Сценарий родительского собрания "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
статья (7, 8 класс)

Нугаева Наталья Владимировна

Тема родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

Цель собрания - познакомить родителей с понятием «авторитет», рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей; дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей; способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_podrotska.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания. Роль семьи в формировании личности 

Ц е л и:

познакомить родителей с понятием «авторитет»;

рассмотреть виды авторитета родителей;

раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей;

 дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей;

способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня хотелось бы начать нашу встречу со слов героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье - это тогда, когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.

        Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым. Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «дамокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома.

Благодаря чему подросток может быть счастлив? Что надо помнить нам, родителям, чтобы наши дети с радостью общались с нами, а не искали защиты и поддержки вне дома? Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.

 «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их», - считал В.А. Сухомлинский.

У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. 

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. 

Однако в семьях отношения строятся в соответствии с разными стилями воспитания.

Стиль воспитания  АВТОРИТАРНЫЙ

Родители убеждены, что имеют все «права на ребенка», они могут  наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям.

Они наказывают ребенка за несоблюдение порядка, за плохие отметки, за невыполнение их требований.  Мало заботятся о воспитании нравственных качеств, уделяя внимание воспитанию послушания. Готовя с ребенком уроки, родители принимают назидательный тон, стараются «выжать» из него самостоятельные действия.

          Воспитание    ОПЕКОЙ

Родители тепло и заботливо относятся к ребенку, но контролируют каждый его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.

Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов.

Они запрещают все, что с их точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок. Все действия ребенка проходят под неусыпным взором взрослых.

Домашние задания выполняются вместе с детьми. Как правило, решения подсказывают взрослые.

Воспитание по типу КУМИРА

Ребенок  - кумир семьи. Это может быть «поздний» ребенок в семье.

Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры.

Часто родители делают за него то или иное домашнее задание только потому, что ребенок сам не хочет его сделать.

Воспитание   РАВНОДУШИЕМ

Ребенок не получает в семье должного тепла и внимания, он предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его времяпрепровождение и занятия.

Они не формируют у него целенаправленно навыки социальной жизни, не обучают его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо», не следят за выполнением домашних заданий, не знают, что происходит у него в школе.

Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет.

Какой же стиль воспитания является самым приемлемым?

Воспитание  ДОВЕРИЕМ.

Родители предоставляют ребенку определенную самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь.

 Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, для этого создают ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение.

Его ошибки обсуждаются вместе с родителями и совместно ищутся пути их исправления. Родители контролируют учебную деятельность ребенка, доверяя ему и помогая по мере необходимости советом.

 Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – свидетели. А может они учатся жить у жизни?

Игра «Закончи предложение» (слайд )
1.Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть). 
2.Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным). 
3.Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины). 
4.Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других). 
5.Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным). 
6.Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым). 
7.Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей). 
8.Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя). 
9.Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым). 
10.Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире). 

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа  что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. 

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. 

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. 

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. 

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. 

Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Рассмотрим ситуации… 
Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. 
Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее. 

Ситуация 1 

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. 

Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки... 

Ситуация 2

 На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. 

Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына... 

Ситуация 3 

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка... 

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны. В связи с этим хочется привести небольшую притчу. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: "Почему не доложили, что сын уже вырос?"

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться; какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Основные цели жизни человека.

Первая жизненная цель — создание своей личности.

Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель   – создание отношений с окружающей средой.

На формирование этих целей большое влияние оказывают родители.
А теперь послушайте, что мы обычно говорим своим детям и представьте себя в роли детей: 

До школы: 

6.55 Вставай или ты снова опоздаешь в школу! 

7.14 Ты должен съесть что-нибудь на завтрак

 7.20 Ты выглядишь дико. Надень что-нибудь приличное 

После школы: 

17.42 Ты забыл вынести мусор. Из-за тебя мы по уши в грязи 

19.02 Иди ужинать, почему я должна звать тебя сто раз! 

20.08 Здесь пора убираться. Что за комната. Позор! Здесь некому прислуживать за тобой! 

И так в течение дня. 

Если бы вы были ребенком и ваши родители сказали бы вам это сейчас, как бы вы себя чувствовали? И после такой негативной информации как бы вы относились к своему дому, своей семье? 

Законы семьи. 

Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи.

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте её.

Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).


(Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.)

Вопрос родителям: «У кого что получилось! Какие законы семьи здесь зашифрованы?»

Затем идёт анализ зашифрованной формулы.

1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребёнка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. 

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.

  • Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!
  • Можешь делать, что хочешь.
  • Мне все равно, что ты делаешь.
  • Я хочу понять, почему ты так делаешь.

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

По результатам исследований подростки мечтают о таких родителях, которые:

  • интересуются ими и готовы помочь, когда нужно;
  • выслушивают их и стараются понять;
  • дают почувствовать, что они любят своих детей;
  • показывают свое одобрение;
  • принимают подростков такими, какие они есть, - со всеми ошибками и недостатками;
  • доверяют им  и ждут от них хорошего;
  • относятся к подросткам как к взрослым;
  • веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора.

Желаю Вам стать такими родителями. Нужно помнить, осознавать, что

главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.

Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...

роль семьи в формировании личности ребёнка

общешкольное собрание родителей...

Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...