«Апробация учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях подготовки к Единому Государственному экзамену»
статья (11 класс) по теме

«Апробация  учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях    подготовки к Единому Государственному экзамену»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_niro.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гордова Елена Николаевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ №6

         г.Богородска   Нижегородской области

«Апробация  учебно-методического комплекса Е.Н.Салыгина Ю.Г.Салыгиной в условиях              подготовки к Единому Государственному экзамену»

      Многообразие точек зрения ,дискуссионность как основной дидактический принцип-все это становится основой методики преподавания обществознания по учебнику Е.Н.Салыгина    Ю.Г.Салыгиной.     Развивая умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы ,  доказывать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента  у старшеклассников  формируются ключевые навыки для успешного освоения современного мира.

       УМК Салыгина Е.Н. тесно связан с одноименными курсами для основной школы, разработанными авторскими коллективами под руководством Л.Н .Боголюбова, А.И.Кравченко и других специалистов. С одной стороны, данный курс сохраняет преемственность в изучении понятий и проблем аналогичных курсов, с другой дополняет их понятийную базу, развивает и расширяет проблематику этих курсов.

Курс сочетает теоретическое знание с практическим ,  позволяет учителю  вести диалог с учащимися , открывает  путь их размышлениям о ценности жизни , о себе и своем месте в обществе.

       Основное внимание сосредоточено на выявлении закономерностей и условий  определяющих жизнь человека в обществе, а также факторов, которые характеризуют уровень развития общественных отношений и их особенности.

  К таким темам в частности относятся : этноцентризм и культурный релятивизм ,общество потребления, отчуждение , теории личности ,современная семья , глобализация. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументировано рассуждать.            

      В последнее время во всем мире большое внимание уделяется формированию компетентностей. Компетенция - это та общая способность выпускников, основанная на знаниях, опыте, ценностях; это знание, преобразовано в умение, закрепленное в действии.

  На мой взгляд  учебник  помогает старшекласснику владеть следующими компетенциями:  

*уметь получать новейшую информацию, работать с документами;

*участвовать в принятии решений

*критически мыслить;

*уметь сотрудничать в паре, группе

               Все учащиеся разные: у них различные возможности, интересы, склонности и способности, потребности и мотивы, темпераменты.   Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении учащихся   применяю     различные методы, формы, приемы для проведения занятий, использую новые педагогические технологии, стараюсь создать условия для самовыражения и самоактуализации  каждого учащегося, атмосферу сотрудничества.

  Очень интересной для учащихся  стали  уроки по темам «Как человек становится личностью», «Положение человека в обществе».  Ребята с удовольствием приняли участие в дискуссии «Быть личностью»  «Сильная личность : за и против».Спорили о том, что такое приспособленчество , в чем его причины ;работая в малых группах сравнивали внутренний мир развитой и деградированной личности, высказывали свое мнение достижимости гармонии , о внутренней и внешней культуры личности .Закончился урок размышлением над словами народной мудрости «Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку -пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу».  Урок полностью был построен на  материалах учебника Е.Н.Салыгина  Ю.Г.Салыгиной

     Урок по теме «Концепции личности» заинтересовал ребят новизной своего материала Учащиеся впервые познакомились с такими понятиями как «ид»,  «эго», «суперэго» , «возрастные доминанты психики личности», «бихевиоризм», «бессознательное», «пирамида потребностей» , «я-образы». Итогом  этой учебной лекции с элементами дискуссии стало  заполнение таблицы , предложенной авторами.

   Часто  использую  индивидуальную работу с текстом, для чего делю  учащихся на группы по 4 человека. Группы получают пакеты с набором текстов для каждого участника и алгоритм действий:

- самостоятельное изучение текста и составление структуры индивидуального сообщения;

составление вопросов на понимание прочитанного текста.  

Перед ними ставятся задачи:

1. Ознакомиться с предложенным текстом.2. Структурировать его.3. Составить вопросы на понимание прочитанного.    

Нередко ребята работают в парах сменного состава. Когда после самостоятельного изучения текстов, их структурирования перед учащимися ставятся следующие задачи:

1. Пересказать партнеру свой текст так, чтобы он мог сам структурировать его и сформулировать выводы.

2. Задать партнеру вопросы на понимание прослушанного текста.

3. Совместно структурировать обговоренный текст и сформулировать выводы. Учащиеся обмениваются информацией, при этом каждый трижды меняет партнера .Этот прием применяю при изучении тем «Общество. Типология обществ .Общественное развитие» .

       Работа в диалоге мобилизует коммуникативные умения. В диалоге  развивается подвижность  коммуникативных процессов:  то, как «учитель» передает тему;  то как «ученик»  ее осваивает, выслушивает;   то, как  «учитель» оценивает умения объяснять новую тему,   дает советы, поправляет;  и то,  как «ученик» выслушивает замечания,  советы, записывает,   задает вопросы.  Смена ролей оказывает влияние на развитие способностей у учащихся  в управлении  учебным процессом.

В процессе диалога у учащихся формируется ответственность за свои знания и знания товарищей. После работы в парах сменного состава  выявляется высокий уровень качества знаний. А в процессе повторных рассказов происходит выявление главного, существенного, свертывание информации, то есть усвоение и запоминание. Для оценки работы каждого учащегося в группе , работы класса и группы в целом использую методический прием «Рефлективная мишень»

    На мой взгляд использование технологии  взаимообучения  в учебном процессе                 учит учащихся ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать своих товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

               Идея саморазвития ,самосовершенствования личности направлена на формирование у учащихся веры в себя ,доминантной установки на улучшение себя через овладение способами умственной деятельности, использование внутреннего потенциала личности в самореализации и самоутверждении . Эти качества отвечают социальному заказу общества на нового человека. Удачно помогают решать поставленную цель текстовый материал учебника рубрики  «Над этим стоит задуматься», «Дискуссионная проблема: за и против».  

      Опытный педагог знает , что информация учителя-это еще не знание  ученика Наукой доказано ,что 80% информации ,которую ученик слышит на уроке ,забывается в тот же день ,если ученик над ней самостоятельно не поработал(повторил. проговорил. записал)  В старших классах с горечью можно отметить что ученики мало читают, часто не понимают смысл прочитанного.даже выделение из текста главного -труднейшая для многих задача. Очень важна внутренняя мотивация учащегося. Внутренними факторами (мотивами) учебной деятельности могут быть приятные эмоции ,связанные с удовлетворением от работы ,ощущением собственной компетентности ,самоуважением от полученного  индивидуального результата. В этом  учащимся помогает рубрика «Выскажи свое мнение» ,  которой заканчивается каждый параграф. .)  Рубрика «над этим стоит задуматься»  предлагает учащимся порассуждать  над высказываниями известных философов психологов, политиков ,писателей ,экономистов   Фромма,   Маслоу,  Л.Н.Толстого, У.Шекспира,  Ф.М. Достаевского  , Л.Н.Гумилева и др. здесь же  предлагается задуматься над  притчами, народными пословицами и поговорками .

 Интересен раздел «Из истории вопроса», в котором   доступным языком раскрывается суть  ряда  понятий упоминаемых в тексте параграфа (трудовая теория происхождения человека, общество потребления, возникновение школы возникновение наций и др.)  

       Задания для проверки знаний представляют собой многоуровневый комплекс-это и контрольные вопросы на проверку знаний ,заполнение таблицы, нахождение истинных и ложных утверждений , решение  проблемной ситуации, сравнение двух или нескольких высказываний, конструирование моделей поведения .При подготовке к групповым занятиям и написанию самостоятельных работ программа предполагает обращение к ресурсам Интернета .После каждой главы даются общие задания ко всему материалу ,требующие обобщения , использования полученных навыков и умений.

      Разнообразные приемы, методы, технологии –это не самоцель. Каждый  педагог оценивает свои успехи - успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию  обучения и интерес детей к школе , формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им  ощущение творческой свободы  и ,главное, приносят радость, формируют чувство уверенности в своих силах ,что является очень важным в ходе подготовки к сдаче Единого Государственного экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый государственный экзамен.Литература. Задания части С

Задания С1-С4 являются заданиями  повышенного уровня сложности, задания С5.1-С5.3 -  заданиями высокого уровня сложности Представленные варианты письменной интерпретации  художест...

Единый государственный экзамен: психологическая подготовка

http://www.c-psy.ru/index.php/if/ekzamen/ege/5704-2011-01-23-16-06-30Примерные сценарии родительских собраний.Материал опубликован в книге: Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическа...

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Учебно-тренировочный материал для подготовки к единому государственному экзамену

Учебно-тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ (устный счет). В варианты включен почти весь материал курса 10-11 класса по алгебре и началам анализа....

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...

Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену....