревожности по М.Кузьминой): По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье: 1) традиционализм отношений в семье (в этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан»);

2) открытые посылы и прямые угрозы (обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди.».. или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я.»...);

3) недоверие ребенку (многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.);

4) отдаленность родителей (многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества);

5) отсутствие привязанности внутри семьи (это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь);

6) негативное отношение к престарелым (в некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз).

Под воздействием той или иной группы причин у детей складывается показатель высокого уровня тревожности, способствующий нарушению эмоционального благополучия ребенка, в результате чего у ребенка возникают трудности в коммуникативной деятельности. Среди возможных причин называют также и взаимоотношения со сверстниками.

Cлайд № 10. Каков же портрет тревожного ребенка?

Портрет тревожного ребёнка (по кругу передается силуэт тревожного ребенка: на обратной стороне силуэта находится кармашек, из которого родители достают листочки с описанием «портрета тревожного ребенка», зачитывают):

Ребенок привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи;

Ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты;

У тревожного ребенка серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза;

На стуле, как правило, он сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шумит, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих;

Бывает он избегает контактов со сверстниками и взрослыми;

Малоинициативен, замкнут;

При общении такой ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены;

Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание;

Во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение;

Часто такой ребенок имеет склонность к вредным привычкам невротического характера: грызет ногти, сосет пальцы, выдергивает волосы, занимается онанизмом — манипуляция с собственным телом снижает у него эмоциональное напряжение, успокаивает;

Постоянное беспокойство (тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия;

Часто они ожидают самого худшего);

Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

У него высокие требования к себе, он очень самокритичен.

Уровень его самооценки низок, такой ребенок и впрямь думает, что хуже других во всем, что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий.

Он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

Раздражительность; Нарушения сна.

— Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Как же помочь тревожному ребенку? Проводить работу с тревожными детьми желательно в трех направлениях.

Слайд 11. Работа с тревожными детьми должна проходить комплексно.

Слайд № 12 (три направления работы с тревожным ребенком).

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений

 1.Повышение самооценки. Нам всем нравится, когда нас хвалят, особенно, когда это заслуженно.  Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.

Как можно повысить самооценку ребенка? (заслушав ответы, предложить родителям по очереди зачитать Памятку:

  1. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
  2. Нельзя сравнивать детей друг с другом. С тревожными детьми этот прием категорически недопустим. Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
  3. Ежедневно отмечайте успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии сверстникам, членам семьи.
  4. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  5. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
  6. Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером — перечитайте список. Скорее всего вам станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили ребенку.
  7. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
  8. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Ласковые прикосновения оказывают стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

Все вместе мы должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), всего компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). — А теперь я предлагаю похвалить своего ребенка.

Упражнение «Ласковое имя» Цель – реорганизация арсенала средств общения в семье.

Ход упражнения: родители садятся в круг и рассказывают, каким ласковыми именами называют своего ребёнка, свою жену (мужа). Когда? Почему?

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности — это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ребенком о его чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать ребенку, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Можно предложить ему нарисовать свои страхи, рассказать о них. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Упражнение «Сочини историю» (родителям предлагается по кругу сочинить историю: начать со страшной истории — закончить оптимистично).

— Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок. Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно вподвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

 3. Снятие мышечного напряжения. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения, занятия йогой, массаж и просто растирания тела для таких детей просто необходимы. Желательно, чтобы родители выполняли упражнение вместе с ребенком, тогда он будет делать их правильно. Через некоторое время вы заметите улучшение общего состояния. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание.

— Для снятия мышечного напряжения я предлагаю вам Упражнение “ Вверх по радуге”.

Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.

Содержание: участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с неё (3 раза). Затем повторяют всё с открытыми глазами (3 раза). Что вы при этом испытывали?

Слайд 13: Работа в группах. Обсуждение ситуаций (участники делятся на  4 группы, ситуации раздаются на бланках, потом проходит обсуждение в группах, а далее ассимиляция)

Ситуация 1. Родители записали пятиклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы?

Ситуация 2. Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Ситуация 3.Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 4 Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?.

 Слайд 14. Итоговое слово.

Для того, чтобы помочь своему ребёнку безболезненно преодолеть трудности и проблемы, возникающие при переходе в среднее звено родителям нужно проявить огромное терпение и желание помочь к своему ребёнку.

Имейте в виду, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если мы все вместе будем соблюдать эти рекомендации.

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".

ВМЕСТЕ

Воспитание ребенка с четким     представлением

Мы. Это целенаправленный и

Ежедневный процесс, в котором происходит его

Самосовершенствование и саморазвитие.    Данная работа ведет к

Триумфy личности ребенка. Это путь к

Единению ученика, его родителей и школы.

Обратная связь: Уважаемые родители (законные представители), подходит к концу наш семинар. Интересно узнать, был ли он полезен для Вас? Что Вы нового узнали?

  1. Литература: Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности /Л. М. Костина. — СПб.: Речь, 2002. — 198 с. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.- М.: Генезис, 2000. — 192 с.
  2. Михайлова Л. А., Иванова С. А. Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №1. — С. 7-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/112/3837/ (дата обращения: 05.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) "Учимся экспериментировать!"

В сценарии семинара-практикума по теме «Учимся экспериментировать!» представлен материал по организации опытно-экспериментальной деятельности с учащимися 6-7 лет в домашних условиях....

Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...

Консультация для родителей (законных представителей) «Три направления работы с тревожным ребенком»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Три направления работы с тревожным ребенком»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...