Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности
методическая разработка (10 класс) по теме

Школа юных исследователей

«Эдир шэнжэлэгшэ»

Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорной группы, а также те, кто интересуется историей и культурой бурятского народа, своего родного края (Раздел 3. Методические разработки). За время существования школы достигнуты определенные результаты:

·                   муниципальный уровень – 23 победителей и призеров

·                   республиканский уровень – 27 победителей и призеров

·                   всероссийский уровень – 6 победителей

·                   международный уровень – 2 победителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности

Пояснительная записка

В современном мире требуется способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешно эта задача может решаться не только через урочную и внеурочную деятельность, но и через организацию дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений обучения и воспитания в нашей школе является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей предоставляет учащимся школы возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности. Поэтому была разработана программа спецкурса, направленная на развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов и способствует отработке элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением.

Цель программы: создать условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и самоопределения; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию.

Задачи курса:

  1. Познакомить с методами научного исследования, работы с источниками информации, отбора материала, оформления работы.
  2. Развивать устные коммуникативные компетенции учащихся:

а) умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;

б) умения составлять самостоятельно вопросник на тему, которая может стать впоследствии темой доклада, статьи;

в) умения участвовать в обсуждении материала и доложить о результатах интервью;

г) умения участвовать в работе семинара;

д) умения участвовать в работе конференции, чтений.

  1. Формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

а) умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

б) умения сбора и оформления полевого материала;

в) умения работать в каталоге библиотеки над литературным обзором;

г) овладения терминами в научной области знания, в которой проводится исследование;

д) овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

е) умения оформлять статью, доклад.

Механизм реализации программы:

  1. Сбор и обработка краеведческого материала.
  2. Оформление сборников, этнографических очерков, брошюр
  3. Оформление и защита мультимедиа презентаций.
  4. Участие в научно-практических конференциях.

Ожидаемые результаты:

- развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

- формирование нравственной личности гражданина и патриота через изучение  истории и культуры родного края;

- развитие творческих способностей детей;

- развитие коммуникативных умений и навыков

Содержание программы предусматривает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть составляет 5 часов, практическая – 12 часов. Всего часов по программе – 17.

Деятельность школьников определяется тематическими блоками: «Летопись родных мест», «Родословие», «Военные события», «Природное и культурное наследие», «Этнография и фольклор», «Ономастика». Основные направления исследовательской работы – сбор материалов и фактов о жизни и обычаях баргузинских бурят, ведение поисковой и исследовательской работы по историческому, литературному, лингвистическому краеведению.

Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, практикум, экскурсия, творческий отчет.

Исследовательская работа проводится как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований зависит от желания и заинтересованности учащихся.

Программа спецкурса обеспечена учебным пособием, разработанным авторами программы (рабочая тетрадь «Я учусь исследовать»).

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Данная программа составлена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Содержание программы

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Вопросы для рассмотрения

1

Вводное занятие «Я – исследователь». Что такое исследование. Выбор тематического блока.

1

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема)

Знакомство с понятиями. Корректировка представлений о том, что понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

2

Обзор исследовательских работ предыдущего года. Как выбрать тему исследования. Определение и формулирование темы исследовательской работы.

1

Тема исследования.

Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования.

3

Определение актуальности исследуемого вопроса, новизна, постановка проблемы, целей и задач исследования

2

Актуальность, новизна, проблема, цель, задача

Уточнение представлений о понятиях: актуальность, новизна, проблема. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.).

Практические задания: формулирование актуальности, новизны и постановка проблемы. Составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований.

4

Определение методов исследования

1

Метод исследования

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Самостоятельное составление вопросника на тему исследовательской работы.

5

План исследования. Структура доклада

1

План, введение, основная часть, заключение

Что такое план работы. Какова структура доклада. Практические задания: планируем собственное исследование.

6

Работа с библиотечным каталогом. Подбор теоретического материала

1

Каталог

Как работать с библиотечным каталогом. Оформление листа запроса.

7

Анализ собранной информации, выявление нового. Организация интервью

3

Интервью

Как организовать интервью. Правила беседы с интервьюируемым. Составление вопросов для проведения интервью.

8

Обработка результатов теоретического исследования, полевых материалов. Оформление доклада

5

Введение, оглавление, основная часть, заключение

Требования к оформлению доклада, презентации или стендовой защиты.

9

Оформление библиографического списка согласно требованиям ГОСТ

1

Библиография

Знакомство с требованиями ГОСТ. Практическая работа.

10

Защита доклада. Подведение итогов работы

1

Публичная защита. Рефлексия.

Контроль и фиксация результата

Форма предъявления результата

Форма контроля

Критерии оценивания

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

  1. умение выделить проблему;
  2. умение поставить цель исследования;
  3. умение сформулировать гипотезу;
  4. умение выделить объект исследования;
  5. умение определить предмет исследования;
  6. умение описать параметры и критерии предмета исследования;

Сообщение-доклад

Проведенное исследование

  1. умение подобрать соответствующие методы исследований;
  2. умение подобрать инструментарий;
  3. умение запустить исследование;
  4. умение осуществить анализ результатов;
  5. умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;

Публичное выступление

Конференция

  1. познавательная ценность темы;
  2. оригинальность и ценность собранного материала;
  3. исследовательское мастерство;
  4. структура и логика работы;
  5.  язык и стиль изложения, ответы на вопросы;

Список использованной литературы

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. - М., 2001.
  2. Ивочкина Т.И., Ливерц И.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование //.- 2000.- №3. - С.137.
  3. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
  5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
  6. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»

Предлагаемая  программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Программа элективного курса "Организация исследовательской деятельности обучающихся"

Автор элективного курса предлагает программу "Организация исследовательской деятельности обучающихся."...