Памятка молодому педагогу
статья по теме
- советы молодому педагогу;
-
оценка - инструмент в руках учителя;- профессиональные запреты;
- волшебные слова одобрения;
- проблемы традиционной оценки;
- альтернативный вариант;
- рейтинг;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_molodomu_pedagogu.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка молодому учителю
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы это занимало каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учеников.
3. Начинайте урок энергично. Не ставьте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, праздность - враг дисциплины.
4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Избегайте попыток нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке сторонним делом.
6. Мотивируя оценивание знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики почувствуют удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок по звонку. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Воздерживайтесь от излишних замечаний.
10. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
Оценка - инструмент в руках учителя
Владеть инструментом оценок, не прибегая к примитивной подмене его сути собственными амбициями, целями и заблуждениями, - трудно, но можно.
Конечно, ученику лучше уважать оценку, когда она существует. Ее необходимость проверена многими поколениями. Оценка - это не только мнение учителя о работе ученика, но и цифра с росписью, ставят и в журнал, и в дневник.
Однако, нам, учителям, полезно понимать, что мы оцениваем:
• Способности ученика или то, как он ими распоряжается?
• Талант или возможности?
• Работает или результат? (А может, поведение на уроке?)
Профессиональные запреты
• Не делать оценку самоцелью для учащихся.
• Не пугать оценкой.
• Не вызывать к оценке ни слепого страха, ни равнодушия.
• Не наказывать оценкой, не делать из нее средство сведения счетов.
• Не провоцировать оценкой зазнайство.
• Не оценивать человека, а только его работу.
• Не брать на себя роль истины в последней инстанции.
Дети ждут, чтобы их одобряли, - и это очевидно. Даже если нет оценки, они ждут улыбки, взгляда, жеста. Ведь одобрение окрыляет. И тут зависит от нас, учителей, сделать себя центром этого ожидания или устроить так, чтобы дети были интересны друг другу, чтобы они ценили мнение не только учителя, но и своих товарищей. При таком распределении внимания и у нас, и у детей будет меньше проблем, и неврозов тоже.
Волшебные слова одобрения
- Молодец!
- Умница!
- Очень хорошо!
- Отлично!
- Хороший ответ!
- Ты превзошел мои ожидания!
- Очень точно (очень точное дополнения, высказывание)!
- Мне нравится твой ответ (твои мысли, предположения)!
- Замечательно!
- Спасибо за ответ!
- Приятно удивлена!
- Логично!
- Радуюсь за тебя!
- Необычно!
Проблемы традиционной оценки
Рассмотрим традиционную систему оценивания. Применяемая до сих пор в школе количественная балльная шкала оценки, несмотря на свою простоту и конкретность, имеет множество недостатков. Это недостатки существующей системы контроля и оценки знаний школьников:
1) нерегулярность (эпизодичность) обратной связи;
2) неполный охват проверкой всего содержания обучения (избирательность проверки);
3) отсутствие проверки самого процесса работы ученика (проверяется в основном конечный результат);
4) недостаточное вовлечение самих учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи);
5) невозможность широко дифференцировать и индивидуализировать обучение в процессе контроля и оценки знаний.
Альтернативный вариант
В связи с возникающим резким противоречием между современными содержанием и технологиями обучения в нетрадиционной системе оценивания, не выполняет в полной мере свои функции, как у нас, так и за рубежом, стали говорить о процессуальной оценке качества обучения. Идея процессуальной оценки качества в теории управления связана с динамичностью этого понятия. Различают «качество процесса» и «качество результата», причем качество процесса всегда отражается на качестве результата деятельности.
Среди преимуществ процессуального оценивания выделяют следующие:
• лучшая приспособленность к условиям обучения (гибкость оценки), которые изменяются;
• более справедливая оценка, чем другие (субъективность оценки);
• более широкий инструмент не только в плане охвата учебных тем, но и в плане оценки компетентности и учащихся;
• содействует развитию социальных умений и интеллектуальных способностей учащихся;
• более «аутентично» (действительно) оценивает реальные способности учащихся в обычных жизненных и учебных ситуациях.
К формам и методам процессуальной оценки относят рейтинг, «портфолио» (папку достижений), оценку образовательных продуктов (проектов), оценку развития учащихся и др.
Рейтинг
Рейтинг в переводе с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-нибудь качественного явления.
Часто под рейтингом (или рейтинговой оценкой) понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Формируются рейтинги или путем опроса субъективного мнения экспертов, либо путем набора (накопления) количественных баллов (очков) за выполнение учебных действий. Причем второй путь также основан на экспертной оценке, определяющей критерии и условия набора этих баллов, которые в конце концов выражаются в рейтинге - конечной оценке результата деятельности учащихся.
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам лучше знаешь.
Характерные отличия рейтинговой оценки:
• высокая степень управляемости учебного процесса за счет проектирования ТСО с заранее запланированными условиями деятельности;
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• выбор учащимися индивидуальных стратегий обучения, потому что они заранее знакомы с условиями учебной деятельности и критериями оценивания этой деятельности.
Наиболее уместным будет применение рейтинговой системы в старшей школе. Старшеклассники в основном осознанно подходят к процессу обучения и им будут интересны альтернативные виды контроля процесса обучения.
Для рейтинговой оценки подходят многие виды деятельности учебной работы старшеклассников (от наиболее к наименее значимым).
Используя метод сравнения значимости, можно определить «весовые» коэффициенты каждого из выделенных видов учебной работы старшеклассников (см. табл.) Полученные результаты представлены в баллах, рассчитанных от максимального предела в 100 баллов, согласно определенным «весовым» коэффициентам. Каждый учитель-предметник, что заинтересуется альтернативной системой контроля знаний, из предложенных видов учебной работы выберет те (и дополнит своим, потому что этот список не претендует на абсолютную полноту), которые отвечают особенностям предмета.
Рейтинговая оценка знаний, предложенная старшеклассникам, несомненно, повысит эффективность учебного процесса и позволит учащимся переориентировать свои усилия на качество собственного обучения. Для учителя открываются широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся и широких возможностей в плане ее оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...
Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»
Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей - историков республики...
Памятка для наставника молодого педагога
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и молодого специалиста не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня, диалог не состоитс...
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами в рамках работы Городской школы молодого педагога
quot;Правило трех рук"...
КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА», 29 МАРТА - 30 АПРЕЛЯ 2021
С 29 МАРТА по 30 АПРЕЛЯ 2021 в ХМАО-Югре проходил КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА", участие в к...
Памятка для наставника молодого педагога
Памятка для наставника молодого педагога...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...