Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с образовательной программой
статья по теме

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ педагогам практикам необходимо пересмотреть организацию образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012_tk_seminar.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования»

Основными направлениями образовательной политики дошкольного образования города Твери являются:

- повышение качества дошкольного образования в соответствии с современным запросом государства, общества и непосредственных потребителей;

-а также, повышение эффективности управления ДОУ как путем использования новых управленческих технологий, так и   совершенствования системы управленческих действий, в частности реализации требований к структуре и содержанию локальных документов образовательного учреждения.

В системе управления ДОУ, в целях   обеспечения качества дошкольного образования в деятельности любого руководителя должно прослеживаться и реализовываться единство целей и задач развития своего учреждения, отраженных в локальных документов.

Помимо Устава деятельность дошкольного учреждения регламентируется тремя основными документами: программой развития, основной общеобразовательной программой и годовым планом работы. Причем необходимо отметить, что современные подходы и требования к ведению документооборота таковы, что все три документа должны составлять единую систему, приводиться в единосоответствие, цели и задачи должны быть взаимовытекаемыми.

В дошкольном образовании в последние годы возникла уникальная ситуация. Среди дошкольных образовательных учреждений прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих им обрести собственное лицо и выделиться из общей массы.

Современный детский сад, идущий в ногу со временем, а именно таковым является наше учреждение, не может работать только в режиме функционирования, поскольку дошкольное учреждение должно соответствовать постоянно меняющимся запросам государства, родителей, педагогов, социума, а, следовательно, должен работать в режиме развития. Такое учреждение должно четко выстроить перспективу развития, которая отражается в документе Программа развития ДОУ. Цели и задачи развития учреждения   выстраиваются  в     каскадную   модель:      задачи  программы

развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в планах деятельности всех членов педагогического коллектива.

До выхода в свет приказа № 655 Минобрнауки « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в дошкольном образовании не было четких критериев различия между программой развития и ООП и многие ДОУ создавали единую программу. Но на сегодняшний день в соответствие с нормативными требованиями нам необходимо четко понимать особенности различий этих двух программ.

Существенное отличие Программы развития от образовательной

программы учреждения

развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в планах деятельности всех членов педагогического коллектива.

До выхода в свет приказа № 655 Минобрнауки « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в дошкольном образовании не было четких критериев различия между программой развития и ООП и многие ДОУ создавали единую программу. Но на сегодняшний день в соответствие с нормативными требованиями нам необходимо четко понимать особенности различий этих двух программ.

Существенное отличие Программы развития от образовательной

программы учреждения

в следующем:

Педагогической наукой разработаны рекомендации по структуре и содержанию разделов Программы развития:

По своему усмотрению образовательное учреждение может вводить в структуру программы развития и другие разделы.

Что же касается Основной общеобразовательной программы то, ФГТ ( № 655приказ Минобрнауки) требуют четкой структуризации основной общеобразовательной программы, поэтому каждое дошкольное учреждение должно выстраивать структурно - единоначально (т.е по структуре все ООП будут одинаковы) но каждый детский сад наполнит содержанием данную ООП соответствующим деятельности данного учреждения.

Становится очевидным различие по структуре программ развития и ООП.В программе развития нет пояснительной записки , но есть раздел аналитической деятельности, а также выделена концепция и план действий по ее реализации, финансовое обеспечение программы, а в ООП согласно приказа № 655 необходимой составляющей является пояснительная записка, да и другие разделы отличаются от разделов образовательной программы. Несмотря на различие в структуре данных документов, все же эти документы едины по целеполаганию: цели и задачи проникающие из программы развития в общеобразовательную программу и как следствие в годовой план.

Сегодня все педагоги дошкольных учреждений озабочены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями. Перед ними стоит конкретная задача смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования и внести изменения в образовательные программы ДОУ.

В интернет сети, да и в продаже,   очень много различных рекомендаций по поводу организации образовательного процесса в ДОУ в связи с выходом новых нормативных документов, но не все они подходят к применению. В Министерстве образования Тверской области создано Управление по контролю и надзору за качеством образования, которое требует при проверке единой структуризации всех документов ДОУ. На сайте Тверского Министерства есть методические рекомендации к разработке программы развития и как следствие из общения с коллегами из Конаково, Удомли и

других городов области   при организации проверок, сотрудники комитета осуществляют проверку на соответствие документов федеральным и региональным требованиям.

Ежегодный документ дошкольного учреждения годовой план. Он как бы является этапом реализации программы развития и ООП.

Пока в системе дошкольного образования, как требует приказ 655 к ООП, строгих требований к содержанию годового плана нет. Он может быть представлен в разных формах. В структуру годового плана по рекомендации ученых, которые занимаются системой развития дошкольного образования, предлагают следующие разделы.

Программа развития нашего детского сада разрабатывалась в 2009г. В ней были определены конкретные цели и задачи, поэтому, когда встала необходимость разработки ООП в соответствии с ФГТ, они легли в основу разработки ООП, с учетом решения данных целей и задач и в годовых планах работы.

Годовой план работы является тем документом, в котором пошагово реализуются цели и задачи каждого этапа (из плана мероприятий ) Программы развития и содержания психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ООП. Как правило это взаимодействие четко отражается в таких разделах годового плана как «задачи на новый учебный год» и в разделе «инновационная деятельность», но проходит через всю структуру годового плана (организация педагогической работы, методическая работа, контроль за реализацией задач годового плана)

В требованиях ФГТ четко обозначено, что качество дошкольного образования реализуется через совместную и самостоятельную деятельность детей     в     системе     комплексно-тематического     планирования     как     в

непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На наш взгляд это самое проблемное направление в ведении ФГТ в деятельность ДОУ.

Методическим обеспечением решения годовых задач в дошкольных учреждениях занимается методическая служба. Поэтому А.Н. более подробно остановится на том как реализуется данное направление в системе деятельности методической службы нашего д/с. Хочется отметить, дорогие коллеги, то, что мы начали работать по данному направлению еще с конца прошлого учебного года, в это время еще нигде не было никаких методических рекомендаций как реализовать принципы заложенные в ФГТ в системе планирования работы педагогов. Разработку системы планирования мы начинали самостоятельно, (уже позже появились рекомендации Фединой и Скоролуповой)

Приступая к составлению годового плана ДОУ, мы  руководствовались тем,  что  план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.  Как Вам известно, он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д., и  должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования, но главное план должен быть динамичным и действенным, а значит выстраивается  в соответствии с последними нормативными документами, о которых  уже мы говорили ранее. И поэтому, составляя план на новый год,  мы пересмотрели содержание отдельных блоков. Придерживаясь  рекомендуемой структуры программы, позвольте обратить Ваше внимание на те особенности,  которые являются значимые при разработке данного документа. (слайд – структура годового плана)

Начну с первого раздела (блока) информационно – аналитический.               Он включает в себя следующие составляющие:

  1. Организационно - правовой статус дошкольного учреждения и его характеристика: соответствие учебной программы требованиям нормативных документов; качество функционирования образовательного процесса; методический потенциал; организация воспитательного процесса; содержание образования, характеристика программ и планов; материально – финансовые условия образовательной инфраструктуры; управление МДОУ и образовательным процессом.
  2. Анализ качества результатов работы за прошедший учебный год: мониторинг здоровья, обученности, воспитанности детей по группам и образовательным областям; овладение воспитанниками интегральных качеств, согласно возрасту; личные достижения педагогов; результаты совершенствования образовательного процесса; достижения МДОУ; выполнение учебного плана; социально – эффективная деятельность МДОУ

Реализация целей и задач основной образовательной программы дошкольного учреждения и качество дошкольного образования во многом определяется  результатами выполнения комплексных программ, реализуемых в детском саду. Поэтому очень важно провести качественный анализ  по результатам  освоения программных задач Основной общеобразовательной  программы. Но в соответствии с  Приказом №655, в годовых планах на этот год, важно  не только,  как обычно, в аналитическом блоке дать полный анализ результатов мониторинга освоения программ по  образовательным областям, годовым задачам за прошедший учебный год и условиям для обеспечения   реализации годовых задач, но и согласно ФГТ и содержания ООП, содержание данного блока дополнить анализом овладения воспитанниками интегративных качеств личности в соответствии с возрастом.  

Анализ отражает результаты

 1. мониторинга здоровья, освоения программ по  образовательным областям;

  2. годовых задач за прошедший учебный год;

   3. условий для обеспечения   реализации годовых задач;

4. овладения воспитанниками интегративных качеств личности в соответствии с возрастом)

  Результат анализа  позволил выявить  положительные стороны и проблемы в деятельности коллектива. Эти проблемы коллектив детского сада обозначил, как основные задачи на следующий учебный год. Это следующий раздел годового плана – целеполагания.

Требования к данному разделу следующие: конкретность, реальность, контролируемость, преемственность.

Какие задачи формулируются в этом разделе: задачи годового плана на новый учебный год по итогам прошлого года (по результатам мониторинга здоровья обученности и воспитанности), задачи годового плана, связанные с ре6ализацией Программы развития (инновационная деятельность), задачи по усовершенствованию условий в ДОУ, направленных на качество дошкольного образования.

 На примере!!! Выполнение задач годового плана за прошедший год осуществлялось в работе педагогов в рамках  календарно- перспективного планирования, учитывая новые требования, возникла необходимость  одной из основных направлений деятельности педагогов на новый учебный год коллектив определить:   Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учетом содержания образовательных областей согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

С введением в действие ФГТ

  1. Разработать систему комплексно- тематического планирования образовательной деятельности с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ.

2. Формировать  основы культуры  здоровья через решение  задач воспитания культурно- гигиенических навыков у ребенка (образовательная область «Здоровье»). Если раньше раздел «здоровье» программ дошкольного образования решал задачи – укрепление психического и физического здоровья, то одной из задач образовательной обоасти «здоровье» - формирование культурно – гигиенических навыков дошкольников как составляющую здорового образа жизни

По выполнению задач ООП за прошедший учебный год

3. Развивать связную речь детей  в  системе реализации задач  интегрирования образовательных областей.

4. Развивать музыкально- художественную деятельность детей  через содержание образовательной области «Музыка» и интеграцию с другими образовательными областями.

Из формулировки задач видно, что все задачи решают основные принципы федеральных требований и вытекают из основных задач Программы развития и ООП и направлены на качество образования в дошкольном учреждении.

Следующий раздел годового плана – план мероприятий (организационно- педагогическая работа, методическая работа, работа с семьями воспитанников, работа по преемственности со школой, административно – хозяйственная работа, организация летней оздоровительной работы.  Требования к содержанию данного раздела перед вами.

Важно отметить, что для  решения вышесказанных годовых задач нами были выбраны оптимальные средства и способы. В первую очередь – это методическое обеспечение решения годовых задач и работа с кадрами. (слайд из годового плана).

На слайде видно, что решение годовых задач прошло через разнообразные формы: педагогический совет, тематический контроль, консультации, открытые просмотры…

Выполнение  задач и направлений отражены  в контрольно – диагностическом блоке годового плана. В нашем детском саду  Он представляет собой систему внутрисадовского контроля за выполнением решения годовых задач и  усовершенствованием условий  для этого. А также,  промежуточную диагностику  обученности, воспитанности, здоровья детей, согласно мониторингу основной общеобразовательной программы, которая составляет 80% от всего содержания.                                                                              

Тот перечень локальных актов, которые мы с вами имеем в дошкольном учреждении выходит на один важный документ- это рабочая учебная программа педагогов ДОУ. Об этом документе вы наверное читали или слышали (мы может быть будем не скромными но мы оказались впереди, не смотря на то, что приказа Минобрнауки о необходимости наличия такого документа в д/с нет, но требования и методические рекомендации г.Москвы уже имеются, на педагогическом совете дошкольного учреждения мы приняли решение о том, чтобы с 1 сентября 2011 года во всех возрастных группах должна быть разработана рабочая программа, которая отражает содержание и структуру ООП конкретно по каждой возрастной группе. В соответствии с 655  приказом ДОУ должно работать не по комплексной

программе, как мы привыкли работать раньше (то ли это программа Детство, Радуга), а по собственной разработанной в данном дошкольном учреждении общеобразовательной программе, поэтому и в рабочие программы воспитателей переносятся соответствующие разделы из ООП касающиеся данной возрастной группы (наши личные контакты с коллегами из муниципалитетов области в частности г. Удомля, позволяют нам гордиться собой, так как при проверки дошкольных учреждений Удомли Управление по контролю и надзору за качеством образования требует наличие данного документа).

Уважаемые коллеги! Подводя итоги нашего мероприятия хотелось бы поделиться проблемами которые у нас возникли, если по составлению данных документов затруднений у нас почти не было, потому что за основу взята была программа развития, цели и задачи перешли в общеобразовательную программу, рабочие групповые программы, годовой план, а вот по реализации содержания данных документов в частности общеобразовательной программы, рабочих программ, годового плана возникли трудности, возможно у вас их и не будет, но мне хотелось бы их четко обозначить.

Самым сложным оказалось:

  1. Разработка  комплексно   тематического     плана  (задействовано   много людей) В  начале учебного  года приняли решение  о  переводе  всех
    возрастных групп и специалистов на данный вид планирования, но при
    анализе   увидели   что   планы   были   поверхностными   не   отражали
    целостности образовательного процесса,   зачастую в них отсутствовала
    интеграция   образовательных областей в решении единой тематической
    задачи;
  2. В   приказе   Минобрнауки   России   от   20.07.2011г.   №   2151    «   Об
    утверждении  федеральных  государственных  требованиях  к условиям
    реализации   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного
    образования»    одно    из       требований    -    требование    к    кадровому

обеспечению.

К сожалению не все педагоги в рамках своего профессионального уровня могут четко спланировать свою работу.

3. Вызывает сложность взаимодействие воспитателей и узких специалистов в системе комплексно-тематического планирования. Так, например, музыкальному работнику необходимо подбирать к этой теме материал, а у нее свой план. Следовательно, специалисту нужно скорректировать программу музыкального образования.

Вся образовательная деятельность, выводит нас на качество дошкольного образования, Та система комплексно- тематического планирования, которую мы вам представили очень удобна в первую очередь для работы воспитателя, но что и не менее важно для руководителя как управленца -удобна для проведения контроля планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверять деятельность педагога очень легко и если педагог работает по такому плану, то качество будет обеспечено.

Заведующий МДОУ ЦРР – детским садом №142    Т.К.Абросимова

Старший воспитатель МДОУ ЦРР – детским садом №142    А.Н.Полякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к выступлению на конференции: "Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами"

Выступление подготовлено к августовской конференции педагогов. Цель доклада: рассказать о деятельности УДОД, об организации внеурочной деятельности, воспитательного процесса, о формах и методах органи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Описание результатов профессионально педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой

Основной целью моей педагогической деятельности является формирование у учащихся основ здорового образа жизни и развитие двигательной деятельности обучаемых с общеразвивающей направленностью. Реализац...

Организация образовательной деятельности общеобразовательного учреждения в условиях временного ограничения на оказание услуг обучающимся в помещениях образовательных организаций

Организация образовательной деятельности общеобразовательногоучреждения в условиях временного ограничения на оказание услугобучающимся в помещениях образовательных организацийПономарева Мария Алексеев...

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...