Исследовательская работа
творческая работа учащихся (11 класс)

Тузова Елена Петровна

 

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ « Проблема наркомании среди молодёжи и её профилактика»

                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная работа115.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

К О Н К У Р С Н А Я   Р А Б О Т А №  

                                                         

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

« Проблема наркомании среди молодёжи и её профилактика»

                 

АВТОР: Губенко Надежда Олеговна 

Муниципальное  общеобразовательное  автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

КЛАСС:  11 А

Адрес автора: 676770, Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победа, 51

ТЕЛЕФОНЫ:     8(41647)25856

e-mail: : helen609@mail.ru       http://nsportal.ru/tuzova-elena-petrovna

   

Научный руководитель:   Тузова Елена Петровна

                                                 

Учитель биологии первой квалификационной категории,  МОАУ СОШ № 15 г. Райчихинска

Контактные координаты:

ТЕЛЕФОНЫ:  рабочий  -  8(41647)25856;  сотовый - 89098940076

г. Райчихинска

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ....................................................................................................................... 3-5

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики употребления наркотиков среди молодёжи      

  1. Факторы, определяющие востребованность профилактики наркомании в моложёной среде        …………………………………........................................................................6-8
  2. . Последствия наркомании ……………………………….………………………………..8-9

1.3. Как и с чего это начинается?...............................................................................................9-10

Глава 2. Организация педагогической профилактики в образовательной среде

2.1.     Проблемы современной молодежи и причины подростковой наркомании……11-12

 2.2.     Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотичес-

          ких веществ на организм человека…………………………………………………13-14

2.3. Общественность в профилактике наркомании………………………………………14-16

2.4.  Педагогические меры профилактики…………………………………………………..16-18

Заключение ..................................................................................................................19-20

Список использованной литературы ..................................................................................21-22 Приложения ...............................................................................................................24-23

         

"Наркомания это болезнь,

но без одной стадии –

полного выздоровления".

Введение

               Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды. Почему же именно наркомания среди молодежи в первую очередь представляет серьезную угрозу обществу?

              Важнейшим фактором возникновения наркомании в молодежной среде является мода на наркотики и любопытство. Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Следствием этого является психическая зависимость от наркотика.

               Неустоявшаяся и не окрепшая еще психика подростка также способствует возникновению пристрастия к наркотикам и развитию наркомании среди молодежи.

            Причиной употребления наркотиков является часто влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни. Причем в данном случае наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко.

          Большая опасность кроется еще и в том, что принятие наркотика как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком. Эта причина является доминирующей в развитии наркомании среди молодежи.

            Неумение справляться с жизненными трудностями, можно назвать также одним из факторов молодежной наркомании. Наркотик временно снимает психологическое напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть неприятности и получить необходимую разрядку.

          Важно помнить, что успех в борьбе с распространением наркомании среди молодежи зависит не только от врачей, но и от всех нас, от того, как мы относимся к своим детям, к ровесникам, к окружающим, какие жизненные условия им создаем.

         Наркомания всегда поражает популяции, группы людей, отдельных индивидуумов, для которых характерен неадекватный здоровый образ жизни и низкий уровень культуры здоровья. К сожалению,  Россия на протяжении долгих лет является  одним из лидеров современного мира по алкоголизму. Сейчас нам серьёзно угрожает эпидемия наркомании: наркотический бум, охвативший в последние десятилетия многие страны мира, дошел и до России.  Провозглашенный ещё врачами древности постулат  о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы.

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.

  По современной терминологии наркотики (греч. приводящий в оцепенение, одурманивающий) – это название   наркотических веществ растительного или синтетического происхождения, наркотических лекарственных препаратов,  которые оказывают специфическое (стимулирующие, возбуждающие,  угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, весь организм человека. Данное воздействие сопровождается развитием особых состояний, таких как снятие болевых ощущений, изменение настроения, психического и физического тонуса, сознания, на фоне которых формируется зависимость. Состояние, возникающее в момент приёма наркотиков, называется наркотическим опьянением, или наркотической интоксикацией. Наркомания-это особая тяжёлая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотиков и приводящая к формированию жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме.

    В разных регионах России встречаются различные формы наркоманий и токсикоманий. Также определяется связь между видом предпочитаемого наркотика  и токсиканта, способом его приема и возрастом, уровнем образования. Характером деятельности потребителей.

                  Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы.

 Цель  - создание условий для формирования в среде молодёжи устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Гипотеза. Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если

- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.

- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты будут едины.

Объект исследования – профилактическая работа по употреблению наркотиков среди молодёжи.

Предмет исследования - условия внедрения профилактической работы в  молодёжную среду.

Задачи исследования:

- определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена,

- выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди школьников,

- обосновать систему педагогических условий предупреждения детской наркомании,

- разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы образовательного учреждения.

Методы исследования:

1) Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом,

2) опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой детей,

3) Метод статистической обработки результатов.

  1. Теоретические аспекты профилактики употребления наркотиков среди молодёжи.
  1.  Факторы, определяющие востребованность профилактики наркомании в образовательной среде.

       

Для того чтобы конкретнее узнать, что такое наркомания и кто такие наркоманы, следует уточнить ряд вопросов.

Что такое наркомания?

      В обычном понимании наркомания –  это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенные инъекции) наркотических средств, для того чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызывать истинные наркотики – опий, морфий, героин, кокаин, ЛСД и др. Одурманивание этими средствами и считается собственно наркоманией. Подобный эффект могут вызывать и некоторые лекарственные препараты (успокаивающие, снотворные и возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарство манией. Кроме того, чтобы впасть в состояние эйфории, используют многие химические и биологические вещества, например, ядовитые грибы – галлюциногены . Все одурманивающие средства – и истинные наркотики, и фармакологические препараты, а также различные химические вещества, часто употребляемые в качестве наркотиков, - являются сильными ядами, или токсинами, поэтому привычку к их употреблению было бы правильно называть токсикоманией. Привычка проявляется в сильном желании принять наркотик, но человек еще не испытывает физической потребности в увеличении дозы наркотических веществ, прием которых хотя и отрицательно влияет на психику, общее состояние здоровья, но не вызывает еще серьезных изменений его поведения в повседневной жизни. Привычка к наркотическому одурманиванию через некоторое время перерождается в болезненное пристрастие. Это уже далеко зашедшее состояние, основанное на сильном внутреннем влечении к употреблению наркотических веществ, психической и физической зависимости от них. Все сильнее проявляется необходимость увеличения принимаемых доз, отравляющих организм наркомана.

  1. Наркотический дурман

           Все наркотические вещества вызывают так называемое состояние дурмана, а также постепенно нарастающего состояния наркотического голода, свидетельствующего о наркотической зависимости. По мере употребления наркотиков усиливается физическое и психическое истощение организма, в конце концов заканчивающееся смертью. Состояние наркотического дурмана по-разному переживаются людьми, употребляющими наркотики. Прежде всего оно воспринимается как состояние призрачного блаженства, при котором куда-то исчезают ощущения, психическое напряжение, печали, тоска и страх. Возбужденному человеку начинает казаться, что он чувствует себя отдохнувшим, довольным и счастливым. Этому ложному состоянию сопутствуют либо побуждение активности, либо ее торможение. При побуждении к активности человек чувствует себя свежим, ощущает легкость и прилив физических сил, ясность мысли и желание что-то делать. При торможении активности человек ощущает чувство расслабленности и полное безразличие к жизненным невзгодам и превратностям судьбы. В возбужденном состоянии наркоман напоминает своим поведением подвыпившего человека. А заторможенный наркоман подобен человеку в состоянии сильного алкогольного опьянения, причем впечатление усиливается бессвязанностью его речи. Некоторые наркоманы испытывают подавленность, необъяснимый страх, иногда переходящий в панику, их мучают страшные галлюцинации.

  1. Наркотическая зависимость

Обычно у человека после нескольких приемов наркотиков возникает сильное, непреодолимое влечение к состоянию наркотического одурманивания, называемое психической зависимостью от наркотиков. Но существует еще одна, гораздо более глубокая зависимость, которую называют физической. Она заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. После возникновения физической зависимости отсутствие наркотика приводит к наркотическому голоду. Его проявления вынуждают наркомана систематически употреблять наркотики, все время увеличивая дозу, чтобы вызвать состояние наркотического дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастание раздражения, нервозности, рассеянности внимания. Сильное беспокойство постепенно перерастает в страх, который становится непереносимым. Кроме того, отсутствие наркотика приводит и к физическим страданиям (так называемая ломка). Наркоман доходит до отчаяния и чувства полной безысходности, а нередко им овладевает мысль о самоубийстве или  даже он предпринимает попытки самоубийства.

 1.2 Последствия наркомании

       Кроме психической и физической зависимости, употребление наркотиков всегда вызывает отрицательные и часто необратимые нарушения. Отравление организма наркотиками приводит к необратимым изменениям нервной системы, что вызывает деградацию личности. Наркоман становится безразличным к окружающим, лишенным высоких моральных мотивов своего поведения в обществе. У него пропадают  благородные стремления и интересы, интерес к семье и сыновний долг перед родителями. Это особенно трагично для молодых людей, потенциально наиболее ценных для общества, к которых личность только начинает развиваться. Наркоман под давлением среды должен скрывать свой порок, но он ищет поддержку в какой-нибудь группе, которая приняла бы его, и, вступая в такую группу, молодой наркоман вычеркивает себя из своего привычного окружения, из жизни общества в целом. Возникшее или только развивающееся пристрастие требует все более частого приема наркотиков и во все больших количествах. Необходимость постоянного их поиска толкает девушку или юношу на путь преступлений – кражи, взлом аптек, подделывание рецептов, проституции и убийства. Помимо этого, постоянное состояние оглушения и неприятные последствия наркотического голода делают невозможными учебу и работу, поэтому молодые наркоманы чаще всего нигде не учатся и не работают. Постоянная наркотизация  организма приводит к его крайнему истощению, похудению и значительному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, а лицо приобретает землистый оттенок. Появляется нарушения равновесия и координации движений. И по ошибке можно это принимать за алкогольное опьянение. Постоянное отравление организма становится причиной поражения внутренних органов, обычно желудочно-кишечного тракта и почек. Неприятные последствия возникают также при использовании грязных иголок и шприцов, особенно при внутривенном введении наркотиков. Именно по этой причине у наркоманов часто наблюдаются гнойничковые заболевания кожи, воспаление вен, а также различные инфекционные заболевания (гепатит, а теперь все чаще и ВИЧ-инфекция).

   Нередки случаи передозировки наркотика, особенно когда сопротивляемость организма понижена из-за истощения и заболеваний, о чем сам наркоман, как правило, не знает. В результате возникают тяжелые отравления, сопровождающиеся  бредом и комой, которые часто заканчиваются смертью.

                                    1.3.   Как и с чего это начинается?

         В принципе, каждый человек под влиянием особых обстоятельств может стать наркоманом. Причины могут быть различными, они сугубо индивидуальны в каждом отдельном случае.

  1. Специфические черты психики.

    Существуют специфические черты психики людей, способствующие возникновению пристрастия к наркотикам. Эти люди обычно не умеют находиться в хороших отношениях с окружающими. Их психика слабая и неустойчивая. Они впечатлительны, боязливы и очень страдают от этого, так как считают свою уступчивость признаком слабости. Поэтому стараются выдавать себя за людей с сильным характером, стремятся навязать свою волю другим, но при этом неспособны противостоять различным жизненным неудачам, хотя и пытаются это скрыть. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются от жизненных неудач, которые их обескураживают и отбивают охоту что-либо делать. Это мешает им добиваться своих целей, они очень болезненно переживают постоянные неудачи и отсутствие успехов. Для того чтобы заглушить эти неприятные ощущения, они становятся агрессивными, задиристыми или, наоборот, пассивными, стараясь избегать трудности вместо того, чтобы преодолевать их.

  1. Влияние группы.

         Одной из важнейших внешних причин пристрастия к наркотикам является влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни. Особую опасность такие группы представляют для легковозбудимых, подвижных натур. Они не могут усидеть на одном месте, не могут надолго сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете. У таких людей много стремлений, но ни одно дело они не доводят до конца. Всерьез и глубоко их ничего не интересует. В школе положение у этих подростков не блестящее, так как уроки их не интересуют и для учебы им не хватает терпения. Отсутствие успехов в школе они компенсируют демонстрацией независимости, грубости, физической силы пренебрежением общепринятых норм. С учителями они держатся дерзко и вызывающе.

  1.  Любопытство и мода  

    Важнейшим фактором возникновения наркомании является также любопытство и мода на наркотики среди молодежи. Чрезвычайно опасная ситуация возникает тогда,  когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, сразу вызывает приятное ощущение. В результате у человека возникает желание испытать такое же чувство. Так возникает психическая зависимость от наркотика. Об этом знают профессиональные торговцы наркотиками, ищущие своих клиентов среди школьников, Часто они достаточно долго и бесплатно дают наркотики, пока их жертва не попадает в сети пристрастия и не начинает выпрашивать наркотик, без которого не может уже обходиться. После этого ее заставляют дорого платить за наркотик, вынуждая тем самым где-то добывать деньги, толкая на преступление.

    Еще одной причиной возникновения пристрастия к наркотикам является довольно широко распространенная среди молодежи мода на наркотики, потребление наркотиков как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей. Употребление наркотиков в некоторых молодежных кругах становится чем-то вроде  притязания на право  считаться настоящим человеком, подобно тому, как курение и употребление алкоголя в определенном возрасте некоторыми подростками считается признаком взрослости.

  1. Жизненные трудности

       Особым и очень важным мотивом  употребления молодыми людьми наркотиков является надежда  уйти с их помощью от своих жизненных трудностей, связанных с семейными конфликтами, школьными неприятностями или с какими то другими проблемами. Трудности разного рода порождают необычно сильное и неприятное чувство внутреннего психического напряжения, которое не дает человеку нормально жить и требует обязательной разрядки. Необходимое каждому умение преодолевать такие трудности развито тем  лучше, чем более правильно была сформирована психика молодого человека. Если же молодой человек, который характеризуется упомянутыми выше дефектами психики, встречается со сложными жизненными проблемами, с которыми не может справиться, то он начинает искать какие-то  способы разрядки  терзающего его напряжения. И вот он открывает для себя, что наркотик может, по крайней мере на некоторое время, отодвинуть все неприятности.

Глава 2. Организация педагогической профилактики в образовательной среде.

           2.1. Проблемы современной молодежи и причины подростковой наркомании.

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в США каждый пятый подросток, арестованный за преступные действия, моложе 14 лет и не мог быть отправлен в тюрьму. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки?

В подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают незримыми хозяевами дискотек, клубов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих "дозреванию" подростка перед первым приемом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что они легко внушаемы, еще не способны к направленным волевым действиям, лишены осознания ответственности за свое будущее. Причиной является и молодежная мода с элементами субкультур, скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, дьявольщины, оккультизма. Также увлечения подростков астрологией, фильмами ужасов, пришельцами, НЛО. Это и смакование жизни рок-звезд, сообщения в прессе об их преступлениях, махинациях и пагубных влечениях. Это - реклама ночных клубов, массовых праздников, рок-концертов, на которых приобщение новых подростков к употреблению наркотиков идет по типу цепной реакции.

Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни. С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.

С другой стороны, большинство взрослых считают, что подростки слишком молоды, чтобы их воспринимать всерьез. Это непонимание является причиной многих проблем и конфликтов. Безразличие и лицемерие взрослых - также плохие примеры для подростков: данные многочисленных социальных опросов, проводимых среди молодежи, свидетельствуют о том, что они отнюдь не в восторге от собственных родителей, которые говорят о наркотиках, как о чем-то ужасном, а сами в это время употребляют алкоголь, курят табак, глотают в огромных количествах таблетки, которые "улучшают", по их мнению, настроение, помогают при бессоннице, устраняют чувство усталости, снимают боль.

В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. еще не имеют собственной. Срабатывает принцип "стаи" в юношеских компаниях - "тусовках": "все так поступают", "друзья уговорили", "неудобно было отказаться" и стремление самоутвердиться в группе сверстников.

Часто причиной вредных привычек может быть наличие у молодых людей противоречий жизненных взглядов, несогласие с мнением окружающих, желание досадить родителям, заглушить чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту - "со всеми и один".

Среда, насыщенная алкогольными установками, традициями, также оказывает на подростка интенсивное давление.

Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к наркотическим веществам, прикрывая свою слабость всевозможными причинами: "расслабиться", "испытать новые ощущения", из-за желания "выразить протест против запрета", пережить "маленькую радость, которую может позволить себе человек, "облегчить" процесс учебы или "забыться и уйти от реальности, ее тягот и проблем".

Отсюда видно, что жизнь подростков полна опасностей и вовсе не легка, а проблемы и причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, разнородны. Следует помнить, что пагубные привычки приносят вред не только окружающим людям, семьям, но, в первую очередь, их здоровью.

2.2. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека.

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе социологические опросы и анкетирования среди учащихся помогли провести учителя, социальный педагог, учащиеся. В соцопросе приняло участие 120 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет.

При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" Из опрошенных  "Да" ответили - 1%; "Нет" - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья. (Приложение 1)

На следующий вопрос "Куришь ли ты?" Из опрошенных "Да" ответили–21% и дали ответ "Нет"– 79%. Это значит, что подростки осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.   (Приложение 1)

         Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 6 курящих подростков ответили "Да" 4 человека – 66,6%; "Нет" - 2 человек – 33,4%.(Приложение  2 )

Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.

На вопрос о необходимости чтения лекций о вреде курени, алкоголя и наркотиков из опрошенных "Да" - 76%; "Нет" - 24% человек.  (Приложение  3 )

       Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

На вопрос «Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости» учащиеся ответили "Да" 24 человека – 80%, "Нет" 6 человек – 20%. (Приложение 4)

          На вопрос "С помощью, каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков" учащиеся дали следующие ответы:

  1. разработка и демонстрация наглядных материалов– 28%
  2. организация психологической само- и взаимопомощи –  33%
  3. уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе –37%

никак – 2% учащихся.  (Приложение 4)

По результатам анкетирования мы видим, что учащимся необходима профилактическая работа в школе. Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.

Как бы не сложились результаты опросов, каждый подросток должен осознать, что употребление любых наркотических веществ – болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы.

2.3. Общественность в профилактике наркомании

      Лучшая  методика  борьбы  с  наркоманией  -  профилактика.  Ведь   как показывает мировая практика, излечить от наркомании  удается  не  более  2-3 процентов заболевших.

      Большая нагрузка  на  исполнительные  органы  власти  каждого  региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового  образа  жизни. Для  этого  следует  задействовать   все   средства   массовой   информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе  с медиками  на  основе  партнерских  отношений  объединения  граждан,   клубы, благотворительные   фонды   больных   и   их   родственников,    религиозные организации.

      В 1997 году Россия поняла, что подсела  на  иглу.  Число  преступлений связанных с    наркотиками увеличилось почти в два раза (на 91%).

       Нельзя было не обратить внимания на такие факты.  И  Россия  начинает борьбу - идет   антипропаганда наркотиков в средствах массовой информации:

 1) В самой популярной газете МК очень часто публикуются  материалы, связанные с наркотиками и впоследствии открыта рубрика  «НА  ИГЛЕ»,  а  газете «Комсомольская Правда» открыта рубрика «СЛЕЗЬ С ИГЛ».

         2) В молодежных журналах и на радио Станция  печатаются  материалы, ведутся передачи, посвященные вреду наркотиков.

         3) На  канале  НТВ  запущен  проект « БЕЗ  НАРКОТИКОВ»,  совместно  с радиостанцией «Максимум» идет  программа  «Сумерки « -  ток-шоу,  где  выступаю тнаркоманы, психологи.

         4) Во многих школах  и  учебных  заведениях  проводятся  программы, которые  знакомят  молодежь  (категорию  повышенного  риска)  с   проблемами наркомании. Сотни лекций  прочитаны  сотрудниками  Фонда  Спасения  Детей  и Подростков от Наркотиков.

          Основные  наркотики,  которые  бытуют  в   России,   растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на  Дальнем  Востоке, в Сибири и других регионах. И в России под наркотиками сегодня  около  1млн. гектаров. И это не вина этих  людей  -  это  их  беда,  потому,  что  это  в основном  люди  престарелого  возраста,  инвалиды,  пенсионеры,  у  них  нет другого способа  прокормить  свои  семьи.  Многие,  особенно  в  отдаленных, высокогорных  районах,     живут  только  за  счет  этого.  В  этих   местах наркотики  -  это  деньги,  которыми  расплачиваются,  меняют   на   товары, продукты. Это не бизнес для них, это способ выжить. И сколько бы  с  воздуха не опыляли ядохимикатами эти плантации,  сколько  бы  не  вводили  войска  в период  цветения  конопли  и  мака,  сколько  бы   не   проводили   красивых милицейских облав - победить крестьянство невозможно.  Но  у     государства нет выбора. В данном случае государство должно проявить  патронаж  над  этой отраслью и  ввести  это  в  свои  аграрные  программы.  Тогда,  можно  будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления  наркотиков  из  самой России, и тогда останутся  только  привозные  наркотики,  с  которыми  легче бороться путем перекрывания каналов доставки. Вообще в борьбе с  наркоманией наибольшего успеха, как ни странно, добились Сингапур  и  Малайзия,  где  за все операции, связанные с наркотиками - смертная казнь.

      Безусловно,  антипропаганда  очень   эффективна,   как   и   Программы профилактики и борьбы с  наркоманией.  И  несмотря  на  нехватку  средств  в полиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы  с  наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.

      Существующая система наркологической помощи  в  России  ориентирована, прежде всего, на помощь  лицам  уже  страдающим  химической  зависимостью  и недостаточно эффективна  для  оказания  помощи  потребителям  наркотиков  на этапе  начала  заболевания.  Профилактические  программы   направленные   на предотвращение  злоупотребления  наркотиками  и  токсикантами  не   получили должного распространения в нашей стране.

      Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных  отечественных  разработок,  коллективов  способных реализовать    профилактические    программы,     эта     основная     сфера антинаркотической    деятельности    остается    без    должного    внимания заинтересованных  ведомств.  Основной  причиной  такой   ситуации   является межведомственная разобщенность отсутствие  единой  стратегической  концепции профилактики.

        Реальным  выходом  из  создавшейся  ситуации  является  привлечение  к профилактической  работе  педагогов  и  психологов  средних  школ  и  других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью  при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт  с  детьми подростками, которые  могут  уловить  те  нюансы  состояния  и  поведения, зачастую   ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

      Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление  им адекватной  информации  о  наркологических   заболеваниях,   вооружение   их конкретными  психотехническими  и  психотерапевтическими  приемами  (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная  работа),  способами  формирования системы  альтернативных  наркотикам  увлечений,  позволит  уже  в  ближайшем будущем   оградить   подрастающие   поколение   страны   от    наркотической эпидемии.  

2.4.  Педагогические меры профилактики

Принципы ведения профилактической работы

Организация  мероприятий  по  профилактике  наркомании   строится   на основе целевых  программ,  объединенных  общей  концепцией профилактической работы.

Цели  такой  работы  -   создание   в   молодежной   среде   ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и  снижающей  вред от их    употребления. Любая   профилактическая   программа   должна    включать    в    себя  определенные  виды  деятельности   в   каждом   из   следующих направлений:

  1. Распространение  информации  о   причинах,   формах   и   последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
  2. Формирование   у   подростков   навыков    анализа    и    критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать       правильные решения.
  3. Предоставление альтернатив наркотизации.

      Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

      Целевая  работа  с  группой  риска  -  определение   групп   риска   и оказание  адекватной  помощи  в  преодолении   проблем,   ведущих  к     появлению  тяги  к  наркотикам.

      Это  общие  принципы  ведения  профилактической  работы.  

Школа,   как  социальный   институт,   обладает   рядом   уникальных возможностей для их   успешной реализации:

  1. Возможность  привития  навыков  здорового  образа  жизни  в   процессе обучения и контроль за их усвоением.
  2. Влияние на уровень притязаний и самооценку.
  3. Свободный  доступ  к  семье   подростка   для   анализа   и   контроля  ситуации.
  4. Возможность привлечения специалистов по профилактике.

      Можно   сформулировать   ряд   правил   построения    профилактических программ в школе:  Любая  работа  в   области   антинаркотического   просвещения   должна проводиться только специально  обученным  персоналом  из числа       работников    школы    в    рамках комплексных программ на  базе     утвержденной концепции профилактической работы.

      Просветительские  программы  должны  вестись   на   протяжении   всего периода  обучения  ребенка  в  школе,  начинаться  в младших классах и    продолжаться до  выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная  и  достаточная  информация  о наркотиках     и  их    влиянии   на         психическое, психологическое,      социальное      и      экономическое      благополучие человека. Информация   должна   быть   уместной   и   предоставлять   знания   о  последствиях злоупотребления  наркотиками  для  общества. Необходимо  делать  акцент  на  пропаганде  здорового  образа  жизни  и   на формировании жизненных навыков, обязательных для того,  чтобы  противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним  в  моменты  стресса, изоляции или жизненных  неудач.  Информация должна    предоставляться    с   учетом        особенностей  аудитории (пола, возраста и убеждений).  Родители  и  другие   взрослые,   играющие   важную   роль   в   жизни  ребенка,  должны  вовлекаться  в  разработку   стратегии  антинаркотического просвещения. Для   оценки   эффективности    любой    профилактической    программы  необходимы  регулярные  социологические   исследования, проводимые независимыми экспертами.

      Вот    чего    не    следует    допускать,    работая    в     области  антинаркотического просвещения:

  1. Использования  тактики  запугивания:  неэффективность  такой   тактики доказана.
  2. Искажения      и      преувеличения       негативных       последствий  злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
  3.  Разового   характера   действий,   направленных    на    профилактику. Такой подход не дает возможности  подросткам  развивать навыки      противостояния наркотикам.
  4.   Ложной   информации.   Даже   после   однократной   ее   подачи    вся дальнейшая  информация  будет  отторгаться   подростками, которые   сегодня    достаточно     хорошо информированы.
  5.   Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
  6.  Оправдания   употребления   наркотиков,   какими   бы   то   ни   было   причинами.

      Подготовка  квалифицированных  кадров  -  одно  из  важнейших  условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность  от профилактической   деятельности    составляет    всего    лишь    20%,    от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры  подтверждают,  что  болезнь  легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Употребление  наркотиков  -  одна  из  наиболее  серьезных  молодежных  проблем  в   нашей   стране.   Количество   наркоманов постоянно   растет,   а    средний   возраст   их уменьшается.          Проблема усугубляется  криминальной  ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.  Лечение и  освобождение  от  наркотической  зависимости  -  это  целый  комплекс  медицинских  и  социальных  мероприятий.  Их  реализация  сопряжена с большими материальными  и моральными  затратами,  а  положительный   исход возможен     далеко     не     всегда,     так      как      на  сегодня  адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

       Исходя   из   этого,   нельзя   рассматривать   лечение   на    стадии  сформировавшейся зависимости как единственное  средство  борьбы с  распространением наркомании. Такой  подход  не  дает и не может дать  положительного  результата.  Основной  акцент  должен  ставиться   на профилактические, превентивные меры.

      Немедицинское использование психоактивных препаратов неизбежно в любом обществе.  Понять,  какую  роль  играют  наркотики  в  жизни  молодых  людей необходимо. Употребление наркотиков вносит  существенный  ущерб  обществу  и личности.  Основная  часть  потребителей  наркотиков  молодежь  и  одним  из следствий наркомании является физическая и  социальная  деградация  наиболее активной части населении.

      Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные  форм  антинаркотического просвещения и  в  настоящий  момент  они многим кажутся панацеей.  Но следует учитывать, что в нашей  стране  антинаркотические  кампании  базировались  жесткой  административной  направленности  всех   мероприятий. Опасения   возможной   социальной   депривации    обусловливали    уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения,  лечения  и  любых контактов с государством. Профилактические программы должны  создаваться  не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.

      Параллельно необходимы программы  для  родителей,  учителей,  а  также профилактика  на  местном   территориальном   уровне,   так   как   школьное просвещение чаще всего не  достигает подростков, которые больше всего в  нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.

      Для  объективного  определения  серьезности   и   размеров   проблемы, связанной с                   употреблением наркотиков  в  немедицинских целях и для оценки эффективности                       политики  в  области наркопотребления       необходимо       использовать       весь        объем информации о распространенности данного явления и связанных с  ним  факторах  индивидуального   и   социально-культурного   порядка. Политика,  основывающаяся  на   утопической  вере,  что немедицинское использование наркотических препаратов  можно  искоренить,  не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

                         

Список использованной литературы

1. Джон  А.,  Соломзес  Вэлд  Чебурсон,  Георгий  Соколовский,  Наркотики  и

   общество, http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi

2. Кандидат мед. наук Надеждин А.В., Профилактика наркомании  основной  путь

   решения проблемы молодежного наркотизма, http://www.narconon.ru/

3. Караганова С.А., Малашенко И.Е.,  Федорова  А.В.,  Наркомания  в  России:

   угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике,

   М.: 1998

4. Ковалев  В.В.  Социальльно-психологический  аспект  проблемы  девиантного

   поведения  у  детей  и  подростков,  Нарушения  поведения   у   детей   и

   подростков.М.,"Медицина", 1981

5. Низский Вадим, "Девятый вал" наркомании идет на нас, РИА "Новости"

6. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания.  Токсикомания.  (Понятие.  Вопросы

   квалификации. Рекомендации)

7. Прес-бюлетень N 269, 15 февраля 1999 года г. Иркутск,  совместный  выпуск

   пресс-центра администрации Иркутской области и информационного  агентства

   "Телеинформ"

8.        Причины        появления        наркомании        в        России,

   http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

9. Пятницкая И.Н. Клиническая наркомания

10. Распространение наркомании в России – угроза безопасности семьи,  женщин

   и детей, 2 июня 1998 года, http://www.narcom.ru/content.html

11.    Решение    проблемы    наркомании    и    наркотиков    в     России,

   http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

12.  Роль  общественности  и  средств  массовой  информации  в  оздоровлении

   социальной среды, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

13.  Русакова  М.,  Наркотизм  в  молодежной  субкультуре  крупного  города,

   http://www.narconon.ru/

14. Соловьев Юрий, От наркомании -- к  народной  коме?,  "Восточно-Сибирская

   правда", Среда, 30 сентября 1998 года №187 (23295)

15.  Струим  Н.Л.,  Гусева  Н.Г.,  Оценка  мотивации  возникновения   ранних

   наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования  при

   ВИЧ-инфекции,  http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

Интернет ресурсы:

1.http://www.narkomanam.net 

2. http://www.narkonet.ru

3. http://www.narcom.ru

4. http://nnk.ucoz.ru.

5.http://www.narkotikam.net

6. http://www.narconon.ru 

7.http://www.narcozona.ru

Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4