ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
рабочая программа по теме

пасечникова елена алексеевна

Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
•    помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
•    создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
•    формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
•    формирование классного коллектива как воспитательной системы;
•    организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
•    вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
•    диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
•    воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
•    формирование здорового образа жизни школьника;
•    воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
•    гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
•    поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
•    совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
•    совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
•    вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
•    создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
•    воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_klassa.docx89.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы  "Лестница успеха"

Пасечникова Елена Алексеевна – учитель географии и экологии

МБОУ лицей ст.Каневской Краснодарского края


Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители:
одни нам дарят только жизнь,
а другие – добрую жизнь.
Аристотель

Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель

Концепция программы

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  1. помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  2. создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  3. формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  4. формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  5. организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  6. вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  7. диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  8. воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  9. формирование здорового образа жизни школьника;
  10. воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  11. гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  12. поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  13. совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
  14. совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
  15. вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  16. создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
  17. воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной деятельности

  1. Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
  2. Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
  3. Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
  4. Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
  5. Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

Механизм реализации проекта

  1. Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.

Программа осуществляется:

  1. через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  2. через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  3. через систему дополнительного образования;
  4. через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  5. в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  6. в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
  7. через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения станицы (школы, музеи, библиотеки,; галереи, ЦДТ «Радуга», ДК, ДС, Ледовый ДС, ДШИ, ДХШ).

Методы:

  1. научно-исследовательский;
  2. метод проектов;
  3. коммуникативная методика;
  4. личностно-ориентированный метод;
  5. метод креативного мышления;
  6. репродуктивный метод;
  7. метод критического мышления;

Формы работы:

  1. классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  2. тренинги, занятия, курсы;
  3. конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  4. дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  5. встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

Приоритетные направления работы

  1. интеллектуально-познавательная деятельность “УНО”(ученические научные общества)
  2. спортивно-оздоровительная деятельность “Олимп”
  3. духовно-нравственная деятельность “Надежда”
  4. творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
  5. гражданско-патриотическая деятельность “Патриот”
  6. работа с семьёй “Семья”

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами

 Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя вне школы

1 направление “УНО”

Знание — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани

Гибкость ума может заменить красоту.
Стендаль

Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании.
Фалес

Мудр не тот, кто много знает,
А чьи знания полезны.
Эсхил

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  1. Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  2. Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  3. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  4. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  5. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

Виды деятельности:

  1. Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
  2. Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  4. Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

  1. развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  2. умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  3. формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  4. развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  5. развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
  6. формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.

Организация работы с одаренными детьми

Отличительные особенности одаренных детей

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.
  4. Категории одаренных детей.
  5. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  6. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  7. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
  8. Принципы работы с одаренными детьми.
  9. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  10. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  11. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  12. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
  13. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  14. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

2 направление “Олимп”

Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Здоровье — мудрых гонорар...
Беранже П. Ж.

Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
Ключевский

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  1. Формирование здорового образа жизни школьника;
  2. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  3. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

  1. сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями станицы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  2. сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  3. сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  4. сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  5. формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  6. организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Содержание физического воспитания:

  1. совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
  2. просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  3. формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  4. разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
  5. развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
  6. индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

3 направление “Надежда”

Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне

Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень

Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  1. формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  2. формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  3. Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  4. Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

  1. развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
  2. развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  3. воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  4. знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
  5. воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  6. формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Содержание нравственного воспитания:

  1. моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
  2. этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
  3. патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
  4. формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
  5. политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
  6. формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
  7. нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
  8. развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
  9. воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
  10. формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.

4 направление “Созвучие юных сердец”

Доброта – это то, что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Эразм Роттердамский

Душа человека — величайшее чудо мира.
Данте Алигьери

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  2. Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  3. Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Виды деятельности:

  1. Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  2. Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  3. Изучение и способностей к общению каждого ученика;
  4. Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  5. Художественное воспитание;
  6. Воспитание творческих потребностей и способностей.

Содержание эстетического воспитания:

  1. развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  2. развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  3. эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;
  4. индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  5. формирование механизма эстетического самообразования;
  6. формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;

5 направление “Патриот”

Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А. Н.

Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт

Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности.
Пушкин

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  1. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  2. формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  3. обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  4. Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
  5. Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности в направлении :

  1. изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  2. организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  3. сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  4. формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Содержание гражданско-патриотического воспитания:

  1. освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  2. воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
  3. развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
  4. знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;

6 направление “Семья”

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит

Будущее нации – в руках матерей.
Оноре де Бальзак

Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  2. организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  3. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
  4. организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
  5. создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.

Виды деятельности в направлении “Семья”:

  1. сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  2. сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  3. изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  4. поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание работы семейного воспитания:

  1. совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
  2. консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
  3. родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
  4. работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом, валеологом для решения насущных вопросов и проблем.

Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.

Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

  1. добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  2. систематичность в организации;
  3. личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
  4. создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
  5. сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:

  1. предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
  2. педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
  3. педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
  4. педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
  5. педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
  6. в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
  7. деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
  8. участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности
  9. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы

2. Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”.

Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

“Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

4.

Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

5.

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия

6.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Лестница успеха".

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.    Цель программы – с...

Программа воспитательной работы Лестница успеха.

Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...

Программа по воспитательной работе Лестница успеха"

Программа по воспитательной работе  Лестница успеха"...

Программа воспитательной работы "Лестница жизни"

Программа воспитательной работы "Лестница жизни" классного руководителя 5 "А" класса МБОУ "КСОШ №4"...


 

Комментарии

пасечникова елена алексеевна

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.