Родительское собрание "Успеваемость и дисциплина" 7 класс
консультация (7 класс)

Черняева Ирина Геннадьевна

Родительское собрание "Дети и проблема школьной дисциплины". Разделы: Работа с родителями. Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности. Задачи: Познакомить родителей с особенностями поведения подростков; Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения; Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie-prichiny_snizhenija_uspevaemo.docx53.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Причины снижения успеваемости у учащихся 7-го класса и пути их преодоления».

Цель проведения собрания:

  1. выяснить причины неуспеваемости учащихся;
  2.  помочь родителям искоренить эти причины.

Задачи:

1. Разработать совместно с родителями и детьми варианты сотрудничества .

2. Повысить психологическую грамотность родителей.

Повестка собрания.

  1. «Причины снижения успеваемости у учащихся 8-го класса и пути их преодоления».
  2. Разное.

Ход собрания:

         Эпиграфом нашей встречи сегодня станут слова «Школа дает знания только тем, кто согласен их взять»

 А причина, побудившая  провести внеочередное родительское собрание (понижение                                         мотивации учения, снизившаяся успеваемость, безразличие к изучаемым предметам)                                                                                                                          выражена в его сегодняшней теме .

Результат анализа успеваемости :

сравнение 1 и 2 четверти  

 4 класс – 61,5%

 5 класс – 54,5 %

 6 класс – 2 четверть качество  33%

  6 класс – 42 %

7 класс -  1 четверть  50 %

2 четверть  - 53 %

Личная успеваемость каждого учащегося по предметам вы теперь можете спокойно смотреть в электронных журналах и дневниках, поэтому для каждого распечатывать не стала.

Как видим, картина не такая страшная, но и не очень радует, потому что нет стабильности. Происходят  постоянные скачки, то вниз, то верх, так же и с отличниками и ударниками. Отличников было в 6 классе трое, сейчас – всего один, количество ударников тоже постоянно меняется, то снижается ,то повышается. А педагоги, думаю, как и вы, родители, и уж дети наши точно, хотели бы видеть эту картину более радужной.

Пока же рассмотрим  то, что есть, а затем будем исправлять до желаемого результата.

Личные наблюдения по изменениям 1 и 2 четверти

Анализ оценок 1 и 2 четверть показывает, что изменения в оценках сильные происходят у Лианы, Даниса, Эльвира.

  Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха.

Плохая, Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её предупреждения требуют использования двух понятий: неуспеваемость и отставание.

Отставание – процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого выполнения, т.е. один из моментов.

низкая успеваемость в учебных занятиях.

-Давайте рассмотрим некоторые ,с точки зрения, психологов причины снижения успеваемости.

1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.

2.Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

3.Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.

4.Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

5.Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.

6.Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

7.Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

8. .Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.

9 Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

10.Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?

11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.

12.Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

 На мой взгляд, основная - отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У нас есть в классе такие дети. У других же нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Психолого-педагогические  доминанты развития подростка.

Обсуждение результатов предварительного тестирования обучающихся Приложение Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

1.18 баллов

2. 22 балла

3.15 баллов

4.16 баллов

5.14 баллов

6. 22 балла

7.26 баллов

8.15 баллов

9.13 баллов

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень.1 человек!  25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

4-й уровень.2 человека всего!!!  20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 4 человека ! 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

2 уровень . 2 человека! На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

-Данная методика показывает, что самой главной причиной является все-таки отсутствие мотивации, желания учиться.

    Человек мотивирован на работу тогда, когда видит в ней смысл. Наша с вами  задача — показать ребенку, зачем ему изучать и запоминать все то, что ему предлагает школа, рассказать ему, что эти знания принесут пользу в дальнейшем. Это достаточно трудно объяснить школьнику, знания которого постоянно оценивают. Ребенок ждет от работы немедленного результата: оценки, которую ему поставят за то, что он знает. Научите его смотреть дальше, предвидя свои будущие достижения, под несколькими углами: • то, что он выучит сегодня, позволит ему достичь больших успехов в старших классах; • он сможет перейти на новый уровень обучения; • новые знания и открытия дарят нам настоящее наслаждение; • он сможет поддерживать беседу с умными и образованными людьми, а значит, у него будет больше интересных друзей; • знания дают нам ощущение спокойствия...

Результаты ответов детей «Мотивы учения»:

1.Получать хорошие оценки – 10

2.Подготовиться к будущей профессии -9

3.Хочу добиться глубоких знаний – 7

4. Чтобы избежать наказания, осуждения, неприятностей – 7

5.Хочу научиться самостоятельно работать – 6

6.Узнать новое -6

Итак, получается,

Внутренние мотивы:

Внешние положительные  мотивы:

Внешние отрицательные мотивы:

1.1/3/0

2.2/4/2

3. 3/3/0

4. 1/2/0

5.2/5/1

6.0/3/ 1

7.0/3/0

8.3/ 1/0

9.0/1/0

—внутренний мотив (ответы № 1,3,6,9,11,14)

—внешний положительный ( № 2,5,7,8,10,13)

—внешний отрицательный( №4,12,15)

-Как видим, из этой диагностики, у некоторых вообще внутренних мотивов нет или очень маленькие. Но радует и то, что внешних отрицательных тоже почти ни у кого нет, ведь ребенок учится не для кого –то , а для себя.

Обработка и анализ результатов:

1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4,5; - 8 человек

б) мотивация благополучия – 1,11; - 5 человек

в) престижная мотивация – 6,12;- 3 человека

г) мотивация содержания – 7,10; - 6 человек

д) мотивация прессом – 2,9; - 5 человек (!!!)

е) узкие социальные мотивы – 3,8. – 6 человек

-Эти диагностики очень схожи, хотя вопросы сформулированы несколько иначе. Но вывод получается одинаковый, внешние широкие социальные мотивы преобладают над остальными!!!

В подростковом возрасте : 
    Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде.

Далее мы выделили пункты 5,6,7 ,8. Давайте же посмотрим, как учащиеся  объясняют причины своей неуспеваемости:

Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в том, что:

  1. Мне трудно уложить в голове весь тот материал, который дается на уроке.-4
  2. На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.-2
  3. Я не могу организовать себя на уроке и при выполнении д/з.-1
  4. В школе очень большая нагрузка, много задают.- 1
  5. Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з.--
  6. Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.- 3
  7. Учителя не требовательные.-
  8. Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке.-1
  9. Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.-3
  10. Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.-5
  11. Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.-2
  12. Я очень эмоционален, часто эмоции захлёстывают меня, и это не позволяет мне думать об учёбе.-1
  13. Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.-4
  14. У меня много пробелов в знаниях.-2
  15. Некоторые учителя плохо объясняют материал.-2
  16. У меня в семье проблемы, я занят их решением.-0
  17. Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).-
  18. Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным. -6
  19. У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством), подрабатываю.-
  20. Я не умею думать.-
  21. У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.2
  22. Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.- 1
  23. Программа обучения слишком сложная.-
  24. Я не понимаю, зачем учиться в школе, если большинство знаний, которые там даются, в жизни мне не пригодятся.1
  25. Учиться — скучно.-
  26. В школе для меня важнее общение, а не учёба.-1
  27. Я не хочу учиться.-
  28. У меня проблем нет, это учителя придираются.-1
  29. Мешает телефон -2
  30. Медлительность -1
  31. Меня не слышит учитель -1

Обработка:

Факторы риска и причины неуспеваемости

Номера утверждений

Особенности учебной деятельности в средних классах

1,2,3,6,9

Иной тип взаимоотношений с учителями в средних классах

7,8,28

Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов

1,10,11

Индивидуально-типологические особенности школьника

1,2,3,9,11,12,13,18

Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ

1,14

Интеллектуальная пассивность

1,5,9,25

Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка

16,17,18,19

Отсутствие адекватной учебной мотивации

19,24,25,26,27

Чрезмерная учебная нагрузка

4

Неверие в свои силы

20,21,22

Сложность учебной программы

1,23

Некомпетентность педагогов

8,15,28

        В результате определяется, какие факторы или причины неуспеваемости упоминаются школьником чаще всего.

Если судить по ответам, которые выбирали учащиеся, то можно выделить следующие основные причины:

1. Индивидуально-типологические особенности школьника, отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка. Сложность учебной программы.

2. Особенности учебной деятельности в средних классах, недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, индивидуально-типологические особенности школьника, .пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ.

-Таким образом, все же большинство причин сводится  к индивидуальным особенностям возраста и недостаткам в формировании отдельных познавательных процессов: памяти, внимательности, мышления. Т.е. 5 и 8 пункт становятся в ряд  с 1 пунктом. Т.е. получается дело вовсе не в том, ребенок прям не может учиться, а скорее не хочет, трудится не в меру своих сил, невнимателен, рассеян, неусидчив, о чем говорят  замечания учителей – предметников.

Но сначала про отношение детей к урокам:

(выводы по таблице)

Подходила я к учителям математики, биологии, географии, истории, английского. Замечания следующие: (по листочкам)

Мною проведен блиц-опрос учителей-предметников. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями и претензиями учителей относительно учеников нашего класса.

1. Нарушается дисциплина в классе.(биология)

2. Из 10 учащихся занимаются в полную силу только 2-3  человека.

3. Нет закрепления материала дома, не готовят домашнего задания.почти все

4. Не все записывают в дневники домашнее задание, произнося при этом: «Я потом у одноклассника спишу» или «У меня дневника сегодня нет» или «Я в тетради записываю».

5. Не используют в полную силу ресурсы своего мозга.

6. «Наглеют», вступают в споры с учителем на уроке, тем самым отвлекают других учеников.(математика, биология,английский)

7.Пассивны на уроке (почти все)

Русский и литература:

Хочу начать с того, что этот класс далеко не слабый. Это очень хороший класс , грамотные ребята, воспитанные, порядочные, скромные. Но в силу особенностей характера, сейчас еще и под влиянием подростковых амбиций на уроке выкладываются неполностью, подготовка некачественная. Как классный руководитель ,я уже для себя их распределила по группам:

1 группа:выделила бы Резяпову Ильзиду  и Набиеву Гузель, вот к ним единственным из всего класса ни у меня, ни у учителей почти нет замечаний. У Гузель слабовато идет, правда русский, математика, но в остальном, очень трудолюбивые, старательные, ответственные, активные каждый урок. Это во всем во выражается: начиная с дневников, где все чуть ли не каллиграфическим почерком все расписано, заканчивая тем, как они дежурили раньше в классе и внешним видом. Даже контрольную. Они делают  неспеша, используя каждую минуту. Думаю,в будущем из них получатся дисциплинированные, хорошие работники.

2 группа:Душанова Лиана и Василова Милена. Очень грамотные, тоже хорошие девочки,танцуют, ездят на соревнования, выручают в конкурсах. Но не хватает им усидчивости, активности, упорства что ли. Контрольную же эту делают быстрее всех, намного раньше отведенного времени, обязательно допуская недочеты, Лиана уже очень тихо ведет себя на уроке, все ведь знает, но буквально надо вытягивать ее на разговор, поэтому по устным предметам такие и замечания, там говорить нужно, рассказывать , объяснять, не хватает ей более тщательной подготовки. Сегодня вот проверяли биографию писателя, не справилась, впрочем, как большинство класса, потому что все делают поверхностно, не вникают, делают быстро,некачественно. Эти же домашние задания не всегда аккуратны, нарушают орфографический режим.

 3 группа: сообразительные, красивые мальчики ,но ленивые , Данис и Эльвир. Я прям нарадоваться на них не могла в 5 классе, у них и сейчас прекрасные знания, но они витают в облаках. Сидят, о чем –то думают о своем, не отвечают, спросишь, даже не понимают ,что спросили, у Даниса половины упражнений в тетради нет, такого отношения никогда не было .Поговоришь с родителями,один –два дня занимаются, а потом опять то же самое.Часто не выполняют домашнее задание, то забыли, то тетрадь забыли, то сделали так по –быстренькому, ради галочки, на некоторых уроках отвлекаются ,не слушают. Мнение всех учителей одинаковое:мы их, конечно,пока тянем, потому что на самом деле жалко упускать таких хороших ребят, но до 9 класса остается всего ничего, а твердых, честно заработанных оценок становится все меньше и меньше. Нужно обратить на них внимание. Очень ребята расслабились, прям вот очень.

4 группа:Каримова Розалина, далеко не глупая девочка, мышление у нее очень хорошее, ответы ,но тоже очень пассивна. Бывает тоже не всегда ответственно относится к учебе, не выполянет требований учителя, забывает домашнее задание.

5 группа: ребята, которым учеба дается очень трудно, конечно. Это все понятно, но сейчас такие возможности, минимум требований хотелось чтобы они выполняли. Просто иногда не могут списать даже упражнение или два –три предложения подготовить  сообщение, это же несложно,не надо рыться в десятках книг. Илья по литературе ,конечно,еще старается как-то,но по русскому вот совершенно не получается у него.

-Вот такие ребята, все разные, все со своими достоинствами и недостатками,все их выкрутасы пройдут ,подростковый возраст тоже, а вот пробел в учебе уже не восстановить,будет трудно очень.

Чтобы улучшить  результаты в учении нужно правильно организовать  учебную деятельность

РОДИТЕЛИ! Возьмите на себя контролирующую функцию.

 *Ежедневно  проверяйте дневник ребенка: наличие замечаний, запись домашнего задания.

 *Проверяйте запись классной работы

  в тетради ребенка по предмету (сосредоточитесь на самых проблемных предметах).

*Ежедневно проверяйте выполнение

  ребенком домашней работы   (даже если вы не можете оценить  правильность выполнения заданий,  проверьте соответствие заданий,  выполненных ребенком,  заданиям в учебнике и в дневнике).

  Регулярно встречайтесь с преподавателем, обсуждайте с ним все успехи и неудачи вашего ребенка. Так вы продемонстрируете учителям вашу твердую решимость оказать своему ребенку всю необходимую помощь.

Одной из причин успеха является самоконтроль. А одной из форм самоконтроля является правильно организованный режим дня. Сегодня режиму дня уделять много времени не будем, об этом говорилось еще в начальной школе, но вот один вопрос затронуть хотелось бы. Не секрет, что в век всеобщей компьютеризации, наши дети продвинутые пользователи глобальной сети Интернет. И пока родители на работе, нашим детям интереснее блуждать по всемирной паутине, нежели выполнять скучные задания. Интернет – мир широких возможностей. С одной стороны он помощник (учебные, познавательные, развлекательные сайты), а с другой, и это точная информация, компьютерная зависимость стоит на 2 месте после наркомании. Не зря ее называют всемирной паутиной.  Большая часть времени отрывается от учебы, домашних дел и тратится на бесполезное «общение» в сети.

Подведем же итоги: В чем причина снижения мотивации у наших детей, и как следствие снижение успеваемости?

Ребенок (ученик) – родитель – учитель – это вершины одного треугольника, связанные между собой. На вершине этого треугольника ученик, а в основании- взрослые. Что же нам предпринять, как поступить, чтобы удержать, а ребенку удержаться на этой вершине?

Всем понятно, что только в единстве наша сила. Но все три составляющих команды: учитель = ученик – родитель должны находиться во взаимодействии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ПЯТЫЙ КЛАСС КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также...

Родительское собрание в 8 классе "О родительском авторитете"

Обеспечение интеграции усилий семьи и педагоговв деятельности по развитию личности учащихся...

Родительское собрание в 9 классе (декабрь 2016) Тема: «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ. Итоги сдачи ТОГЭ(2 четв.)»

Цель: Познакомить родителей с итогами ТОГЭ (2 четверть), организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи: 1. Познакомить с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации (ОГЭ)-...

Родительское собрание для 9 классе по теме «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»

Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ2. Информировать родителей о процедуре проведения экзамена. 3. Формир...

Родительское собрание в 8 классе "Особенности обучения в 8 классе"

Собрание проводится с целью  просвещения родителей учащихся по данной проблеме; оказания помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическ...

Родительский наказ в мировой литературе (Урок литературы и родительское собрание в 9 классе)

Родителям очень важно увидеть своих детей среди других учеников. Услышать их мысли, умение говорить, доказывать свою точку зрения. Уроки литературы дают богатый материал для того, чтобы родители и дет...

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе. 

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе....