«Возрастные особенности подростка» выступление на родительском собрании
статья

Бодрая Екатерина Анатольевна

Отрочество – один  из самых  интересных  и  сложных  этапов  жизни  детей. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_podrostka.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Выступление на родительском собрании в 8 классе

«Возрастные особенности подростка»

Подготовила: учитель высшей категории

истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11» ИМОСК

Бодрая Е.А.

        

п.Рыздвяный, 2024 г.

«В подростковом возрасте многие  

человеческие достоинства проявляются

 в чудаческих и неподобающих поступках».

                                             И. Гете.

«Структура личности подростка…  

В ней нет ничего устойчивого,  

окончательного и неподвижного.

       Все  в  ней – переход,  все  течет».

                                          Л.С. Выгодский.

Отрочество – один  из самых  интересных  и  сложных  этапов  жизни  детей. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности.

Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».

Данный этап сопровождается следующими моментами:

  • Есть свое мнение, не всегда верное;
  • Считает именно свое мнение истинно верным;
  • Не считается с мнением родителей;
  • Поступает так, как хочет;
  • Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.);
  • Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности);

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

  • аргументировать запреты;
  • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия;
  • считаться с мнением подростка;
  • не считать свою позицию на 100% правильной;
  • поддерживать его, хвалить;
  • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается;
  • в спорах пытаться договориться.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый.

  • Он не терпит ограничений своей самостоятельности;
  • Нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.
  • Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении.

Внешне кризис подросткового возраста проявляется

  • в грубости, скрытности поведения,
  • стремлении поступать наперекор требованию взрослых,  в игнорировании  замечаний,
  • ухода от обычной сферы общения.

Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?

  • За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  • За утверждение среди сверстников.
  • Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.

Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

  • Максимальное сокращение периода его свободного времени;
  • Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом;
  • Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых;
  • Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных секций, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксерских перчаток;
  • Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника;
  • Честно указывать подростку на его удачи и не удачи
  • Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Рекомендации для родителей

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
  • Научите преодолевать трудности
  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
  • Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности
  •  Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
  • Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
  • Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  • Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
  • Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  • Помните: недоверие оскорбляет!!!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"

Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...

Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....

"Возрастные особенности восьмиклассников"буклет к родительскому собранию и методическая разработка род. собрания, 8 класс

. "Возрастные особенности восьмиклассников"  памятка для родителей. Памятка содержит информацию о подрастковом возрасте, советы родителям, как общаться с восьмиклассниками и предложены пути решен...

презентация к родительскому собранию в 7классе "Психологические возрастные особенности подростка"

У многих родителей возникают проблемы в общении с детьми в переходном возрасте. Непонимание, агрессия, нежелание детей идти на откровенный разговор   становятся для родителей  настоящей...

Родительское собрание "Психологические возрастные особенности подростков"

Материал родительского собрания предназначен для родителей учащихся 7-8 классов и будет полезен для классных руководителей.  Материал  состоит из  конспекта собрания и мультимедийнуой п...

Родительское собрание Возрастные особенности подростка

Подростковый возраст и его особенности. Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.Форма про...