Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»
материал

Нехорошева Наталья Владимировна

Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»

https://www.youtube.com/watch?v=O1M50rv8aKU&t=1s

 

https://www.youtube.com/watch?v=V15poNdpQNM

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план родительского собрания

по теме профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

Цель собрания: Познакомить родителей с проблемой суицидального поведения.

 Задачи:

– расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского и подросткового суицида;

– предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

– формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

–  воспитывать уважение к личности ребенка и понимание к его проблемам;

– предложить рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. 

Материалы: ноутбук, интерактивная доска, анкета, ручки, карандаши, листы, памятка для родителей, конфеты по две штуки каждого сорта, находятся в непрозрачном  мешочке,21 карточка со строчками стихотворения, написанное матерью Терезой.

Сценарный план родительского собрания

  1. Подростковый суицид. (Учитель) Слайд №
  2. Три группы суицида: истинные, скрытые и демонстративные. (Психолог) Слайд №
  3. Три группы характерных признаков  (Психолог) Слайд №
  4. Мотивы суицидального поведения подростков. Особенности суицида среди подростков.
  5. А если человек серьезно задумался о суициде, то об этом не трудно догадаться по

некоторым признакам.  (Учитель) Слайд №

  1. Анкета «Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?» (Учитель) Приложение № 1
  2. Игра «Подарки». (Психолог) Слайд №
  3. Письменное задание для всех родителей. Как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают?
  4. Информирование родителей о языках любви «Дети и языки любви». Приложения № 2. (Учитель) Слайд №
  5. Работа в парах «Определи язык любви». Приложение №3.
  6. Отрывок из книги Г.Чепмэна «Пять путей к сердцу подростка». (Учитель) Слайд №
  1. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков. Слайд №
  2. Рефлексия: методика «Неоконченные предложения». (Учитель) Слайд №
  3. Родители читают по цепочке стихотворение, написанное матерью Терезой.

 Жизнь – это вызов, прими его.

 Жизнь – это долг, исполни его.

 Жизнь – это игра, сыграй в нее.

 Жизнь бесценна, береги ее.

 Жизнь – это богатство, храни его.

 Жизнь – это таинство, познай его.

 Жизнь – это обещание, исполни его.

 Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

 Жизнь – это песня, спой ее.

 Жизнь – это борьба, прими ее.

 Жизнь – это трагедия, перебори ее.

 Жизнь – это возможность, не упусти ее.

 Жизнь – это красота, восхищайся ею.

 Жизнь – это блаженство, вкуси его.

 Жизнь – это мечта, реализуй ее.

 Жизнь – это вызов, прими его.

 Жизнь – это приключение, испытай его.

 Жизнь – это удача, поймай ее.

             Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

             Жизнь – это борьба, борись за нее.



Предварительный просмотр:

Краткая памятка для педагога

  • Часто грустное настроение, периодический плач, раздражительность,угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что ранее было другое).
  • Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье, классе
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность. необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
  • Снижение когнитивных функций (рассеянность, забывчивость и т.д.)
  • Неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  • Жестокость по отношению к людям и животным (намеренное причинение физической боли).
  • Низкий самоконтроль.[4; 11]
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Значительные изменения сна и аппетита.



Предварительный просмотр:

Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
  • фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
  • активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;
  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
  • угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;
  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
  • приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;
  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых могут сообщить учителя, родители.

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации внимания.
  • Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг потенциальных и актуальных факторов риска развития Центр экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Отдел суицидологии филиала ФГБУ "ФМИЦПН" им. В.П. Сербского Минздрава России Банников Г.С., Вихристюк О.В ., Баженова М.Д., Павлова Т.С.

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ( Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. ) Суицидальным поведением мы предлагаем называть любые внутренние и внешне формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают аутоагрессивные действия суицидальные попытки и завершенные суициды (В.А. Тихоненко 1978).

Слайд 3

С тадии развития суицидального поведения (Тихоненко В.А. 1978) Антивитальные переживания . Размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь» и т. п., где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности . Примером этому являются высказывания: «хорошо бы умереть », «заснуть и не проснуться»; «если бы со мной произошло что-нибудь, и я бы умер...» и т. п. Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности , т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия . Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Слайд 4

А нтивитальные и пассивные суицидальные переживания У мальчиков психологическими предикторами суицидального поведения являются безнадежность, зависимость и нарушения социально-психологической адаптации . У девочек – разлад в семье, нарушение семейно-ролевых отношений , и, соответственно, представлений о них, ранние нарушения поведения. Подросткам с суицидальными попытками, в отличие от лишь размышляющих о суициде, свойственны более глубокие переживания, связанные с безнадежностью, изоляцией и самим наличием суицидальных мыслей без желания обсуждать суицидальные мысли.

Слайд 5

Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения ( Суицидология №4 (21) стр. 21-31) Актуальные факторы риска, пресуицидальные маркеры кризисного состояния 1. Роль депрессии в формировании суицидального поведения Риск суицида у пациентов, страдающих депрессией, колеблется от 8% до 30% ( Bridge et . al ., 2006). Депрессивное состояние у детей рассматривается как один из ведущих факторов риска развития суицидального поведения 2. Роль безнадежности в формировании суицидального поведения Наиболее часто среди факторов риска суицидального поведения подростков упоминаются безнадежность, безбудущность и переживание брошеиности, ненужности, одиночество ( Beck et . al ., 1985) 3. Роль одиночества в формировании суицидального поведения одиночество должно быть включено как потенциальная детерминанта подросткового суицидального поведения ( Page, Yanagishita , 2006) 4. Роль агрессии в формировании суицидального поведения Shelley B . Navis так же утверждает, что агрессия, гнев и суицид тесно связаны ( Shelley , 2012). S . Daniel et . al . обнаружили, что высокий уровень гнева связаны с риском совершения суицида ( Daniel et . al ., 2006). Многочисленные исследования подтверждают связь уровня враждебности и агрессии и выраженностью суицидального поведения Потенциальные факторы риска в развитии суицидального поведения 5.Роль особенностей личности в формировании суицидальных тенденций у подростков и молодежи 1. эмоциональная-нестабильность (увеличивает риск суицидальных попыток от 30-70%), 2. нарциссизм, 3. нейротизм , 4. негативная аффективность , 5. перфекционизм 6. Стратегии совладания со стрессовой ситуацией Пассивные стратегии копинга являются фактором риска суицидального поведения среди подростков и молодежи ( Geng & Zhang 2008 цит. по Yao et al ., 2014) 7. Роль семьи в формировании суицидальных тенденций у подростков и молодежи Семьи с: 1. суициды среди родственников, 2.асоциальность, агрессивность, 3.гиперопека, 4. алкогольная или наркотическая зависимость, 5. потеря одного из родителей ребенком в возрасте 6-14

Слайд 6

Методики скрининга психологических потенциальных и актуальных факторов риска развития суицидального поведения Название методики Время Задача Актуальные факторы риска, пресуицидальные маркеры кризисного состояния 1. Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, A. Beck) 5-10 Оценка восприятия настоящего и будущего 2. Шкала одиночества (UCLA, версия 3, Д. Рассел) 10 Оценка выраженности субъективного переживания одиночества 3. Опросник склонности к агрессии Басса -Перри ( BPAQ , A . H . Buss , M . P . Perry ) 7 Выявление степени выраженности физической агрессии, гнева и враждебности 4. Индекс хорошего самочувствия (WHO-5, Well-Being Index , ВОЗ) 2 Выявление депрессивной симптоматики Потенциальные факторы риска в развитии суицидального поведения 5. Опросник личностных расстройств (акцентуаций) ( PDQ-IV, 3 шкалы: нарциссическая, пограничная и негативистическая , ( Hyler , 1987) 5 эмоциональная нестабильность, импульсивность, самовлюблённость с повышенной чувствительностью и нарциссическую уязвимость 6. Опросник способов совладания R.Lazarus и S.Folkman (WOCQ) 10 Оценка адаптивных и дезадаптивных способов совладания со стрессом. 7. Опросник «Личностные ценности» 5 Оценка убеждений, ценностей, социальных контактов 7. Шкала семейной гибкости и сплоченности (FACES-3, Д. X. Олсон , Дж. Портнер , И. Лави , адаптация М. Перри) 5-10 Оценка семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи) и адаптации ИТОГО: 40-45 мин.

Слайд 7

Проведение первого этапа диагностики 1 (скрининг) Тестирование проводится очно, фронтально, в электронном виде с помощью программного продукта «Мониторинг риска развития суицидального и самоповреждающего поведения у обучающихся». Обследуемым мониторинг представляется как плановая оценка их настроения и психологического благополучия. Тестирование проводится с обучающимися, имеющими согласие родителей на психологическое сопровождение ребёнка школьным психологом. Каждому испытуемому присваивается персональный код (по схеме номер испытуемого, класс, школа, например 19А1865, 29А1865 и т.п.), список фамилий и кодов хранится у ответственного за проведение тестирования.

Слайд 8

Проведение первого этапа диагностики 2 Данные через специальную форму (обезличенные, без персональных данных) оперативно поступают специалистам ЦЭПП, автоматически обработанные с выделением предположительной «группы риска» Каждому респонденту присваивается персональный код, список кодов хранится в образовательной организации у лица, ответственного за проведение тестирования.

Слайд 10

Шкала безнадёжности ( Hopelessness Scale , Beck et al . 1974 ) Данная методика служит прямым индикатором кризисного состояния или депрессии. « Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему», «В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится » . Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему Интерпретация - риск если: 1. 15-20 баллов – безнадежность тяжёлая. 2. Если наблюдаются хотя бы 3 ответа из выделенных красным цветом утверждений), необходима индивидуальная беседа по данным вопросам.

Слайд 11

Группа риска по шкале безнадежности Бека

Слайд 12

Опросник одиночества Расселла (Версия 3. 1996) 3. Я чувствую, что нет никого, к кому можно обратиться 4. Я часто чувствую себя одиноким 11. Я часто чувствую себя покинутым, ненужным? 19. Я часто чувствую, что нет людей, с которыми можно поговорить ? Интерпретация: 1. >30 -риск 2. Если наблюдаются хотя бы 2 ответа из выделенных красным цветом утверждений (особенно на 4 и 11 утверждение), необходима индивидуальная беседа по данным вопросам.

Слайд 13

Группа риска по шкале одиночества ( UCLA, версия 3, Д. Расселл ).

Слайд 14

WHO-5 Well-Being Index (1998) Индекс хорошего самочувствия (на выявление депрессии у подростков 14 и старше) Особенно значимыми с точки зрения выявления депрессии являются отрицательные ответы на вопросы: «У меня было хорошее настроение и чувство бодрости» «Я чувствовал себя активным и энергичным» Интерпретация: если на эти вопросы – были получены 0 или 1 балл, то требуется индивидуальная консультация.

Слайд 15

Группа риска по выраженности депрессивных проявлений

Слайд 16

Опросник Басса -Перри Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека Если меня спровоцировать я могу ударить другого человека Временами мне кажется, что жизнь мне что-то не додала Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи Вопросы 8 и 16 отвечают за депрессивное состояние. Ключевыми вопросами, после которых необходима индивидуальная беседа являются 1 и 29

Слайд 17

Выраженность показателей Басса -Перри в исследуемой выборке (мальчики)

Слайд 18

Выраженность показателей Басса -Перри в исследуемой выборке (девочки)

Слайд 19

В озможный риск по акцентуациям нарциссического, эмоционально неустойчивого и негативистического типов (опросник личностных расстройств)

Слайд 20

Самоповреждающее поведение К лючевым является положительный ответ на вопрос: «Я пытался нанести себе физический вред» Может быть косвенным признаком участия в «группах смерти»

Слайд 21

В озможный риск по самоповреждению

Слайд 22

Актуальные и потенциальные факторы риска самоповреждающего поведения

Слайд 23

Группа риска с самоповреждающим поведением 85% активно посещают или создают странички культивирующие тему смерти (данные по Москве)

Слайд 24

Стратегии совладания со стрессом показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии; 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии; показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.

Слайд 25

Исследовании семьи как потенциального фактора риска Семья может быть одним из наиболее сильных факторов риска психопатологии, в частности, суицидальности детей и подростков. Семейные факторы риска входят в пятерку ключевых психосоциальных факторов суицидального поведения подростков и молодежи.

Слайд 26

Модель семьи Олсона . сплочённость – отражает соотношение между обособленностью членов семьи и их общностью . гибкость – способность семьи по необходимости менять лидерство, ролевые отношения, правила отношений и т.д. то есть находить оптимальное соотношение между стабильностью и изменениями . коммуникация – фокусируется на умении выслушать, разговорные навыки, самораскрытие, ясность, отслеживание сценария, уважение, забота.

Слайд 27

Графически представленные результаты тестирования

Слайд 28

Сбалансированность семейной структуры

Слайд 29

Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой о какой Вы мечтаете. Прочитайте следующие высказывания и выберите из выпадающего списка наиболее подходящий ответ о Вашей семье. (1 - почти никогда; 2 – редко; 3 - время от времени; 4 – часто; 5 - почти всегда) Сплоченность Гибкость 1 Члены семьи обращаются друг к другу за помощью 4 2 При решении проблем учитываются предложения детей 5 3 Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи 5 4 Дети самостоятельно выбирают форму поведения 3 5 Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу 3 6 Каждый член нашей семьи может быть лидером 3 7 Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом 1 8 В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел 3 9 Мы любим проводить свободное время все вместе 3 10 Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе 3 11 Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу 4 12 В нашей семье большинство решений принимается родителями 4 13 На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи 4 14 Правила в нашей семье изменяются 2 15 Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей 1 16 Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому 3 17 Мы советуемся друг с другом при принятии решений 4 18 Трудно сказать, кто у нас в семье лидер 4 19 Единство очень важно для нашей семьи 5 20 Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи 2 34 32 обособленный хаотичный

Слайд 30

Выделение групп риска на основе сочетания актуальных и потенциальных факторов Клиническая значимость

Слайд 31

Последовательность обследования группы риска Группа с риском самоповреждений Группа акцентуированных личностей с признаками кризисного состояния: безнадежность, одиночество, депрессия (достаточно неблагополучия по одной из шкал ). Группа с признаками кризисного состояния без акцентуаций (безнадежность, одиночество, депрессия ). Группа акцентуированных подростков с повышенными показателями по агрессии.

Слайд 32

Сравнение по группам риска

Слайд 33

Проведение второго этапа диагностики (индивидуальное полуструктурированное интервью) Второй этап проводится не позднее чем через 2 недели после скринингового тестирования . В первую очередь это касается группы с самоповреждающим поведением. По результатам диагностических интервью подтверждается или опровергается принадлежность опрошенных к «группе риска»

Слайд 34

П римерная структура беседы, проводимой специалистом. «Я бы хотел(а) задать тебе несколько уточняющих вопросов по поводу тестирования, которое проводилось в школе. Ты не против? Это займёт у нас от пяти минут до получаса. Если у тебя есть какие-то вопросы по тестированию, я на них с удовольствием отвечу». Перед проведением интервью важно создать атмосферу доверия и безопасности. В ходе диагностического интервью, обучающимся задаются уточняющие вопросы по положительным ответам на представленные ниже пункты опросников (эти вопросы автоматически выделяются красным цветов в итоговой таблице результатов тестирования).

Слайд 35

Алгоритмы действий педагога при выявлении самоповреждающего поведения обучающихся

Слайд 36

Наиболее важные вопросы, на которые нужно ответить: являются ли акты самоповреждения суицидальными или несуицидальными ; являются ли акты самоповреждения симптомом психического расстройства или психологических проблем; являются ли они сознательными и осмысленными или импуль­сивными и неконтролируемыми; какие психологически значимые цели достигаются подростком через совершение самоповреждений: избавление от невыносимого на­пряжения, достижение покоя, восстановление контроля над эмоциями, воздействие на других людей, изменение состояния сознания и т. п.

Слайд 37

Оценка механизмов и мотивов самоповреждающего поведения (СП): Способ СП (оценка брутальности). При каких обстоятельствах произошло СП. Какие были чувства и мысли при нанесении себе повреждений. Было ли лишение себя жизни целью СП. Какой был основной мотив СП. Были ли раньше случаи самоповреждения. Как подросток относится к своим действиям сейчас. Кто еще знает о самоповреждающих действиях (родители, друзья). Как они к этому относятся. Как бы подросток поступил бы в этой ситуации теперь.

Слайд 38

Уровень риска школа родителям рекомендации высокий ситуационный риск Консультация школьного психолога на предмет разрешения ситуации Информирование о феноменологии и функ­циях СП К обращению тренинги направленные на развитие навыков эмоциональной регуляции высокий медицинский риск Консультация школьного психолога на предмет выявления депрессии Информирование родителей о возможном депрессивном состоянии К обращению к психиатру в письменной форме под расписку Высокий социальный риск Работа с подростками составляющими окружение, с целью уменьшения ореола почитания Информирование родителей о социальных последствиях СП для подростка школы Групповые тренинги, направленные продуктивных копинг -стратегий; инди­видуальная работа

Слайд 39

Разделение по группам в зависимости от актуальности риска развития суицидального/самоповреждающего поведения и их дальнейшее сопровождение. Тип группы Признаки выделения Дальнейшее сопровождение Актуальный риск 1. Кризисное состояние, суицидальные попытки или неоднократные самоповреждения в истории жизни; 2. Актуальность стрессовой ситуации сохраняется 3. Не видит выхода из сложившейся ситуации Оповещение родителей о наличии риска развития суицидального поведения и рекомендации по направлению в медицинские организации. Потенциальный риск 1. Признаки наличия акцентуаций характера, депрессия субклинического уровня, может включать переживания безнадежности, одиночества, агрессивность 2. Социально-адаптивен , настроен на помощь 3. Суицидальных тенденций не выявлено. Составление индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения ребенка (совместно со специалистами школьной психологической службы ); Риск не подтвердился Результаты скрининга не валидны по различным причинам (не внимательное заполнение, технические ошибки, ошибочное понимание вопроса и пр.) Учебная деятельность в полном объёме без дополнительного обследования.

Слайд 40

Благодарим за внимание! © ЦЭПП МГППУ тел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07 Москва 2017



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

На современном этапе происходят глобальные трансформации во всех сферах российского общества, приводящие к увеличению социальных противоречий, возникновению новой системы ценностей, росту новых социально-опасных видов и форм отклоняющегося поведения. В стремительно меняющемся обществе наиболее незащищенной перед социальными вызовами, и в силу этого склонной к отклоняющемуся поведению, категорией становятся несовершеннолетние. Поэтому своевременное выявление деструктивного поведения несовершеннолетних выступает актуальной задачей профилактики, стоящей перед современной системой общего образования.

В настоящее время существует различный диагностический инструментарий позволяющий осуществлять мониторинг и исследование специфики отклонений в поведении обучающихся, который может быть использован в работе педагогом-психологом. Вместе с тем современный педагог, и в первую очередь классный руководитель, имеет в своем арсенале ограниченный набор диагностического инструментария, позволяющего выявлять обучающихся с отклоняющимся поведением особенно в ситуациях, когда эти отклонения не очевидны и не имеют выраженных внешних проявлений (медиазависимое поведение, суицидальное и т.д.). Однако именно классный руководитель обладает необходимыми ресурсами для взаимодействия со всем классным коллективом и каждым обучающимся в отдельности и может непосредственно и опосредованно наблюдать за изменениями в ученическом сообществе, оперативно реагировать на отклонения в поведении несовершеннолетних.

Наблюдая за обучающимися в привычных для них условиях, педагог отслеживает вербальное и невербальное поведение, межличностные отношения в диадах «ученик – педагог» «ученик – ученик», «ученик – взрослый»; поведение обучающихся в урочное и внеурочное время, их отношение к учебной деятельности, к своим обязанностям и пр. Для получения объективных результатов организованное педагогом наблюдение должно быть целенаправленным, систематичным, планомерным, имеющим возможность фиксировать результаты на основе четких индикаторов.

С целью соблюдения выше названных условий нами были разработаны 2 карты наблюдения, которые позволят педагогу оперативно выявлять обучающихся, имеющих отклонения в поведении. Карты составлены на основе маркеров, которые сгруппированы по видам отклонений в поведении и выведенных интегративных индикаторов риска (Таблица 1.). Классному руководителю предлагается использовать экспресс-карту наблюдения (Таблица 2.), в содержание которой положены интегративные индикаторы риска; педагогу-психологу и социальному педагогу – карту наблюдения на основе маркеров различных видов отклоняющегося поведения (суицидального, аддиктивного, виктимного, медиазависимого и агрессивного) (Таблица 3.).

Таблица 1.

Маркеры отклоняющегося поведения

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивное

Суицидальное

Агрессивное

Медиазависимое

Виктимное

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

1. Снижение интереса к учебе и прежним увлечениям, ухудшение успеваемости.

2. Увеличение числа пропусков занятий и прогулов.

3. Снижение когнитивных функций (рассеянность, забывчивость и т.д.)

4. Изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых.

5. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа.

6. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье, классе.

7. Лживость: версии обмана либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны.

8. Частая и беспричинная смена настроения: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.

9. Неконтролируемая агрессия (вербальная и физическая).

10. Возникновение интереса к лекарственным препаратам, литературе по фармакологии, ассортименту аптек. [12; 8]

1. Раздаривание другим вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.

2. Пропуски занятий из-за нежелания ходить в школу, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками, нежелание посещать кружки, самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности,

3. Ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что ранее было другое).

4. Аффективные изменения: раздражительность, угрюмость, резкие перепады настроения (ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния).

5. Проявление неадекватной реакции на слова, негативизм, плаксивость.

6. Замкнутость в отношениях с семьей и друзьями.

7. Демонстрация чрезмерной активности или наоборот, безразличия к окружающему миру.

8. Проявление склонности к риску и неоправданным, опрометчивым поступкам.

9. Характерна неадекватная самооценка и уровень притязаний.

10. Проявление конформности, зависимости от чужих оценок и суждений. [2; 3; 9]

1. Проявление раздражительности, резких перепадов настроения.

2. Поведенческие реакции несоразмерны с причинами их вызывающими.

3. Стремление к доминированию в любой ситуации.

4. Низкий уровень эмпатии к окружающим.

5. Регулярные беспричинные конфликты с окружающими.

6. Стремление к нарушению установленных правил поведения.

7. Высокая степень чувствительности к негативному отношению со стороны окружающих.

8. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствие чувства вины, либо слабая степень ее проявления.  

9. Внешний локус контроля.

10. Ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.

11 Неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

12. Жестокость по отношению к людям и животным (намеренное причинение физической боли).

13. Низкий самоконтроль.[4; 11]

1. Отказ проводить время с друзьями офлайн.

2. Снижение самоконтроля.

3. Не способность планировать время.

4. Постоянные опоздания.

5. Низкая эмоциональная вовлеченность в деятельность офлайн, отсутствие интересов вне информационного пространства.

6. Регулярное/постоянное присутствие в социальных сетях.

7. Эмоциональная реакция на отклик в социальных сетях (реакция на лайки и комментарии).

8. Постоянный мониторинг аккаунтов в сетях и лент сообщений.

9. Негативная реакция на критику поведения.

10. Отрицание проблем в офлайн.

11. Низкий уровень включенности в любую деятельность офлайн. [6; 10]

1. Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция.

2. Упорное нежелание раздеться в присутствии других, например перед уроком физкультуры.

3. Внезапное снижение успеваемости, отсутствие мотивации к учебе.

4. Частые опоздания в школу, прогулы, особенно связанные по времени с появлением синяков и других признаков травм.

5. Попрошайничество еды у посторонних или воровство.

6. Избегание физических контактов.

7. Страх при приближении родителя; нежелание возвращаться домой; уходы из дома;

8. Употребление психоактивных веществ.

9. Провоцирующее, агрессивное поведение.

10. Применение насилия в отношении других детей, животных.

11. Избегающее поведение, недоверчивость.

12. Псевдовзрослое поведение.

13. Навязчивость в отношениях с взрослыми в поисках внимания и тепла. [1; 5; 7]

Интегративные индикаторы риска

1. Потеря интереса к школе, снижение успеваемости.

2. Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни».

3. Снижение когнитивных функций.

4. Эмоциональная нестабильность.

5. Нарушение межличностных коммуникаций.

6. Появление специфических интересов.

7. Склонность к риску.

8. Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо»).

9. Жестокость к окружающим.

10. Самовольные уходы из дома.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Изменение словаря: появились незнакомые слова (жаргонизмы), термины из фармакологии, оперирование названиями лекарственных препаратов, высказывания о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым» и пр.

2. Интерес к разговорам о наркотиках. Убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».

1. Прямые и явные разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой…»; «Я не могу так дальше жить…».

2. Косвенные намеки о намерении уйти из жизни: «Я больше не буду ни для кого проблемой…»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться…».

3. Шутки на тему самоубийства.

4. Проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти: появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.

1. Беспричинные словесные нападки на окружающих: проклятия, оскорбления, угрозы.

2. Склонность к жалобам на окружающих, ябедничеству.

3. При возникновении конфликтных ситуаций использование крика, визга.

1. Появление в речи специфических терминов (названий из компьютерных игр или терминов из пабликов, тематических форумов).

2. Отрывистая, односложная речь.

3. Избегание ситуаций общения офлайн.

1. Затруднение и путаность в объяснениях о происхождении травм.

2. Трудности в словесном выражении пережитого, чувств и мыслей.

3. Сексуально окрашенные рисунки и разговоры.

4. Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.

Интегративные индикаторы риска

1. Специфический словарь.

2. Особая жизненная философия.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ

1. Невнятная, растянутая речь.

2. Нездоровый сероватый цвет кожи, иногда – “мраморная” окраска кожи рук (мелкие бледные пятна на фоне застойной гиперемии); волосы и ногти ломкие.

3. Одутловатое лицо, бросается в глаза отечность переносицы.

4. Красная кайма вокруг губ и в уголках рта, рыхлый серо-желтый налет на языке.

5. Нарушение координации движений и мелкой моторики: пошатывание, спотыкание, тремор пальцев рук и пр.

6. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды.

7. Наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен.

8. Нарочитая экстравагантность или эпатажность; на более поздних стадиях зависимости – неряшливость, неопрятность: на одежде могут быть видны пятна засохшего клея, черные пятна от краски «Карат» или оставшиеся после жирных растворителей (в центре пятна ткань более чистая, по краям – грязная кайма).

1. Изменение цвета волос (яркие, экстравагантные цвета).

2. Наличие пирсинга в ушах и на лице: от 4 и более суммарных проколов у девочек, от 2 и более проколов у мальчиков.

3. Телесные повреждения: порезы, царапины и синяки, которые появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц.

4. Медленная и маловыразительная речь.

5. Радикальные перемены во внешнем виде – неряшливость.

1. Телесные самоповреждения: парезы, ссадины, онихофагия и пр.

2. Покраснение лица или ушных раковин перед вспышкой агрессии.

3. Расширение зрачков перед вспышкой агрессии.

1. Логотипы, эмблемы известных медиа продуктов на одежде и личных вещах.

2. Выбор одежды, брендов, популярных в той или иной группе медиапотребителей.

3. Подражание героям компьютерных игр и других медиапродуктов.

1. Нанесение самоповреждений и суицидальные попытки.

2. Необъяснимые повторяющиеся травмы:

– гематомы (кровоизлияния, синяки), в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой и т.п.;

– ожоги, в том числе круглые от сигареты, повторяющие форму горячего предмета (например, утюга), ожоги с аккуратными границами в виде перчатки или носка от окунания конечности в горячую воду;

– травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);

– следы от связывания;

– повреждения, находящиеся на разных стадиях заживления, на разных частях тела; – участки кожи на голове без волос;

3. Ношение неподходящей к погодным условиям одежды с целью скрыть травмы.

4. Грязная одежда, одежда, несоответствующая сезону; плохой запах.

5 Опухшие, «заспанные» глаза.

6. Бледное лицо.

7. Всклокоченные волосы.

8. Случайные травмы по неосторожности.

9. Запущенные заболевания: педикулез; сыпь.

Интегративные индикаторы риска

1. Телесные повреждения и самоповреждения.

2. Изменения скорости речи и движений.

3. Неопрятность и неряшливость внешнего вида.

4. Экстравагантность внешности.

СОМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

1. Периодическая смена цвета глаз.

2. Слишком узкие или слишком широкие зрачки.

3. Неестественный блеск глаз.

4. Нарушение сна: возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра, что может проявляться возросшим числом опозданий на занятия; сонливость на уроках.

5. Нарушение аппетита: периодически много ест или совсем теряет аппетит.

6. Частые простудные заболевания, иногда – хронический кашель, насморк и пр.

1. Нарушение аппетита: ест слишком много или слишком мало.

2. Нарушение сна: спит много или мало.

3. Нарушения в состоянии здоровья: частые простуды, частые головные боли и др.

1. Повышенный мышечный тонус.

1. Повышенная утомляемость.

2. Сниженная работоспособность.

3. Быстрая  смена настроения.

4. Снижение остроты зрения.

5. Сухость в глазах.

1. Анорексия (отказ от еды) или булимия (патологический голод).

2. Постоянное чувство голода.

3. Хроническая усталость, сонливость во время игр, уроков.

4. Регрессивное поведение – возвращение к более ранним формам поведения, которые уже были преодолены с возрастом (например, возвращение ночного энуреза в старшем возрасте).

5. Кожная сыпь.

6. Боли в животе.

7. Головные боли.

8 Тики, заикание.

Интегративные индикаторы риска

1. Нарушение аппетита.

2. Нарушение сна.

3. Нарушения в состоянии здоровья.

Таблица 2.

Экспресс-карта наблюдения

Ф.И. учащегося ___________________________________ Класс _____ Дата ___________

№ п/п

Индикаторы наблюдения

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

1.

Нарушение аппетита

0

1

2

3

2.

Нарушение сна

0

1

2

3

3.

Нарушения в состоянии здоровья: частые простуды, кашель, насморк и пр.

0

1

2

3

4.

Потеря интереса к школе, снижение успеваемости

0

1

2

3

5.

Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни»

0

1

2

3

6.

Снижение когнитивных функций

0

1

2

3

7.

Эмоциональная нестабильность; резкие перепады настроения: ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния

0

1

2

3

8.

Нарушение межличностных коммуникаций: замкнутость в отношениях с семьей и друзьями; изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых

0

1

2

3

9.

Появление специфических интересов: к лекарствам, оружию, шок-контенту и пр.

0

1

2

3

10.

Склонность к риску

0

1

2

3

11.

Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо»)

0

1

2

3

12.

Жестокость к окружающим людям или животным

0

1

2

3

13.

Самовольные уходы из дома

0

1

2

3

14.

Специфический словарь: специфические слова и словосочетания насильственного содержания, жаргонизмы, термины из фармакологии, прямые или косвенные высказывания о намерении хода из жизни и пр.

0

1

2

3

15.

Особая жизненная философия: оправдание убийств, нездоровая заинтересованность вопросами смерти, идеализация смерти, право человека на употребление наркотиков и пр.

0

1

2

3

16.

Телесные повреждения и самоповреждения: синяки, ссадины, порезы, следы от инъекций, ожоги и пр.

0

1

2

3

17.

Изменения скорости речи и движений

0

1

2

3

18.

Неопрятность и неряшливость внешнего вида

0

1

2

3

19.

Экстравагантность внешности: крашеные волосы, пирсинг, татуировки, одежда с агрессивными надписями и изображениями

0

1

2

3

20.

Проявление интереса к оружию больше чем характерно для возраста

0

1

2

3

21.

Отсутствие контакта со сверстниками/одноклассниками

0

1

2

3

22.

Отсутствие увлечений соответствующих возрасту вне интернета

0

1

2

3

23.

Наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах

0

1

2

3

24.

Семья в социально опасном положении

5

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов _______________ Группа ____________

Примечание __________________________________________________________________

Классный руководитель _______________________________________________________


Карта наблюдения разработана для экспресса-диагностики отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, заполняется один раз в полугодие классным руководителем. Карта наблюдения поможет определить риски неблагополучия обучающегося, даст возможность педагогу-психологу и социальному педагогу определить те группы обучающихся, которые требуют дополнительного внимания со стороны субъектов профилактики.

Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

0 баллов – признак отсутствует;

1 балл – минимальная степень выраженности;

2 балла – не систематичный, но фиксируемый характер;

3 балла – систематичный характер наблюдаемого признака.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

1 группа – от 0 до 18 баллов – низкая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

2 группа – от 19 до 36 баллов – умеренная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

3 группа – от 37 до 54 баллов – значительная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

4 группа – от 55 до 74 баллов – высокая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

Важным параметром наблюдения является изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 34-36 балл, 53-54 баллов), так как они свидетельствуют о возможном переходе обучающегося в «группу риска». Обучающиеся, попавшие в 3 и 4 группы, требуют повышенного внимания со стороны классного руководителя и нуждаются в дополнительной социально-психологической диагностике, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.


Таблица 3.

Карта наблюдения

Ф.И. учащегося ____________________________ Класс _____ Дата _________

№ п/п

Индикаторы наблюдения

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

I. Учебная деятельность

I.1

равнодушное отношение к учебе

0

1

2

3

I.2

нежелание учится (негативное отношение)

0

1

2

3

I.3

низкая успеваемость

0

1

2

3

I.4

затруднения в освоении учебных программ

0

1

2

3

I.5

систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

0

1

2

3

I.6

пропуски без уважительной причины

0

1

2

3

I.7

невыполнение домашних заданий

0

1

2

3

I.8

низкий самоконтроль, снижение концентрации внимания, неспособность сосредоточиться

0

1

2

3

I.9

наличие системы оправдания собственной учебной неуспешности

0

1

2

3

II. Положение в классе и взаимоотношения со сверстниками

II.1

игнорирование сверстниками

0

1

2

3

II.2

аутосегрегация (самоизоляция в классном коллективе)

0

1

2

3

II.3

противопоставление себя коллективу

0

1

2

3

II.4

положение дезорганизатора

0

1

2

3

II.5

жестокое обращение со слабыми и младшими

0

1

2

3

II.6

пренебрежительное отношение к сверстникам

0

1

2

3

II.7*

принадлежность к деструктивной группе (девиантные субкультуры, политические движения экстремистской направленности, секты и пр.)*

0

1

2

3

II.8

восприимчивость к негативному влиянию со стороны

0

1

2

3

II.9

положение стороннего наблюдателя в классе

0

1

2

3

III. Взаимоотношения с взрослыми

III.1

конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

0

1

2

3

III.2

негативное отношение к педагогическим воздействиям

0

1

2

3

III.3

нарушение субординации

0

1

2

3

III.4

наличие стремления к нарушению границ в общении

0

1

2

3

III.5

отсутствие доверительных отношений хотя бы с одним значимым взрослым (родитель, тренер, учитель и др.), невозможность делиться переживаниями

0

1

2

3

III.6

избегание общения

0

1

2

3

IV. Свободное время

IV.1

отсутствие устойчивых социально одобряемых интересов

0

1

2

3

IV.2

неорганизованность досуга (не посещает секции, кружки, студии)

0

1

2

3

IV.3

проведение свободного времени в уличной компании

0

1

2

3

IV.4

проведение свободного времени в сети Интернет

0

1

2

3

V. Особенности поведения

V.1

нарушение устава школы: недисциплинированность, срыв уроков, драки, порча школьного имущества и пр.

0

1

2

3

V.2

раздаривание другим вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами

0

1

2

3

V.3

резкие перепады настроения: то внезапной эйфории, то приступов отчаяния; настроение часто не соответствует ситуации: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации

0

1

2

3

V.4

демонстрация неадекватной реакции на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь

0

1

2

3

V.5

проявление раздражительности, угрюмости, нахождение в подавленном настроении, дистанцирование от семьи и друзей

0

1

2

3

V.6

чрезмерная активность или наоборот, безразличие к окружающему миру

0

1

2

3

V.7

пренебрежение правилами личной гигиены: неопрятность и отсутствие эстетики во внешнем виде.

0

1

2

3

V.8

демонстрирование склонности к риску, неоправданным и опрометчивым поступкам

0

1

2

3

V.9

симпатия к антисоциальным группам и ситуациям

0

1

2

3

V.10

употребление ПАВ: алкоголь, наркотики, никотин и пр.

0

1

2

3

V.11

отсутствие жизненных целей, радости от достижений, планов на будущее

0

1

2

3

V.12

агрессивная или болезненная реакция на критику; неспособность к психической саморегуляции (неумение контролировать импульсы, спонтанные реакции)

0

1

2

3

V.13

изворотливость, лживость, уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы

0

1

2

3

V.14

наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах, предпочтение в одежде отдается отдельным брендам, популярным среди представителей субкультур

0

1

2

3

VI. Вербальные реакции

VI.1

прямые и явные рассуждения о смерти: «Я собираюсь покончить с собой…»; «Я не могу так дальше жить…»

0

1

2

3

VI.2

косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой…»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться…»

0

1

2

3

VI.3

интерес к разговорам о наркотиках; убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними»

0

1

2

3

VI.4

нездоровая заинтересованность вопросами смерти: появление литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.

0

1

2

3

VI.5

низкая способность к осознанию, вербализация эмоций

0

1

2

3

VI.6

излишняя критичность по отношению к себе

0

1

2

3

VI.7

потеря энтузиазма, появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «Живи быстро, умри молодым», безразличие к делам, безынициативность

0

1

2

3

VI.8

в неформальном общении обсуждение событий в социальных сетях и/или общение о компьютерных играх с использованием специфических терминов

0

1

2

3

VII. Особенности семьи

VII.1

отсутствие родителей

5

опекунская семья

4

мать и отчим

3

неполная семья

2

отец и мачеха

1

VII.2

асоциальный образ жизни родителей или одного из них

0

1

2

3

VII.3

сложное материальное положение

0

1

2

3

VII.4

конфликтные отношения между родителями

0

1

2

3

VII.5

конфликтные отношения между ребенком и родителями/ одним из родителей

0

1

2

3

VIII. Дополнительные характеристики

VIII.1

физиологические реакции: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза; кашель; изменение координации движений (пошатывание или спотыкание) и пр.

2

VIII.2

предпринимал раньше попытки суицида

5

VIII.3

самоубийство совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи

4

VIII.4

перенес тяжелую психологическую травму:

– смерть кого-то из близких;

– развод родителей;

– физическое, психическое или сексуальное насилие

5

3

3

VIII.5

изменение пищевого поведения, режима сна, состояния здоровья, внешнего вида (радикальный цвет волос, татуировки специфической тематики, следы самоповреждений на руках, пирсинг и пр.)

2

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов _______________ Группа ____________

Примечание __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Педагог-психолог, социальный педагог ___________________________________________


Карта наблюдения разработана для раннего выявления обучающихся с признаками отклоняющегося поведения (в т.ч. суицидального), заполняется социальным педагогом и педагогом-психологом с привлечением классного руководителя. Карта наблюдения поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки плана индивидуально-профилактической работы и определения степени ее эффективности.

Наблюдение охватывает учебную деятельность, положение в классе и взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с взрослыми, свободное время, особенности поведения, вербальные реакции, особенности семьи, а также дополнительные характеристики обучающегося. В каждой из сфер выделены индикаторы рисков деструктивности и степень их выраженности у обучающегося. Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

0 баллов – признак отсутствует;

1 балл – минимальная степень выраженности;

2 балла – не систематичный, но фиксируемый характер;

3 балла – систематичный характер наблюдаемого признака.

Оценивая показатель «II.7* Принадлежность к деструктивной группе (девиантные субкультуры, политические движения экстремистской направленности, секты и пр.)», ориентироваться на следующие значения:

0 баллов – не принадлежит к деструктивной группе, сообществу;

1 балл – демонстрирует симпатию, интерес к девиантным субкультурам, политическим движениям экстремистской направленности, сектам и пр.;

2 балла – наличие отдельных признаков принадлежности к деструктивным группам (во внешнем виде, манере поведения, вербальных реакциях, выборе источников информации и пр.);

3 балла – открыто причисляет себя к той или иной субкультуре, политическому движению экстремистской направленности, секте и пр.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

1 группа – от 0 до 50 баллов – низкая степень неблагополучия обучающегося. Для обучающихся данной группы характерно отсутствие или незначительные затруднения в сфере учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, организованности досуга, а также нарушение норм поведения, вербальных реакций.

2 группа – от 51 до 97 баллов – умеренная степень неблагополучия обучающегося. Для обучающихся данной группы характерны отдельные затруднения в сфере учебной деятельности, не позволяющие отнести их к категории отстающих; во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, незанятость полезной деятельностью в свободное время, эпизодические нарушения поведения, семейное неблагополучие.

3 группа – от 98 до 140 баллов – значительная степень неблагополучия обучающегося. Для обучающихся данной группы характерны значительные трудности в сфере учебной деятельности, занимаемый статус в классе и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, бесконтрольное проведение свободного времени, девиации поведения, со склонностью к деструктивности, семейное неблагополучие.

4 группа – от 141 до 202 баллов – высокая степень неблагополучия обучающегося. Для обучающихся данной группы характерны трудности в сфере учебной деятельности, позволяющие констатировать систематическое отставание в освоении образовательной программы, нестабильное положение в классе и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, неорганизованность свободного времени, проявления асоциальности в поведении, указывающие на склонность к деструктивному поведению, значительные проблемы в семье.

Важным параметром наблюдения является изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 50-51 баллов, 97-98 балла, 140-141 баллов), так как они свидетельствуют о возможном переходе обучающегося в «группу риска». Обучающиеся, попавшие в 3 и 4 группы, требуют повышенного внимания со стороны классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога, а также привлечения к профилактической деятельности специалистов других ведомств – субъектов профилактики.

Необходимо обращать внимание на соотношение баллов, набранных в разных сферах. Например, если обучающийся попал во II группу, но при этом набрал высокий суммарный балл в следующих сферах: особенности поведения, вербальные реакции, особенности семьи и ситуативные характеристики, то он требует повышенного внимания со стороны педагогов.

Сумма балов по сферам наблюдения:

V. Особенности поведения – от 0 до 42 баллов;

VI. Вербальные реакции – от 0 до 24 балла;

VII. Особенности семьи – от 0 до 20 баллов;

VIII. Дополнительные характеристики – от 0 до 27 баллов.

Обучающиеся, попавшие в 3 и 4 группы неблагополучия (карта наблюдения), проходят дополнительную социально-психологическую диагностику, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.

Функционал социального педагога:

– проведение социального обследования семьи обучающегося: статуса, материального положения, воспитательного потенциала, условий проживания и пр.;

– изучение ближайшего окружения обучающегося;

– взаимодействие с социальными службами в соответствии с профилем обучающегося.

Функционал педагога-психолога:

– психологическая диагностика обучающегося: тип акцентуации характера, уровень тревожности и агрессивности, адекватность самооценки и уровня притязаний, ценностные ориентации, характер мотивации подростка, статус в группе сверстников и др.;

– проведение психологической диагностики семьи обучающегося;

– индивидуальные и групповые мероприятия в соответствии с профилем обучающегося: консультирование, коррекция, профилактика;

– консультирование родителей обучающегося группы риска;

– взаимодействие с психологическими службами в соответствии с профилем обучающегося.

В рамках психолого-педагогического консилиума, педагогического совета и совета профилактики происходит обсуждение социально-психологического профиля обучающегося и разрабатывается план индивидуально-профилактической работы обучающимся группы риска, а также решается вопрос о целесообразности постановки его на ВШУ.

Реализация плана ИПР осуществляется усилиями классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, а также используются ресурсы межведомственного взаимодействия: органов социальной защиты населения, психологических центров, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактических учреждений, органов опеки и попечительства.

Алгоритм сопровождения обучающихся группы риска отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, отображен на схеме 1.


Схема 1.

Алгоритм сопровождения обучающихся группы риска отклоняющегося поведения


Своевременное выявление отклонений в поведении на этапе их возникновения является важным условием организации эффективной коррекционно-профилактической работы. Очевидно, что ранняя коррекционно-профилактическая работа гораздо эффективней коррекционно-реабиллитационной работы проводимой с обучающимися для которых модели деструктивного, отклоняющегося поведения стали привычными и гораздо более значимыми нежели на начальном этапе их формирования. Школьник, входящий в группу несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, со временем приобретает социальные связи, поведенческие привычки, в значительной степени усложняющие работу педагога-психолога с ним. Таким образом, сложно переоценить значение раннего выявления отклонений в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

Материалы к родительскому собранию "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"

В материале представлены рекомендации для родителей по профилактике суицидов детей и подростков....

Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)

Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...