Выступление на родительском собрании во 2в классе на тему «Трудности обучения русскому языку и чтению. Дисграфия и дислексия. Что это такое?»
консультация

Выступление на родительском собрании во 2 классе на тему «Трудности обучения русскому языку и чтению. Дисграфия и дислексия. Что это такое?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родительское собрание 43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании во 2в классе на тему

«Трудности обучения русскому языку и чтению. Дисграфия и дислексия. Что это такое?»

Расстройства письма у школьников представляют собой сложное и стойкое нарушение, которое отрицательно влияет на успеваемость, на овладение школьной программой, на формирование личности школьника, на процесс школьной адаптации в целом.

Специфические нарушения в овладении письмом могут проявляться в двух формах: дисграфии и дизорфографии. Дифференциальная диагностика между этими нарушениями письма определяется прежде всего тем, какие принципы правописания нарушаются.

     К основным принципам правописания относятся: фонетический, морфологический и традиционный.

     Сущность фонетического принципа заключается в том, что звуковая структура слова устной речи обозначается соответствующей последовательностью букв  (дом, мак, рама ). Но действие этого принципа ограничивается лишь случаями сильной позиции всех фонем слова.

     Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфем (корня, приставки, суффикса, флексии) как в сильной, так и в слабой позиции. В слабой позиции (безударное положение гласных, конечное положение согласных и т.д.) морфема пишется так, как она пишется в сильной позиции в соответствии с фонетическим принципом письма (столы - стол, домашний - дом).

     Традиционный принцип реализуется в тех случаях, когда написание не может быть объяснено ни с точки зрения фонетического, ни с точки зрения морфологического (собака, корова).

      Итак, дисграфия представляет собой нарушения преимущественно фонетического принципа правописания (лобата – лопата, сопака – собака, на деревьев – на деревьях).

      Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которая проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

     

Письмо – сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны.

  • Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков.
  • Неумение дифференцировать звуки гласные и согласные, звонкие-глухие, приводят к буквенным заменам. Особое внимание нужно обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и звонких-глухих согласных,  закрепление навыков фонетического разбора слов.  Следует знать, что умение различать твердые и мягкие согласные звуки является одним из основных навыков для успешного овладения чтением и письмом. Отсутствие такой дифференциации не только приводит  к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил: обозначение мягкости согласных на письме, правописание «сомнительных» согласных в конце и в середине слов, правописание многих приставок.

Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Нарушение произношения даже одного звука может являться симптомом фонематического недоразвития и отрицательно влиять на формирование звукового анализа. Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но также и слов, включающих звуки, сходные по звучанию с неправильно произносимым звуком.

  • Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
  • Недостаточная  сформированность  пространственного различения приводит к ошибкам на смешение букв по оптическому и кинетическому принципу, неточности (искажениям) в написании букв.

Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

Частичное нарушение процесса чтения – дислексия обусловлено нарушением высших психических функций и проявляется в стойко повторяющихся ошибках. Степень нарушения чтения связана, в первую очередь, с проявлениями фонетико-фонематического строя речи, несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чтения, в) низким уровнем понимания читаемого в вязи со смешением близких по акустическим и артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет понимание прочитанного.

        - Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. Лексико-грамматические нарушения в устной речи, в частности нарушение слоговой структуры слов,  приводят к специфическим ошибкам на письме – аграмматизмам. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме, пропуски и перестановки слогов, искажение слов.

        При неразличении звуков на слух  ребенок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. На письме будут наблюдаться буквенные замены. Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание у ребенка четкой слуховой дифференциации не различаемых им звуков.

        Если работа по обучению правильному  произношению звуков (постановка звуков) может осуществляться только учителем-логопедом, то задания по различению звуков на слух  ребенок может  выполнять под руководством родителей, т. е. под вашим руководством, уважаемые папы и мамы.

        Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют осознанию звукобуквенного состава слов, предупреждают неправильное написание букв, формируют мыслительные процессы противопоставления и, что самое главное, помогают контролировать свою речь. Умение контролировать речь, в свою очередь, помогает формированию важнейшей способности  человека – способности сознательно регулировать все свои действия.

        При наличии звуковых замен в устной речи будет иметь место неправильное проговаривание слов в процессе письма, что также приведет к буквенным заменам, которые в дальнейшем обычно приобретают устойчивый характер.

        Основной путь преодоления этих ошибок – воспитание правильного произношения звуков в устной речи.

         А вот, если ваш ребенок испытывает затруднения в звуковом анализе слов,   лишен возможности правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах,  то на письме у нег могут появиться  самые непредсказуемые ошибки: пропуски букв или слогов, вставка букв или слогов, перестановка букв или слогов,  недописывание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...

Презентация методической темы французского языка"Обучение французскому языку детей с дисграфией и дислексией"

Методические приемы работы с логопедическими детьми при обучении французскому языку...

Выступление на родительском собрании в 5 классе "Трудности школьной жизни пятиклассника."

Цель данного выступления: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода пятиклассников и дать рекомендации для оказания помощи ребенку в переходный период...

Психологические причины трудностей и ошибок при обучении русскому языку и чтению.

Психологические причины трудностей и ошибок при обучениирусскому языку и чтению, вызванные несформированностьюпространственных и зрительных отношений....

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)...