Консультация для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
консультация

Курзакова Анастасия Анатольевна

Консультация для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Desktop\Безымянный.png

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук.

Как связана мелкая моторика с речью? В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М.М.Кольцовой и других ученых доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

C:\Users\123\Desktop\slide-3.jpg

У большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей  и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами. Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных рук и ручной ловкости в целом. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Движения руки человека формируется в процессе воспитания и обучения как результата связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головной мозга. Необходимо выполнять простые стихотворные упражнения (например, «Сорока-белобока кашу варила»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

- во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие;

- во-вторых, готовят к овладению навыком письма.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте переутомления.

Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

- разминать пальцами пластилин, глину;

-катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки;

- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый сможет просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

- двумя пальцами руки (указательным и средним) ходить по столу, сначала медленно, а потом быстро;

- показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

  - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- хлопать в ладоши (тихо и громко), в разном темпе;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветовой обмотке на катушку, на собственный палец;

- завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;

- застегивать пуговицы, молнии, замочки, закручивать крышки;

- игры с конструктором, с вкладышами;

- игры с песком, водой;

- рисовать линии, фигурные дорожки, раскрашивать, штриховать, обводить по контурам.

C:\Users\123\Desktop\ee38d6a8-15d9-465a-aaac-f737e98472e8.jpg            C:\Users\123\Desktop\hello_html_118fb4e6.jpg

C:\Users\123\Desktop\6ee1dde4e098ab81d429695e9c5b93b8.jpeg                C:\Users\123\Desktop\hello_html_58dbaa4d.jpg

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки.  Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток.

Значительное место в работе с детьми отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребенка. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий, дети учатся сравнивать предметы.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию. Одной из нетрадиционных форм и средств работы с детьми является су-джок терапия. Применяются су-джок –массажеры в виде массажных шариков, в комплексе с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.                  

C:\Users\123\Desktop\33af458eadfafc33fc3d809e1bf686b0.jpg

Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками и просто пальчиками.

Таким образом, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

C:\Users\123\Desktop\img13.jpg

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Значение развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Движения руки человека формируются в процессе воспитания и об...

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...