Это интересно-физкультминутки
материал по теме

Сушко Марина Осиповна

/*-->*/ /*-->*/ «Физкультминутка» в младшей школе - явление более или менее известное и понятное, но что делать с десятым классом? Гимнастика для пальчиков вроде: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали ...» - вызовет не энтузиазм, а только гомерический хохот у старшеклассников. Предлагаю, несколько апробированных вариантов, которые дают возможность и встряхнуть, и мобилизовать старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_interesno-fizkultminutki.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Это интересно - физкультминутки

  2. Сорок пять минут - это много или мало?

Сорок пять минут - это много или мало? Иногда урок пролетает в одно мгновение, иногда тянется как резина, но это наши субъективные учительские ощущения. Мы с вами - кто стремительно, а кто медленно и плавно, движемся в течение сорока пяти минут. Может, все же стоит (хоть изредка) проявлять милосердие и давать нашим ученикам тоже слегка подвигаться и сбрасывать усталость в окаменевших мышцах.

«Физкультминутка» в младшей школе - явление более или менее известное и понятное, но что делать с десятым классом? Гимнастика для пальчиков вроде: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали ...» - вызовет не энтузиазм, а только гомерический хохот у старшеклассников. Предлагаю, несколько апробированных вариантов, которые дают возможность и встряхнуть, и мобилизовать старшеклассников.

  1. «Эстафета»

Простейшая эстафета: учащиеся по цепочке встают и садятся в едином ритме - так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарны, эффект стабильный!

Порядок вставания можно менять - по рядам, от парты к парте; змейкой, через двух человек (одновременно одиночку с каждого ряда (двойная эстафета), по алфавиту. Главное в задании - не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету (договоренность дороже денег) и начать ее заново.

  1. «Эстафета с вариациями»

Вставание можно заменить эстафетой с мелом у доски. Написать слово или короткую фразу (каждому по одной букве) - который ряд быстрее. При этом придерживаться того же порядка - первый ученик сел на место, только тогда встал второй.

В эстафетах тренируется самостоятельность.

В определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Это коллективное упражнение, в котором у каждого есть свой долг, который должен быть выполнен вовремя. Это «вовремя» и является основной сложностью, ведь от каждого из участников требуется правильно определить момент, когда ему самому надо встать или сесть, а от других - не вмешиваться в работу каждого.

  1. «Ванька-встанька».

Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (лучше отвернувшись), задает классу число - и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки, - это замечание не для математиков).

Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри!» - Открывает глаза (возвращается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено. При выполнении игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество меньше заданного - встать самом, если же больше - то мгновенно сесть.

Изюминка этого упражнения - в своеобразной мобилизации всех участников.

  1. "Коллективное эхо по половинкам".

Сидящий за партами класс делится две части. Одна половина - судит, другая - работает. Для учителя в этой ситуации главное - быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения разминки трансформируется в ритм. Времени на подобный вариант отводится не более одной минуты (в случае изменений четырех-пяти ролей), а заряда бодрости хватает надолго.

  1. «Руки-ноги».

Когда учитель хлопает в ладоши один раз, класс поднимает руки, два раза - учащиеся поднимаются. Если руки уже подняты, то, когда ведущий хлопает один раз, их надо опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на серию аплодисментов они должны сесть). Изменяя последовательность и темп хлопков, учитель пытается озадачить учеников, тренируя их собранность. Это упражнение весьма эффективно, концентрирует внимание, с ним справляется тот, кто способен четко подчиняться командам и не повторять движения соседей, которые могут быть неправильными. Условия следует объяснять кратко: «Однократный хлопок - команда рукам: их надо поднять или опустить; многоразовые хлопки - команда ногам: нужно встать или сесть », после чего учитель сразу подает сигналы. Моментальное включение учащихся в упражнение заставляет их по ходу дела осознавать задачи, полагаясь на смекалку и ловкость.