МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)
методическая разработка

Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализа проблем воспитания, обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное с педагогом погружение в проблемное поле решаемой задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Родительского собрания

«Родительский дом – начало начал…»

(для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)





Разработала: Иваничкина Надежда Федоровна

воспитатель 12 группы







2022

аннотация

      Методическая разработка родительского собрания «Родительский дом – начало начал», выполнила воспитатель группы №12, Иваничкина Надежда Фёдоровна, ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №5».

     В данной методической разработке рассматриваются вопросы

подготовки, организации и проведения первого родительского собрания с

коллективом родителей студентов-первокурсников.

Проводится собрание в аудитории, оформленной высказываниями о роли семьи в деле воспитания детей и подростков, что уже само по себе вводит в круг вопросов, которые будут рассматриваться на собрании. В начале собрания звучит песня Витаса «Родительский дом».

Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализа проблем воспитания, обучения, развития и познания собственного ребенка, совершить совместное с педагогом погружение в проблемное поле решаемой задачи.

В первой части разработки определены цели проведения родительского собрания, обозначены приемы включения родителей в активную деятельность в ходе собрания, размещена анкета для родителей, погружающая их в суть вопросов и проблем, рассматриваемых на данном собрании.

Вторая часть является практической и представлена анкетированием родителей, просмотром презентации с результатами анкетирования их детей и обсуждением, а также определенными выводами по выявившимся проблемам.

Часть третья является теоретической, она представлена материалом в виде презентации (8 слайдов), раскрывающим вопрос «Истинный родительский авторитет – что это такое?»

Завершается родительское собрание заключительным словом воспитателя, в котором обозначены рекомендации и практические советы родителям студентов.

Заключительным этапом собрания является обратная связь, т.е. обмен мнениями родителей об актуальности проблем, вынесенных на родительское обсуждение, принятие конкретных решений о тесной взаимосвязи и взаимной деятельности коллектива педагогов, куратора с коллективом родителей студентов группы для достижения общих воспитательных целей и задач. 

Таким образом, учитывая несомненную актуальность и практическую направленность данной разработки, она может быть использована в воспитательной работе средних специальных учебных заведений.

Пояснительная записка

      Данная методическая разработка родительского собрания для родителей студентов I курса является результатом опыта воспитательной работы воспитателя со студентами-первокурсниками и их родителями.      Целью методической разработки является оказание методической помощи воспитателям при организации и проведении первого тематического родительского собрания.

  Проведение родительских собраний - необходимое условие воспитательной работы центра, сотрудничества родителей и педагогов.    Очень важно, чтобы на родительских собраниях разбирались не только  текущие вопросы, которые воспитатель обсуждает с родителями (успеваемость студентов, их поведение и т.д.) но и вопросы, которые объединяют родителей: проблемы взаимоотношений в семье, проблемы табакокурения, нарко- и интернет-зависимости. От того, насколько актуальными будут вопросы, обсуждаемые на собрании, насколько педагог и родители найдут общие точки соприкосновения, насколько мотивированными на общение покинут собрание родители, будет зависеть не только то, придут ли они на следующее родительское собрание, но и формирование новой студенческой группы в жизнеспособный, активный студенческий коллектив, в котором будет один за всех, а все за одного.

 Родительское собрание – это встречи педагогов и родителей, это место,  где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, семестр, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и центра, оказание  помощи в воспитании студентов.    

    Родительское собрание  обязательно должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения  зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать  благополучную обстановку в семье, понимать и принимать сторону своих детей. Очень важно понимание того, что родители когда-то были в возрасте своих детей, они должны суметь стать на одну позицию с ними, понять значимость существующей проблемы и постараться найти оптимальное решение. Но порой, не обладая достаточным опытом или знаниями в психологической области, родители не могут разрешить возникшие трудности. Поэтому необходимо организовывать обучение родителей воспитанию студентов, навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи.  Воспитатель, психолог  именно на родительском собрании может оказать такую помощь  при решении вопросов воспитания.    

Методическая разработка  включает в себя  следующие разделы: подготовительный блок, представленный анкетами для обучающихся и их родителей, подготовленные для родителей памятки; теоретический блок, куда включены материалы по вопросу о мнимом и истинном родительском авторитете, представленные презентацией; блок психолого-педагогический, который включает в себя педагогический практикум для родителей, разрешение педагогических ситуаций, обмен мнениями и формулирование определенных выводов по рассматриваемым вопросам.

Основная часть

Цели собрания:

1. Побеседовать с родителями на тему: «Авторитет родителей»

  • рассмотреть виды родительского авторитета;
  • раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании;

2. Познакомить с итогами тестирования студентов.

3. Дать рекомендации родителям.

Форма проведения собрания:

Беседа с элементами лекции.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимоотношение детей с родителями в семье.

2. Обмен опытом по разрешению конфликтных ситуаций.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование обучающихся (до собрания)

2. Анкетирование родителей (на собрании)

3. Подготовка материалов для беседы

4. Подготовка презентации по итогам тестирования

5. Распечатанные памятки для родителей

6. Запись песни «Родительский дом» в исполнении Витаса

7. Оформление кабинета к собранию

Анкетирование учащихся (Анкета №1)

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли ты по «личным

делам»?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных делах и заботах?

7. Скучно ли тебе дома? Предпочитаешь ли ты проводить свое свободное

время вне дома?

8. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

9. А твои праздники (день рождения и др.) предпочитаешь ли ты чтобы

родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

10. Бываешь ли ты вместе с родителями в кино, театре, на спортивных

соревнованиях?

11. Бываешь ли ты с родителями в отпуске, на природе?

12. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями?

(Анкета №2)

Выбрать только один из предложенных ответов

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

а) хорошую организацию быта;

б) радость общения;

в) покой и защищенность

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою

сегодняшнюю семью?

а) да;

б) нет;

в) не знаю

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной

жизни?

а) здоровье детей;

б) хорошая учёба детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является

для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами,

существующими в вашей семье?

а) да;

б) нет

Оборудование: листы бумаги, ручки, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись песни «Родительский дом», высказывания известных людей о воспитании (оформление на ватмане):

  • «Воспитание есть усвоение хороших привычек»
    Платон 
  • «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд
  • «Лучшая школа дисциплины есть семья»
    Смайлс С. 
  • «Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя» Луиза Хей 
  • «Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.» Патрик О’Рурк 
  • «В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали»
    NN 

Ход собрания

(Звучит запись песни)

Где-то есть родительский дом,

Он до боли тебе знаком,

Там, где любят тебя и ждут.

И ты, любя…

Где б ты ни был —

Вблизи иль вдали,

Поклонись ему до земли,

Поклонись ему до земли,

Там ждут тебя.

Вступительное слово воспитателя:

Уважаемые родители!

Ваши дети стали студентами первого курса. Им, да и Вам, кажется, что они сразу повзрослели, стали самостоятельными и многие проблемы могут решать теперь сами. Но 15-16-летние юноши и девушки – это еще те же самые школьники. Это ваши дети, которым все еще нужно Ваше внимание, взаимопонимание и уважение. Наше родительское собрание мы посвятим сегодня вопросам, отражающим взаимоотношения между Вами и Вашими детьми.

«Семья – это первое призвание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет. Исключение – только для гениев и высокоодарённых», - сказал известный актёр Михаил Боярский.

Что же думаем мы с Вами по этому поводу?

На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей и поставьте номер фразы на листке:

1 «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

2 «Можешь делать, что хочешь».

3 «Мне все равно, что ты делаешь».

4 «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Истинным авторитетом обладают родители, хорошо знающие своего ребенка, понимающие его проблемы, интересующиеся его жизнью, умеющие в нужный момент прийти на помощь.

А теперь Вам предстоит ответить на вопросы анкеты, которая поможет раскрыть суть вопроса.

Анкета для родителей:

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети «по душам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  8. Интересуетесь ли вы учебными делами детей?
  9. Участвуют ли они в подготовке к семейным праздникам?
  10. Обсуждаете ли вы с ними фильмы, телепередачи?
  11. Бываете ли вы вместе в театрах, на выставках, концертах?
  12. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Результаты:

За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «иногда» 1 балл, за «нет» 0.

Более 20 баллов – Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов - Отношения можно оценить как удовлетворительные. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов – Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

А теперь давайте посмотрим, как ваши дети отвечали на подобные вопросы.

(Просмотр презентации с подведенными результатами анкетирования студентов.

Беседа с родителями по итогам анкетирования.

Классный руководитель анализирует результаты анонимного анкетирования студентов, обращает внимание родителей на ответы, вызывающие особенную обеспокоенность. Вместе обсуждают, какое действие (или бездействие) родителей привело к подобным результатам.)

Мы с вами видим, что по результатам анкетирования ответы, которые вызывают у нас беспокойство имеют прямое отношение к проблеме родительского авторитета.

Что же такое – родительский авторитет?

Существует много ложных обоснований авторитета, о которых должны знать родители.

(показ презентации «Истинный родительский авторитет»)

1 слайд. Авторитет любви.

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.

В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

2 слайд. Авторитет родительского положения.

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными.

Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

3 слайд. Авторитет доброты. 

Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

4 слайдАвторитет подкупа.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются к жизни, вырастают неискренними, изворотливыми.

5 слайд. Авторитет назидания.

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

6 слайд. Авторитет подавления.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно, но авторитет необходим в семье.

7 слайд. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

Родительский авторитет не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их делам, радостям и печалям. Подростки уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Им нужна разумная и требовательная родительская любовь.

8 слайд. Авторитет родителей, когда их дети находятся в подростковом и юношеском возрасте, поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию взрослеющих детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности.

Заключительное слово воспитателя:

Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребёнком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния из-за того, что поздно что-либо изменить.

Я бы хотела раздать вам памятки, в которых содержатся некоторые советы и думаю, они помогут вам сохранять хорошие дружественные отношения с вашими взрослеющими детьми.

Памятка:

  • помогайте подростку приобретать жизненный опыт.
  • развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.
  • помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.
  • учите добиваться этих желаний.
  • помните, что подростки прислушиваются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание- неподдельным.
  • не забывайте: самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.
  • и, конечно же, подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

А теперь, уважаемые родители, хотелось бы услышать Ваше мнение о том, насколько полезной была наша сегодняшняя встреча, что для Вас было полезным, с чем вы согласны, а с чем Вы не можете согласиться. (Высказывание различных точек зрения, принятие решения родительского собрания о тесном взаимодействии двух коллективов: родителей и педагогов для решения общих задач по воспитанию и обучению студентов данной группы)

Нашу встречу хотелось бы закончить следующей народной мудростью, которая гласит:

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Родители, которые имеют детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?

Потому, главный совет будет следующим: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. И предложите всё это своим детям»

Источники:

1.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. « Психологический справочник

учителя», Москва, 1999 г.

2. Дороти Лоу Нолт, « Правила воспитания детей»,  2013г. 

3. Материалы Интернет

4. http://materinstvo.ru/art/4746 Materinstvo.ru

5.Личный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

Методическая разработка "Военно-спортивный праздник «А ну-ка парни!» для студентов первого курса

Методическая разработка "Военно-спортивный праздник «А ну-ка парни!» для студентов первого курса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Задачи: 1.Рассказать родителям об условиях реализации образовательной программы, обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его доступности и открытости для родителей....

Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"

В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...

Родительское собрание "Организационные вопросы на начало учебного года »

Познакомить родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников с организацией учебно-воспитательного процесса в 2021-2022 учебном году....

Методическая разработка для проведения родительского собрания на тему: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

В данной разработке для педагогов дополнительного образования, есть план проведения мероприятия, этапы подготовки к собранию, включая анкеты для родителей и детей, рекомендации по ведению собрания....