Беседа для родителей " Телефонная зависимость у подростков"
консультация

Соловьева Надежда Александровна

Материал для публикации на школьном сайте и в районной газете " Приволжская новь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telefonnaya_zavisimost.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Телефонная зависимость - опасности, проблемы, решения

Зависимость от телефона у подростков и детей стала одной из наиболее распространенных и опасных проблем в нашей жизни. Многие родители бьют тревогу, замечая, что их дети проводят слишком много времени за экраном смартфона, играя в игры или бесконечно листая ленту соцсетей. 

Сегодня мы поговорим о том, как же распознать признаки зависимости от гаджетов, какие последствия она может иметь для здоровья и развития ребенка, как родителям помочь своему ребенку найти баланс между реальной и виртуальной жизнью.

В последние годы наблюдается тревожная тенденция: все больше детей проводят значительное время за экранами смартфонов, айфонов, планшетов и других гаджетов. Родителям приходится сталкиваться с проблемой зависимости своих детей от них. Эти устройства стали уже неотъемлемой частью повседневной жизни детей и подростков, да и большинства родителей тоже. Однако постоянное присутствие в телефоне влияет не только на физическое здоровье детей, но и на их психологическое состояние, на отношения с окружающими.

Современные дети из поколения Альфа (2010-2024) растут в мире, где смартфоны и планшеты— неотъемлемая часть жизни. Они для них не просто устройства, а инструмент общения, обучения и самовыражения. Они не знают другого мира и с раннего возраста осваивают виртуальную реальность, воспринимая её как норму.

Для родителей из поколения Y (1980-1994) это может быть сложно понять. Они росли без интернета и гаджетов, их развлечения и общение были связаны с реальным миром. Даже поколение Z (1994-2009), чье детство уже было связано с цифровыми технологиями, видело жизнь до тотального господства смартфонов. Поэтому, если вы относитесь к поколению Y, нормально не понимать половину того, чем живёт поколение Альфа. Разрыв между поколениями обусловлен стремительным развитием технологий и изменением способов коммуникации и самовыражения.

Зависимость детей от гаджетов возникает естественно, ведь они стали неотъемлемой частью их мира. Постоянный доступ к информации, развлечениям и социальным сетям делает телефоны крайне привлекательными. Однако это может приводить к ряду проблем: ухудшению физического здоровья, снижению социальной активности, психологическим зависимостям.

Важно осознать, что смартфоны, планшеты и другие гаджеты - это не просто временная мода, а новая реальность. Родителям следует не запрещать телефоны, а помогать детям находить баланс между вертуальной и реальной жизнью, предлагать альтернативные занятия и понимать интересы своих детей.

И все-таки, в чем же опасности гаджетов?

Да, телефоны - смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни и не стоит игнорировать их преимущества. Однако важно помнить, что их чрезмерное использование таит в себе серьёзные опасности, как для психо - эмоционального, так и для физического здоровья детей. Не стоит забывать, что мир, в котором растут современные дети, отличается от мира их родителей, и эти устройства могут быть не только источником удовольствия, но и настоящими угрозами.

        Прежде всего – это психо - эмоциональные проблемы, среди которых наиболее опасной является социальная изоляция. Длительное времяпрепровождение за экранами может привести к тому, что дети начинают избегать общения в реальной жизни. Виртуальная реальность предоставляет им мгновенные, но поверхностные связи, что мешает развитию полноценного общения и социальной адаптации. Отсутствие живого общения с друзьями и родителями может привести к чувству одиночества и социальной изоляции.

Кроме этого возникает проблема зависимости и снижения внимания. Гаджеты создают непрерывный поток информации, что стимулирует выработку дофамина — гормона удовольствия. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать зависимость от новых уведомлений, лайков и сообщений, что ухудшает их способность сосредотачиваться на длительных задачах. В итоге они теряют способность к глубокому анализу и теряют интерес к занятиям, которые не дают немедленного удовлетворения.

Тревожность и депрессия – еще одна из психо - эмоциональных проблем. Исследования показывают, что у детей, которые проводят много времени в социальных сетях, возрастает уровень тревожности и депрессии. Стремление соответствовать идеализированным образам в интернете, чувство постоянной нужды в одобрении и страх пропустить что-то важное могут привести к эмоциональному истощению и психическим расстройствам.

Проблема нарушения сна. Смартфоны и другие гаджеты, как правило, не выключаются ночью, что нарушает режим сна детей. Ночное использование экранов, особенно в темное время суток, снижает уровень мелатонина — гормона, который регулирует цикл сна и бодрствования. Это приводит к бессоннице, усталости и проблемам с концентрацией в течение дня.

На фоне психо - эмоциональных проблем, возникают, как правило, и физические последствия от длительного пребывания в телефоне.

Во-первых, это проблемы с глазами. Долгое время, проведённое за экраном, может вызвать так называемый "цифровой глазной стресс". Это проявляется в виде сухости, покраснения глаз, а также боли и усталости. Дети могут жаловаться на ухудшение зрения, что связано с тем, что экраны требуют интенсивного фокусирования и создают дополнительные нагрузки на глаза. Обратите внимание, сколько детей сейчас носят очки. И заметьте - с раннего возраста.

Во - вторых, это нарушения осанки и боли в шее и спине. Частое использование телефонов, смартфонов в неудобных позах, например, при наклонённой шее, может привести к проблемам с осанкой. Это особенно важно для детей, чьи мышцы и кости всё ещё развиваются. Постоянное сидение в неправильных позах может вызвать хронические боли в шее, спине и плечах.

Снижение физической активности – еще одна из физических проблем. Когда время детей занято экранами, они часто проводят его в сидячем положении, что приводит к недостаточной физической активности. Это может способствовать набору лишнего веса и развивать такие проблемы, как ожирение. Недостаток движения также влияет на развитие мышц и координацию.

Я назвала бы еще одно страшное на мой взгляд последствие - это проблемы с речью и моторикой. Частое использование гаджетов в раннем возрасте может негативно сказаться на развитии речи и мелкой моторики. Время, которое дети могли бы посвятить играм с развивающими игрушками или живому общению, они тратят на экраны. Это может замедлить развитие их речи и способностей к более сложной моторике, например, письму.

Как педагога-психолога, меня волнуют и когнитивные проблемы, возникающие в следствии длительного пребывания детей в гаджетах.

Это проблемы с концентрацией и памятью. Гаджеты предоставляют непрерывный поток информации, который ребенок должен усваивать за короткие промежутки времени. Это способствует развитию поверхностного восприятия и снижению способности концентрироваться на длительных задачах. Постоянное переключение между заданиями, а также краткосрочные видеоролики, посты в социальных сетях и быстрые уведомления приводят к тому, что мозг привыкает к фрагментарному восприятию информации, что затрудняет фокусировку и запоминание.

Происходит задержка в развитии когнитивных способностей. Длительное время за экранами снижает способность ребенка к самостоятельному решению задач, развитию критического мышления и творческих способностей. Виртуальная реальность не предоставляет тех возможностей для творческого и логического мышления, которые дает реальный мир — игры на улице, чтение книг или решение головоломок. Это может замедлить развитие когнитивных функций, таких как аналитическое мышление и способности к решению проблем.

(Продолжение )

Беседа для родителей

Признаки зависимости у детей и подростков

Зависимость от смартфонов у детей — это не просто увлечение гаджетами, а настоящая проблема, которую важно выявить на ранних стадиях. 

Для того, чтобы понять, что ваш ребенок столкнулся с этой проблемой, родителям стоит обратить внимание на несколько ключевых признаков зависимости от смартфона. Они могут быть как внешними, так и связанными с изменениями в поведении и психо - эмоциональном состоянии ребенка.

И первое, это постоянное желание быть рядом с телефоном. Один из первых признаков зависимости от смартфона — это неуспокоенное желание быть рядом с устройством даже в момент, когда оно не используется. Ребенок может проявлять беспокойство, если телефон оказывается далеко или разряжен, постоянно проверяя его на наличие новых уведомлений. Этот симптом часто связан с потребностью в постоянной связи и реакции на сообщения, лайки и уведомления.

Родителей должно насторожить пренебрежение учебой и другими обязанностями. Если ребенок слишком часто откладывает учебу или не выполняет домашние задания, потому что увлекся играми или соцсетями, это может быть тревожным сигналом. Постоянное занятие смартфоном может стать причиной низкой мотивации к учебе, ухудшения успеваемости и недостаточной концентрации. Дети, поглощенные гаджетами, теряют интерес к реальной жизни и важным занятиям.

Зависимость от смартфона может привести к заметным физическим проблемам, таким как головные боли, усталость глаз, боли в шее и спине. Постоянное нахождение за экраном ухудшает осанку и приводит к так называемому "синдрону текстовой шеи". Если эти симптомы становятся регулярными, это может указывать на физическое воздействие от длительного использования гаджетов.

Возникают проблемы с общением в реальной жизни. Когда ребенок становится все более поглощен смартфоном, его реальные коммуникации с окружающими могут пострадать. Он может начать избегать общения с семьей и друзьями, предпочитая виртуальные контакты. Внешне это может проявляться в том, что ребенок часто сидит в одиночестве, фокусируясь на экране, даже когда рядом находятся близкие.

Если ваш ребенок начинает проявлять агрессию, раздражительность или беспокойство, когда его лишают смартфона, это также может быть признаком зависимости. Он может становиться нервным или злым, когда ему нужно прекратить использование устройства, что является явным симптомом привязанности к гаджету и зависимости от виртуальной реальности.

Пренебрежение личной гигиеной и здоровьем неизбежно, когда смартфоны становятся для ребенка главным приоритетом. ребенок может начать пренебрегать базовыми потребностями, такими как соблюдение режима сна, гигиенические процедуры или даже прием пищи. В погоне за новым контентом, сообщениями или играми, дети могут забывать о времени, что ведет к нарушению режима и игнорированию других важных аспектов жизни.

Другим важным признаком зависимости является отсутствие самоконтроля, неспособность ребенка контролировать время, проведенное за смартфоном. Даже если родитель или наставник пытается ограничить его время за гаджетом, ребенок продолжает скрывать его использование и находит способы возвращаться к экрану. Это свидетельствует о снижении самоконтроля и постоянной потребности в новых дозах удовольствия от экрана.

Если вы замечаете несколько из этих признаков, важно вовремя вмешаться и начать регулировать время, которое ребенок проводит за гаджетом. Чем раньше вы это сделаете, тем легче будет минимизировать негативные последствия и вернуть ребенка к здоровому балансу между реальной жизнью и виртуальной реальностью.

(продолжение)

Беседа для родителей

Зависимость от телефона - что делать?

Зависимость от смартфона у детей — это реальная проблема, требующая продуманного и взвешенного подхода. Вместо того, чтобы просто забрать гаджет или установить жёсткие ограничения, важно создать условия для постепенного возвращения к здоровому балансу между реальной жизнью и виртуальной реальностью.

 Это требует терпения, внимания и правильных методов. Психологи предлагают несколько эффективных способов борьбы с зависимостью от телефона.

Один из наиболее эффективных способов борьбы с зависимостью — это установление чётких и разумных лимитов времени для использования гаджетов. Родители могут договориться с детьми о допустимом времени для игр, общения в соцсетях или просмотра видео. Важно, чтобы эти ограничения были согласованы, а не навязаны, что поможет ребенку почувствовать ответственность за своё время. Использование встроенных функций смартфонов, таких как таймеры и приложения для мониторинга времени, поможет соблюдать баланс.

Важно предложить ребенку альтернативы, которые будут не менее увлекательными, чем гаджеты. Спорт, творческие занятия, чтение, настольные игры или времяпрепровождение с семьей — это отличные способы отвлечься от экрана и развивать личные интересы. Важно, чтобы эти занятия были разнообразными и приносили ребенку радость. Например, совместные прогулки на свежем воздухе, поездки на природу или участие в спортивных соревнованиях могут стать не только полезными для здоровья, но и укрепить семейные отношения.

Однако, ключевым моментом здесь является то, что всё это не должно быть навязано. Прежде чем решать, чем занять ребенка, сядьте, поговорите с ним и выясните, что ему интересно, чем он увлекается. Возможно, вашему ребенку нравится космос, и он грезит о космических полетах — в таком случае футбол или поездки за город вас не спасут, а лишь ухудшат ваши отношения. В этом конкретном случае вам придется найти кружок астрономии, посетить планетарий или поощрить интерес к этой теме каким-либо другим способом.

Не забывайте, что дети — это тоже личности, у которых могут быть увлечения, отличные от ваших. Иногда вам могут казаться их интересы несерьезными или даже странными, но для ребенка они важны. Признание этого и готовность поддерживать его увлечения помогут не только отвлечь его от смартфона, но и укрепить доверие между вами.

Цифровая диета — это один из эффективных методов для снижения времени, проведённого за экранами. Создание правил, ограничивающих время использования гаджетов, поможет ребенку пересмотреть свою зависимость и начать более осознанно подходить к экранным развлечениям. Это может быть вечернее отключение гаджетов, запрет на их использование за столом или в спальне, а также дни без гаджетов, когда вся семья находит время для других активностей. Но важно понимать, что, когда мы говорим «вся семья», это действительно должно означать всех членов семьи. Если вы говорите ребенку, что сегодня мы будем без гаджетов, но при этом сами продолжаете "висеть" на телефоне, будь то разговоры или просто пролистывание ленты в соцсетях, это не сработает. Помните, ваш ребенок внимательно следит за вами, и такое поведение с вашей стороны недопустимо. Ребенерк будет воспринимать это как нарушение правил и, скорее всего, почувствует разочарование или даже агрессию, ведь для него ваш пример — это основа, на которой строится его поведение. Будьте последовательными и показывайте своим примером, что вы сами готовы соблюдать те же ограничения.

Самым важным аспектом в борьбе с зависимостью от гаджетов является терпение. Не стоит ожидать мгновенных изменений, это процесс, который потребует времени. Понимание того, что гаджеты — это часть современной жизни, и они не исчезнут, поможет родителям выстроить правильный подход к воспитанию и обучению детей в цифровом мире. Важно понимать, что общение, поддержка и конструктивный подход помогут ребенку научиться пользоваться смартфоном с умом и не стать зависимым от него.

Нередко родители прибегают к строгим методам наказания детей за длительное использование смартфонов. В чем опасность?

Очень важно помнить, что в борьбе с зависимостью от гаджетов нельзя прибегать к крайним мерам, таким как резкое отобрание телефона или установка паролей на устройства ребенка. Такие методы могут привести к неприятным последствиям, включая агрессию и полное разрушение доверительных отношений между вами и вашим ребенком. Особенно опасно читать личные переписки ребенка или нарушать его личную свободу, пытаясь контролировать всё, что он делает в интернете. Это может не только вызвать чувство предательства, но и привести к глубокому эмоциональному разрыву.

Дети в возрасте подростков — это уже отдельные личности с собственными переживаниями и секретами, и очень важно уважать их частную жизнь. Лишая их возможности сохранять личную территорию, вы рискуете потерять доверие и вызвать у них чувство недовольства и даже враждебности. Важно установить правила, которые бы учитывали потребности и интересы ребенка, а не ограничивали его свободу.

Это особенно важно, когда речь идет о секретах, личных переживаниях и том, чем ребенок может делиться с вами. Возможно, у многих сейчас возникает вопрос - «Как так, а если он переписывается с кем-то плохим или смотрит запрещенное видео, блогера?» Это действительно страшно, ведь интернет, с его анонимностью, — зона, где опасности подстерегают на каждом шагу. Но не будем забывать, что для того, чтобы ваш ребенок не «шел в интернет искать себе родственную душу», нужно с самого раннего возраста закладывать в нем чувство доверия к вам. Он не должен бояться поделиться своими проблемами и переживаниями, не бояться быть подвергнутым критике, шантажу или угрозам с вашей стороны.

Если вы решили в подростковом возрасте стать «друзьями», это, к сожалению, не сработает. Моменты упущены, и теперь вам будет очень сложно завоевать его доверие. Материальные «подачки» в таком случае лишь усугубят положение, потому что ребенок очень тонко чувствует, когда его любовь пытаются купить. Важно построить отношения на взаимном уважении, искренности и понимании, чтобы ребенок сам захотел довериться вам.

(продолжение)

Беседа для родителей

Рекомендации и советы для родителей

Как правильно вести разговор с ребенком о времени, проводимом за гаджетами? Психологи рекомендуют, ведя разговор с ребенком о времени, проведенном за гаджетами, проявлять терпимость и открытость. Начинайте беседу не с обвинений, а с вопроса, как ему самому кажется, сколько времени он тратит на телефон или планшет. Попросите его самостоятельно оценить свои привычки и предложите обсудить, как можно оптимизировать время, чтобы и гаджеты, и другие активности гармонично вписывались в его жизнь. Важно понимать, что многие дети поначалу могут не осознавать, насколько часто они берут в руки свой телефон. Этот разговор будет полезен не только для установления границ, но и для того, чтобы ребенок сам начал анализировать, сколько времени он тратит на гаджеты.

Будьте внимательны к его точке зрения и не торопитесь с решением. Вместо того чтобы «запрещать», предложите выбор. Объясните, как использование гаджетов влияет на здоровье, физическую активность и развитие, но делайте это в доступной и понятной форме, не пугая. Никто не любит, когда ему что-то навязывают, и это касается даже таких вещей, как ограничение времени за экранами. Важно быть внимательными к мнению ребенка и показывать ему лучшие способы использовать гаджеты, не забывая при этом о том, что самое главное - это баланс.

Как создать безопасную и здоровую цифровую среду? Создание безопасной цифровой среды для ребенка важно для того, чтобы он мог осознанно и ответственно пользоваться интернетом. Важно установить несколько простых правил:

ограничьте доступ к небезопасным ресурсам. Используйте родительские контроли и программы для мониторинга, чтобы контролировать доступ к контенту. Важно, чтобы ребенок знал, что есть границы и что он всегда может обратиться за помощью, если сталкивается с чем-то тревожным.

Прививайте критическое мышление. Объясните ребенку, что не всё, что он видит в интернете, является правдой. Научите фильтровать информацию и задавать вопросы. Помогите развивать умение отличать новости от фейков и не попадаться на обман в сети.

Установите «часы гаджетов». Разработайте семейный график использования гаджетов, где также будет время на учебу, отдых и физическую активность. Лучше, если вы будете делать это вместе, чтобы ребенок не чувствовал, что его ограничивают, а наоборот, почувствовал, что вы вместе ищете баланс и способы проводить время не только за экраном.

Дети учатся не только на словах, но и на примере. Поэтому для того, чтобы ребенок уважал установленные вами ограничения, необходимо показывать правильное использование гаджетов. Важно помнить, что ваше поведение всегда будет иметь наибольшее значение.

Как бы проблематично это для вас не было - ограничьте собственное время за гаджетами. Если вы хотите, чтобы ребенок меньше сидел в телефоне, старайтесь не проводить слишком много времени за экраном. Показав пример, вы сможете мотивировать его на действия. Помните, что ребенок всегда смотрит на вас, и то, как вы себя ведете, будет иметь влияние на его поведение.

Будьте внимательны к своим разговорам о гаджетах. Если для вас смартфон - это рабочий инструмент, объясните это ребенку. Но при этом покажите, что не все время должно уходить на телефон. Научитесь выделять время для общения. Прививайте уважение к личной жизни ребенка. Если ваш ребенок решит, что вы слишком часто проверяете его телефон или аккаунты, это может привести к недовольству. Уважайте его личное пространство, но в то же время не забывайте о своем родительском контроле. Например, вы можете предложить договориться о том, какие вещи будут оставаться для него личными, а какие — открытыми для вас.

Если вы видите, что проблема зависимости от гаджетов у вашего ребенка становится серьёзной, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

Психологи и психотерапевты помогут вам научиться эффективно общаться, а ребенку — справляться с эмоциями, стрессом и развить навыки саморегуляции.

Педагоги могут помочь в понимании, как правильно встраивать гаджеты в образовательный процесс, особенно если ребенок активно использует гаджеты для учебы, но балансирует между учебой и игрой.

 Иногда проблемы могут быть глубокими и требовать вмешательства профессионалов. Неврологи и психиатры могут оказать поддержку, если зависимость от гаджетов перешла в серьёзную форму, сопровождаясь тревожностью, агрессией или другими симптомами. Они помогут выявить первопричины проблемы и предложат эффективные методы лечения. Важно понимать, что иногда дело не только в гаджетах, а в более глубоких проблемах, например, тревожности или депрессии, которые могут проявляться в виде привязанности к экрану.

Не забывайте, что вовремя обратиться за помощью и получить рекомендации - это важный шаг, который может значительно улучшить ситуацию. Помните, что мы все - люди, и иногда тяжело увидеть проблему без стороннего взгляда. Никто не застрахован от сложностей в воспитании, но именно вовремя предпринятые меры могут стать залогом лучшего результата.

Н.А. Соловьева

педагог-психолог

 Приволжская школа-интернат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей "Вред курения для подростков"

В данной статье рассказывается о влиянии курения на различные органы подростков. Даются советы родителям о том, как отучить ребенка курить, советы по смене режима, изменения диеты питания и обязательн...

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Беседа с родителями «Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор?»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...

Беседа с родителями "Правила общения с подростками"

Беседа с родителями "Правила общения с подростками"...

Консультация для родителей : Компьютерная зависимость у подростков

Консультация для родителей о компьютерной зависимости подростков, как определить, что у вашего подростка есть зависимость, как с ней справиться, советы психолога....

Беседа: Влияние мобильных телефонов на психику подростка

Беседа: Влияние мобильных телефонов на психику подростка...

"Актуальные проблемы профилактики компьютерной и телефонной зависимости среди подростков".

Презентация по теме"Актуальные  проблемы  профилактики  компьтерной  и  телефонной  зависимости среди  подростков"...