Самостоятельная работа для учащихся 10 кл.по православной культуре
материал (10 класс) на тему

 Кучерова Оксана Егоровна

Самостоятельная работа для учащихся 10 кл. по православной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по православной культуре для учащихся 10 класса

  1. Каково значение принятия христианства для отечественной культуры?

 В целом, принятие христианства на Руси способствовало:

  1. включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;
  2. установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;
  3. созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;
  4. укреплению молодой русской государственности;
  5. гуманизации всего древнерусского общества;
  6. становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:
  7. развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.
  1. Древнерусская литература проникнута христианским моралистическим и   дидактическим духом.

Как высшая цель человеческой жизни понимались (Подражание и уподобление Богу), о за основу нравственности рассматривалось….( служение ему). 

К основным качествам древнерусской литературы следует отнести… этикетность, традиционность и ретроспективность, когда действительность оценивалась исходя из представлений о прошлом и событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

  1. С принятием веры христианской на Руси все порядки церковной жизни, а также месяцеслов и богослужебные книги были восприняты из Греции.
  2. Какие разряды церковных праздников Вы знаете?
  3. Что означают Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы или Пятидесятница.
  4. Назовите Двунадесятые непереходящие праздники. Когда они отмечаются? отмечаются в одни и те же дни. К ним относятся Рождество Христово (25 декабря/7 января), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября /4 декабря), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Божией Матери (15/28 августа).
  5. Какой из  Двунадесятых переходящих праздников считается самым главным?
  6. Определите смысл одного из двунадесятых непереходящих праздников. Кратко охарактеризуйте его.
  7.  Какова история обретения иконы Казанской Божьей Матери?
  8. Назовите видные исторические события, тесно связанные с именем иконы Казанской Божьей матери.
  9.  Продолжите ряд святых благоверных князей: Борис и Глеб, Александр Невский…
  10. Кратко опишите  духовный подвиг одного из святых благоверных  князей (Александр Невский, Дмитрий Донской, Борис и Глеб, благоверный князь Роман Рязанский и др.)
  11.  Назовите три характерные черты русской святтости (Первая — бесконечное терпение, величие Христовой униженности, бесконечная любовь)
  12. А в чем же историческое призвание и назначение России, какая задача ее в семье человечества? На эти вопросы прекрасно ответил один из самых благоразумнейших и глубоко проницательных наших поэтов - Xомяков.

Ответьте, к чему призывает поэт Россию? Во что он верит? (сохранить веру для всего мира. Поэт верит в религиозное-нравственное и освободительно-просветительное назначение России.)

15.В чем заключается символизм православной иконы?

16. Что означает понятие «чудотворная икона»?Приведите пример чудотворной иконы, совершаемых ею чудес.

17. Какие иконописные русские каноны изображения Иисуса Христа Вы можете назвать.

18. Что означали символические изображения Иисуса Христа? Назовите несколько символических икон.

19. Опишите одну из икон Иисуса Христа («Спас на престоле», «Спас Эммануил», «Спас в силах», «Недреманное око» или какую-либо икону по Вашему выбору)

20. Внимательно прочтите стихотворение. Что хотел сказать автор? Считаете ли Вы это стихотворение актуальным для дня сегодняшнего? (Да/нет, почему?)



Предварительный просмотр:

Тестовые задания по православной культуре

для учащихся 10 класса

  1. Осенью, в день памяти Казанской иконы Божией матери мы отмечаем государственный праздник:

-День конституции;                        -День примирения и согласия;

-День учителя;                                -День независимости;

2.  Сколько лучей традиционно изображают у Вифлеемской звезды:

-5;                -6;

-7;                -8;

        

3.Выпишите слово, выпадающее из логического ряда:

-собор, храм, иконостас, церковь;                                  - фреска, икона, свеча, мозаика;

-святитель, священник, преподобный, мученик;             -Лука, Иоанн, Матфей, Давид.

4. Какой цвет в православной иконописи не используется вовсе:

- черный;                        -бордовый;

- серый;                         -розовый;

5. На иконах какого иконографического типа Богородицу изображают сидящей на престоле с младенцем Иисусом на коленях?

        -«Всесвятая»;                           -«Всемилостивая»;

-«Заступница»;                -«Молящаяся».

6. На иконах какого иконографического типа Богородицу изображали ласкающей Богомладенца, прижавшегося щекой к матери?

-«Всесвятая»;                           -«Всемилостивая»;

-«Заступница»;                -«Умиление».

7. Указать, что согласно цветовым канонам православной иконописи, символизируют на иконах перечисленные цвета: золотой, пурпурный, синий, красный.

8. Что символизирует нимб вокруг головы святого на православной иконе?

-сосредоточение всех Божественных свойств изображенного Божества;

-сияние лика изображенного на иконе Божества.

9. Что символизируют в русской иконописи три звезды на покрывале Богородицы?

- отражение Триединой Сущности Бога

- Ее Приснодевство до Рождества Христова, по Рождеству Христову и после Рождества Христова.

10. Что отличает лик святого на иконе от человеческого лица?

-в нем отражается жизнь духовная;

-в нем присутствует высшее одухотворение;

-в нем нет движения.

11. На иконах какого иконографического типа Богородицу изображали в полной рост, без Младенца Иисуса, с молитвенно воздетыми к небу руками?

- «Заступница»       - «Всесвятая»        - «Всемилостивая»        -  «Молящаяся»

12. Какие из перечисленных известных на Руси чудотворных икон относятся к типу «Елеуса»?

- икона Божией Матери Казанская;   - икона Божией Матери Феодоровская

- икона Божией Матери Владимирская;  - икона Божией Матери Донская

- икона Божией Матери Корсунская.

13. Кто из исторических лиц, ставших героями русских былин, канонизирован Русской Православной Церковью?

- Алеша Попович;        - Путята;       - Илья Муромец;      - Добрыня Никитич.

 14. Как называют святителей, претерпевших мучения за христианскую веру?

- преподобномучениками;    - священномучениками;   - святыми мучениками;   - страстотерпцами.

15. Какое название приобрел русский тип икон, за основу которого был взят иконописный тип «Панагия», но Богородица изображалась только по пояс?

- «Заступница»;             -«Умиление»;            - «Знамение»

16. Сколько чудотворных икон Богородицы насчитывает календарь русской Православной церкви?

17. Святой апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит (2 Пет 3:9), Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает (1 Кор 13:1-8).  К какой черте русской святости можно отнести эти слова? Какие еще черты русской святости Вы можете назвать?

18. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)», — гласит одна из христианских заповедей.

«Жизнь сердца есть любовь», — свидетельствует святитель Феофан, «Вышенский Затворник».

Русский философ И. А. Ильин, утверждает, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте».

Обобщите все вышеприведенные цитаты и  скажите, о чем идет речь?

19. Перечислите, как называли святых людей на Руси?

20. В 1913-16 годах Бунин написал ряд рассказов, уводящих читателя в мир русской святости. Назовите 2-3 рассказа и их героев.

 21.  Назовите  два основных типа иконографии Иисуса Христа.

22.  Назовите иконы, где Иисус Христос  изображается символически. Укажите, почему использовались символические изображения Христа? С чем это было связано?

23. Прочтите стихотворения. Воспользуйтесь  предлагаемым планом для их  анализа.

  1. Название, автор (что вы знаете о нем)

2. Исторический комментарий:

- отражение времени эпохи, истории страны, явлений культуры.

Объяснение исторических событий, имен, названий, явлений общественной жизни;

- отражение личности автора (конкретные события, факты биографии)

  1. Раскрытие авторской позиции, замысла автора.

Идейно-эстетическое содержание текста:

  1. Тема произведения, вопросы, волнующие автора.
  2. Идея, основные мысли, их общее значение.
  3. Воплощение идеи в образах: композиционный план стихотворения (его построение), анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория и т.д.)
  1. Общий тон стихотворения.
  2. Значение произведения (в годы создания и в наше время)
  3. Твое личное мнение (что понравилось, почему?)

Н.К.           ПРЕД ИКОНОЙ БОГОМАТЕРИ

Царица неба и земли.

Скорбящих утешенье!

Молитвам грешников внемли,

В Тебе - надежда и спасенье!..

Погрязли мы во зле страстей,

Блуждаем в тьме порока,

Но - наша Родина!.. О, к ней

Склони всевидящее Око!..

Святая Русь! Твой светлый Дом

Почти что погибает!

К Тебе, Заступница, зовём,

Иной никто из нас не знает!

О, не оставь Своих детей,

Скорбящих упованье!..

Не отврати Своих очей

От нашей скорби и страданий!..

12 января 1918

М. Волошин                 ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Он не на троне - на Её руке.

Левой ручкой обнимая шею,

Взор во взор, щеку прижав к щеке,

Неотступно требует... Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке...

А Она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что лик

В пламени молитвы каждый миг,

Как живой, меняет выраженье...

В раскаленных горнах Византии

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощён.

И из всех высоких откровений,

Явленных искусству, Он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век,

Ты ушла по волам синих рек

В Киев княжеских междоусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме «Оседлая и полукочевая культура в 6-9 вв».

самостоятельная работа предназначена для проверки  и закрепления пройденного материала по теме «Оседлая и полукочевая культура в 6-9 вв». Состоит из 2 вариантов, 3 заданий....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов по дисциплине "Физическая культура" для специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"

Виды самостоятельной работы. Перечень самостоятельных работ по физической культуре. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самос...

Организация самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине Физической культуре

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь!Гиппократ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Физическая культура

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Физическая культура...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...