ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ
материал (5 класс) по теме

Давыдова Кристина Вячеславовна

 

Данная программа направленана развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков. То есть цель данной программы:

- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности;

С учетом поставленной цели, основными задачами на этой ступени являются:

- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

- создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм);
          - создание благоприятного психологического климата в классе для детей, родителей;
         - формирование системы самоуправления в классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_klassom_horosh.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

5А класс

Авторская программа развития классного коллектива
«Я – гражданин нового века»

Выполнила:

                                                            Давыдова Кристина Вячеславовна,

                                                            классный руководитель 5А класса


Город Шумерля -2012

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 3

I  Цель и задачи программы…………………………………………………….…4-5

II Сроки реализации Программы…………………………………………………..14

III Степень реализации Программы……………………………………………….14

IV Ресурсы………………………………………………………………………..14-15

V Этапы реализации программы……………………………………………… .15-23

VI Механизм реализации программы…………………………………………..23-24

VII Планируемые результаты…………………………………………………….....25

VIII Ожидаемые риски……………………………………………………………25-26

 IX Литература………………………………………………………………………..26

 X  Приложения………………………………………………………………….........27

Пояснительная записка

Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется: образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход из начальной школы в среднюю проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.

10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. Это пространство и время педагогических действий по организации постепенного плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Важно понимать существенные психолого-педагогические особенности учащихся 5-х классов, которые происходят в связи с началом этапа полового созревания: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы. Теперь школьнику требуется больше времени. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель-предметник должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если найти целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» детей в школьном здании.

На мой взгляд, план воспитательной работы, ежегодно составляемый классным руководителем, на различных ступенях обучения целесообразно заменить расширенным аналогом, охватывающим несколько лет обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.

Составление собственной программы необходимо начать не с постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей. Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

Не смотря на то, что я первый год работаю с классом, я уверена, что смогу посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Вместе с родителями и детьми, я шаг за шагом буду идти к своей цели, и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

Данная программа направлена на развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков. То есть цель данной программы:

- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности;

- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

С учетом поставленной цели, основными задачами на этой ступени являются:

- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

- создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм);
         - создание благоприятного психологического климата в классе для детей, родителей;
        - формирование системы самоуправления в классе.

Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу общества. Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целя ми и задачами).

Методическое обеспечение программы. 

У меня как у начинающего классного руководителя для реализации программы воспитания имеется библиотечка методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Ведется сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской. Так же ведется сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.

Ресурсное обеспечение программы:

1. Нормативно – правовое:

Должностная инструкция классного руководителя;

  1. Устав школы
  2. Программа развития школы
  3. Конвенция о правах ребёнка
  4. Закон «Об образовании»

2.  Организационное:

  1. Изучение социального запроса;
  2. Определение направлений работы с классным коллективом;
  3. Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.

3.      Программно – методическое:

  1. Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);
  2. Программа воспитательной работы школы;
  3. План воспитательной работы классного руководителя;
  4. Банк методических разработок.

4.  Кадровое:

  1. Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог, педагог-организатор,  библиотекарь        

5.  Материально – техническое:

  1. Классный кабинет
  2. Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера).

Формы и методы работы:

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний бывают разные, например, организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

В 5 классе для родителей проводилась родительская суббота. Эти открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Формы подведения итогов реализации программы:

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,  превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство (сказка «Теремок» на новый лад, подготовленная учениками 5А класса к родительской субботе) Также проводится тестирование учащихся психологом школы: мониторинг в течение 4 лет.

Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), мини – фестивалей внутри школы между театральными группами, премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.

Методы контроля:

  - анкетирование;

 -  мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;

-    сбор отзывов всех участников  проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

-    сбор отзывов педагогов и воспитанников МДОУ;

-    анализ социальной активности учащихся.

Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Рекомендации по проведению мероприятий, индивидуальной работы с детьми.

Забота классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести:

изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития;

установление межличностных контактов с каждым ребенком;

создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;

оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами;

взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Классный руководитель может использовать для общения с родителями и тесного контакта новую форму взаимодействия с родителями «SMS-дневник», т.е. регулярно направляемые на электронную почту (сотовый телефон) родителям оперативную информацию.

В плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

изучение семей учащихся;

педагогическое просвещение родителей;

обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

индивидуальная работа с родителями;

информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Дидактические материалы.

Разработка преподавателем собственных дидактических материалов (средств обучения) способствует его совершенствованию как педагога-профессионала. Помогает систематизации изучаемого материала учащимися.

В контексте повышения квалификации (прохождения курсов повышения квалификации) преподаватель совершенствует свои способности в оформлении данного дидактического материала.

В его распоряжение поступают знания о создании и использовании презентаций в программе Power Point на внеклассных мероприятиях, использование такого информационного ресурса как Internet, электронных учебников и обучающих программ, создание собственных веб-сайтов, оформление надлежащей документации в программе Exel и многое другое.

Сроки реализации программы:
   1 этап: 2011 - 2012 учебный год (5 класс)

2 этап: 2012 – 2013 учебный год (6 класс)

3 этап: 2013 – 2015 учебный год (7-8 классы)

4 этап: 2014 – 2015учебный год (9 класс)

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

                           Степень реализации программы:

Программа открытая. Это позволяет ее уточнять, дополнять, совершенствовать,  корректировать.

Ресурсы программы:

1.  Материальные ресурсы: компьютер, цифровой фотоаппарат.

2. Кадровые ресурсы:

  1. Муляева Мария Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, специалист первой квалификационной категории.
  2. Давыдова Кристина Вячеславовна, классный руководитель
  3. Казикова Елена Петровна, школьный психолог
  4. Полякова Марина Анатольевна, медсестра
  5. Краснощеков учитель физической культуры, специалист первой
  6. квалификационной категории.
  7. Лоскутова Антонина Васильевна библиотекарь школы, специалист первой квалификационной категории

3. Методические  ресурсы      

1. Редан А.А.   Бордовская Н.В.    Розум С.П.: Психология и педагогика СПб; Питер 2000.  432с. (Учебник нового века)  

2..Научно методический журнал «Классный руководитель».  Москва, Луков переулок  д.4.

Центр «Педагогический поиск» 2007г.

 3.Журнал «Справочник классного руководителя»  Информационный центр Ресурсы образования, Москва  ЗАО «МЦФЭР» 2007,  2008, 2009.

4..Н.Е.Щуркова. «Классное руководство». Настольная книга учителя. Москва 2002г.

5. Дневник классного руководителя. Издательство « ВАКО» 2007г.                          

  Этапы реализации программы.

I этап—информационно-аналитический (2011-2012 учебный год.) 5 класс

Цель этапа: изучение особенностей коллективной психологии учащихся.

На данном этапе, для сбора анализа как можно большего объема фактической информации, используются различные методы:

  1. наблюдение
  2. анкетирование (самого подростка и его родителей)
  3. изучение документации (личного дела, медицинской карты, портфолио)
  4. собеседование
  5. изучение методик

 По результатам  наблюдений, сбора информации сформировался  следующий круг вопросов.

1.Данные из истории классного коллектива – изменения в составе класса, особенности коллективной психологии в предшествующие годы обучения, устойчивость или изменчивость классной коллективности.

2.Сознание коллективности; роль общественного мнения в классе, его морально-психологические особенности.

3.Отношение к учителям, работающим в данном классе; поведение на уроках различных учителей.

4.Товарищеская взаимопомощь в учебной работе.

5.Проявление чуткости и заботливости в классном коллективе.

6.Товарищество между учениками, имеющими различную успеваемость; лучшие ученики их поведение в классном коллективе.

7.Воздействие со стороны коллектива школьников на отдельных учеников; критика поступков.

8.Поведение школьников на уроках во время ответов различных учеников.

9.Особенности влияния на класс отдельных учеников.

10.Образование в классе группировок, их особенности и влияние на классный коллектив.

11.Отношение к ученикам, вновь принятым в класс.

12.Дружба между отдельными учениками. Характеристика случаев такой дружбы, соотношение дружбы и широкого товарищества между школьниками. Дружеские отношения и их влияние на моральное и умственное развитие школьников.

13.Товарищество и дружба во внеклассной и внешкольной работе.

14.Участие классного коллектива в общешкольной жизни.

15.Эмоциональный тон поведения школьников в коллективе.

16.внешние формы взаимоотношений (отношения между учащимися).

17.Слаженность классного коллектива. Конфликты между отдельными учениками, их причины.

18.Ложные формы товарищества и дружбы, в частности – неправильное понимание товарищеской спайки.

Были сделаны общие выводы о дружности и организованности классного коллектива; положительные достижения в воспитании коллективности за год; затруднения в работе с классом; условия, влияющие на образование тех или иных особенностей в характеристике класса.

                       II этап—диагностический (2012-2013 учебный год.) 6 класс

Цель этого этапа – углубленное  психолого–педагогическое  изучение учащихся,           выявление индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. поиск форм, методов, способов развития классного коллектива, наблюдение динамики развития;
  2. прогнозирование развития изучаемой проблемы.
  3. изучение эмоционально личностных особенностей учащихся класса, определение статуса, зоны актуального и ближнего развития.
  4. изучение современных технологий новаторов, психолого-педагогической литературы, обобщение их педагогического опыта;
  5. создание портфолио для каждого учащегося

III этап— Коррекционно-развивающий (2013– 2015 учебный год.) 7 и 8 класс.

Цель данного этапа – разработка и реализация программы.

Программа работы с коллективом класса составлена на основе  I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов использование на практике разных приемов, методов развивающей работы.

Рассмотрение класса как объекта педагогических воздействий определило и палитру проблем организации деятельности класса в различные годы. Пути сплочения создания коллектива, воспитание актива, формирования общественного мнения класса, создание  традиций в его жизни, воспитание тех или иных качеств личности школьников. Организация классного коллектива через организацию различных видов деятельности, ученического самоуправления, через систему воспитательных мероприятий.

I НАПРАВЛЕНИЕ. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: сформировать правовую культуру учащихся

Месяц

1йгод реализации программы

2-й год реализации программы

3-йгод реализации программы

4-йгод реализации программы

Сентябрь

Классный час. «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»

Классный час «Мораль и право»

Беседа «Правовые основы современного общества»

Классный час «Конституция РФ-основа общественной системы»

Ноябрь

 Диагностика «Я      человек, но какой?»

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

Беседа «Социально опасные преступления молодежи»

Классный час «Неформалы. Кто они такие?»

Январь

Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии»

Классный час «Мораль и право -дороги ведущие к человечности»

Час общения «Задержан милицией как себя вести?»

Лекция «Право в системе социальных норм»

Апрель

Дискуссия «Добро и зло. Причины наших поступков»

Диалог: «Собственность: права и обязанности»

Ролевая игра «Устройство на работу»

Викторина «Знаешь ли ты что такое трудовое законодательство»

II НАПРАВЛЕНИЕ. ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: развитие самоуправления,  научить понимать соотношение внутренней  и внешней политики государства; воспитывать интерес к политике в сфере международных отношений; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

Месяц

1йгод реализации программы

2-йгод реализации программы

3-йгод реализации программы

4-йгод реализации программы

Сентябрь

Классный час  «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час  «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час  «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час  «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Октябрь

Классный час «Символика Российского государства»

Викторина  «Знаешь ли ты политические термины»

Классный час «Военные династии»

Лекция «Политические партии в РФ»

Декабрь

Конкурс песни на героико                  -патриотическую тему.

Дискуссия «гении и злодеи в политике государств»

Диспут «Что значит жить достойно»

Лекция «Молодежь в условиях социального кризиса»

Февраль

Конкурс сочинений «Мой

мир и я»

Выпуск стенгазеты к Дню защитников Отечества

Выпуск стенгазеты к Дню защитников Отечества

Праздник «Вечер встречи выпускников школы»

Май

Возложение венков на Могилу Неизвестного солдата

III НАПРАВЛЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: формирование  активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела.

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Октябрь

Сплочение коллектива «Разрешите представиться» анкетирование

Классный час «Чем я отличаюсь от других»

Беседа  «Я в мире людей»

« Дискуссия «Общение в моей жизни»

Декабрь

Классный час «Поведение и культура» анкетирование

Тестирование по методике «Хранилище человеческих качеств»

Занятие «Конфликт неизбежность или…»

Классный час «Нравственность –это разум сердца»

Март

Тематический вечер «Что есть добро»

Вечер отдыха «Речь и этикет»

Вечер отдыха «Моя родословная»

Вечер отдыха «Азы народного этикета»

Май

Дискуссия «Золотое правило нравственности»

Тестирование «Можете  ли вы влиять на других»

Этический КВН

Вечер отдыха «Без друзей на свете плохо жить»

IV НАПРАВЛЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: формировать художественный и эстетический вкус учащихся

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Беседа «Культура одежды» Праздник знаний

День музея Посещение  городского музея

Классный час «Природа в музыке и поэзии». Праздник знаний

Классный час  «Народные промыслы»

Октябрь

Осенние посиделки

Вечер «Золотая осень»

Вечер  «Очей очарованье»

«Осень грустная пора» вечер

Выезд в театр

Декабрь

Экскурсия в музей

Классный час «Природа в музыке и поэзии»

Классный час «Таланты и поклонники»

Вечер посвященный В.Высоцкому

Февраль

Выезд в кинотеатр

Выезд в кинотеатр

Выезд в кинотеатр

Выезд в кинотеатр

Апрель

Экскурсия в лес «Берегите первоцветы»

Экскурсия по городам

Экскурсия в музей

Экскурсия по интересным местам

Май

Поход

Поход

Поход

Поход

V НАПРАВЛЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития.

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

          Эстафета, посвященная  началу  учебного    года

Октябрь

                  К р о с  с    «З о л о т  а  я      о с е  н  ь»

 Ноябрь

Баскетбол

Баскетбол

Баскетбол

Баскетбол

Декабрь

Армрестлинг

Армрестлинг

Армрестлинг

Армрестлинг

Январь

Лыжная эстафета

Лыжная эстафета

Лыжная эстафета

Лыжная эстафета

Февраль

                 Соревнования по военно-прикладным видам спорта

Март

Волейбол

Волейбол

Волейбол

Волейбол

Апрель

Футбол

Футбол

Футбол

Футбол

Май

Весенний кросс

Весенний кросс

Весенний кросс

Весенний кросс

VI НАПРАВЛЕНИЕ. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Октябрь

Твое здоровье и личная гигиена

анкетирование

Твое здоровье и насилие

Твое здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Твое здоровье и пространство свободного времени

Ноябрь

Твое здоровье и курение

анкетирование

Твое здоровье и наркотики

Твое здоровье и алкоголь

Твое здоровье и ИППП (инфекции перед. полов. путем)

Январь

Твое здоровье и питание. Тест

Твое здоровье и окружающая среда

Твое здоровье и ВИЧ/СПИД

Твое здоровье и планирование семьи

Февраль

Твое здоровье и эмоции.  Тест

Твое здоровье и стресс

Взаимоотношения с другими людьми

Твое здоровье и ПАВ

Март

Травматизм в быту

Травматизм в быту

Травматизм в быту

Травматизм в быту

VII НАПРАВЛЕНИЕ . ВОСПИТАНИЕ  СЕМЕЙНОЙ  КУЛЬТУРЫ

Основные задачи: формировать систему ценностных семейных ориентаций

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Декабрь

Беседа «Семейные реликвии». Тестирование

Беседа  «Соседи далекие и близкие»

Деловая игра «Знаки внимания к членам семьи»

Беседа «Финансовые проблемы в семье»

Апрель

Беседа «Христианские праздники в русской семье»

Деловая игра «Сервировка праздничного стола»

Классный час «Учитесь говорить друг другу комплименты»

Классный час «Как готовить себя к семейной жизни»

 

VIII НАПРАВЛЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: воспитать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных групп и личностей.

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Беседа «Экологическая обстановка поселка»

Беседа «Роль растений в жизни человека»»

Викторина «Певчие птицы Чувашии»

Беседа  «Красная книга Чувашии»

Ноябрь

Беседа «Как улучшить экологию поселка»

Беседа «О деятельности зеленых»

Беседа  «Охрана флоры и фауны»

Лекция «Право по защите окружающей среды»»

Май

Экологический десант «Экологическая тропа»

Экологический десант «Экологическая тропа»

Экологический десант «Экологическая тропа»

Классный час «Цифры и факты: экологические катастрофы»

IVэтап - обобщающий (2015- 2016 учебный год) 9 класс

соотношение результатов работы;

обработка результатов работы.

 Механизм реализации программы.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:  педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики; тестирование.

В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

В основе теории следующие принципы: “Все дети талантливы. Плох не ребенок, плох его поступок.  В каждом ребенке чудо, ожидай его”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)

Планируемые результаты

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
• Уровень сформированности классного коллектива.
• Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
• Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Прогнозируемые результаты программы:

  1.  формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  2.   обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  3. формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  4.   вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  5.  формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
  6. развитие органов классного ученического самоуправления;
  7. повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

Ожидаемые риски:

  1. пассивная позиция учащихся.
  2. пассивная позиция родителей.
  3. недостаточная активность части педагогов.
  4. негативное влияние окружающей учащихся среды.

Литература:

1. Редан А.А.   Бордовская Н.В.    Розум С.П.: Психология и педагогика СПб; Питер 2000.  432с. (Учебник нового века)  

2..Научно методический журнал «Классный руководитель».  Москва, Луков переулок  д.4.

Центр «Педагогический поиск» 2007г.

 3.Журнал «Справочник классного руководителя»  Информационный центр Ресурсы образования, Москва  ЗАО «МЦФЭР» 2007,  2008, 2009.

4..Н.Е.Щуркова. «Классное руководство». Настольная книга учителя. Москва 2002г.

5. Дневник классного руководителя. Издательство « ВАКО» 2007г.

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Мониторинг воспитанности учащихся 5А класс

 в сравнении с началом 2011-2012 уч.г.

Нач. 2011-12 уч. г

 Апр. 2011-12 уч.г.

Приложение 2

Дети с удовольствием посещают классные,

 школьные кружки, кружки, представленные в городе.

класс

Кружки в школе

ФОК

ДДТ

Д/К «Восход»

10

3

7

6

Приложение 3

     

Матрица психолого–педагогической характеристики

ученика

 Особенности поведения и общения

2011 г.

2012 г.

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий

4,8

5

Не провоцирует конфликты со сверстниками, не начинает драку первым.

4,3

4,5

Имеет постоянных приятелей в классе

4,5

4,8

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить.

4,7

4,8

Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним.

4,5

4,7

Поддерживает опрятный вид в течение дня.

4,4

4,6

Не списывает домашние задания

4,6

4,8

Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения.

4,7

4,9

При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук и ног)

4,8

5

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движения

4,7

4,7

Контролирует свои эмоции.

4,5

4,8

Достаточно активен на уроках.

4,9

4,9

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

4,8

4,9

Способен справиться с дежурством по классу.

5

5

                                                       

Приложение 4

Диагностика уровня воспитанности

Учеников 6 «а» класса

(методика диагностических программ, разработанная Н.П.Капустиным, М.И.Шиловой)

Сент.2011

Дек.2011

Январь 2012

Март 2012

 До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Приложение 5

                                                Диаграмма экспертных оценок одного из учеников

                                                         из психолого – педагогической карты

Сент.2011

Дек.2011

Январь 2012

Март 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа воспитательной работы в классе

Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...

Программа воспитательной работы 5 класс

Программа воспитательной работы "Давайте жить дружно" рассчитана на  реализацию в течение 1 года....

Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)

программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)

Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...