Организация профориентационной работы в сельской школе
статья по теме

Бояркина Юлия Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizacija_proforientacionnoj_raboty_v_selskoj_s.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация профориентационной работы в сельской школе

Бояркина Юлия Леонидовна,

директор МОУ Брылинская

средняя общеобразовательная

школа Каргапольского района

Приоритетное направление работы современной школы  - профориентация обучающихся. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия - своего рода судьба. И здесь велика роль педагога. От того как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, и зависит их  судьба. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, её востребованность на рынке труда, помочь ребёнку познать самого себя, свои возможности. И если на пороге 11 класса молодой человек чётко знает, что он может, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе принесёт пользу только тогда, когда в  этом  деле заняты все участники  образовательного процесса,   когда соблюдаются следующие принципы:

во-первых, систематичность и преемственность. Профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками, она начинается намного раньше, и не будет преувеличением, если  я скажу, что начало такой работы -  в старшей дошкольной группе;  

Во-вторых, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом их  возраста, уровня успеваемости,  сформированности  интересов,  ценностных ориентаций, жизненных планов.

В-третьих, оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и  их родителями.

В-четвёртых, взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

В-пятых, связь профориентации с жизнью (потребности общества в кадрах).

В нашей школе отработана система профориентационной работы, которую можно представить следующим образом: 

Освоение

предметного содержания

Внеурочная

деятельность

Работа

с родителями

Психолого-педагогическое сопровождение

1 – 4 классы. Цель: Формирование представленной о мире профессии, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности

- урочная деятельность;

- экскурсии;

- сюжетно – ролевые игры;

- проектная деятельность.

- классные часы;

- фестивали профессий;

- конкурс рисунков

- встречи с представителями

   различных профессий.

- родительские собрания;

- совместные социальные

  проекты детей, педагогов и родителей.  

5 – 7 классы. Цель: Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии

- урочная деятельность;

- экскурсии;

- сюжетно – ролевые игры;

- проектная деятельность.

- классные часы;

- фестивали профессий;

- конкурс рисунков

- встречи с представителями

   различных профессий

- родительские собрания;

- совместные социальные

  проекты с детьми.  

8 – 9 классы. Цель: Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей

- курсы по выбору;

- ТПК;

- уроки;

-творческие проекты;

-предметные недели.

- социальные практики;

профессиональные пробы;

- экскурсии на производство;

- трудовые отряды

- день открытых дверей в ССУЗах;

- встречи обучающихся с выпускниками -студентами.

индивидуальные  

   консультации

- родительские собрания;

  - творческие объединения под

  руководством родителей;

- выступления перед

  учащимися

- диагностика;

- составление

профессиональных   карт;

- беседы с обучающимися, с родителями;

- создание базы данных.  

10 – 11 классы. Цель: Формирование ценностно – смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся. Развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов

- обучение по индивидуальным учебным планам;

-элективные курсы;

- уроки;

- творческие проекты;

- предметные недели.

- социальные практики;

профессиональные пробы;

- экскурсии на производство;

- трудовые отряды

- день открытых дверей в ВУЗах;

- фестивали профессий;

- встречи обучающихся с выпускниками студентами

индивидуальные консультации

- родительские собрания

профориентационной  направленности

- выступления перед

  учащимися;

- диагностика

- составление

профессиональных   карт;

- беседы с обучающимися,

 с родителями

- создание базы данных

  по профессиональной   диагностике

Если в  начальном звене обучения эффективными формами профориентационной работы являются сюжетно-ролевая игра, фестивали профессий, конкурсы рисунков, кружки, то в среднем и старшем звеньях  учителя - предметники на своих уроках информируют учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Например, при решении задач по математике на производительность и работу  дети знакомятся с такими профессиями: токарь, швея; при решении же  задач на движение – с профессией водитель.  На уроках литературы ребята получают информацию о  работе журналиста, корректора. Всё это способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности, мотивации  выбора профессии.

Немаловажную роль  играют родители в выборе будущей профессии своего ребёнка.  Важно, чтобы они смогли своевременно предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии. И в этом семье помогает педагогический коллектив, организуя родительские лектории, семинары, тренинги, индивидуальные консультации. Кроме того, в школе стала традиционной работа творческих объединений под руководством родителей.  Уже на первом родительском собрании рассматриваются результаты диагностики интересов детей, учитываются возможности семьи и решается, какой направленности будет объединение под руководством родителей. В начальных классах чаще это «Поваренок», в среднем звене - «Умелые руки», «Школа выживания», у старшеклассников -  «В мире профессий».

В школе  отработана система дополнительного образования детей разных направлений:

  • Художественно – эстетическое (студия гитарной песни, «Диалог», «Художественная обработка древесины», отделения школы искусств: театральное, ИЗО, хоровое);
  • Техническое ( «Очумелые ручки», «Оригаша», «Умелые руки»)
  • Интеллектуальное (шахматный кружок, «Корректор»)
  • Спортивное ( волейбол, баскетбол, настольный теннис, подвижные игры)

Занимаясь в кружке «Умелые руки» под руководством Зырянова П.А., преподавателя технологии, у школьников появляется возможность профессиональных проб (пользователь ПК,  тракторист –машинист , секретарь), практической реализации и корректировки профессиональных планов. 

Школа работает над организацией социальных практик. Прежде всего,  сама по себе она является площадкой социальной практики, ведь  в составе педагогического коллектива  43% учителей -  выпускники нашей школы, и на сегодняшний день  в педагогических ВУЗах обучается  12 наших выпускников. Немалую роль в выборе ребят сыграл ставший традиционным День самоуправления, когда юноши и девушки 10-11 классов пробуют себя в роли учителей-предметников, классных руководителей, заместителей  директора школы по учебной и воспитательной работе и даже директора школы. В этот день ребята могут проявить свои лидерские качества, организаторские способности и взглянуть на работу педагога с другой стороны.  

Познанию будущей профессии способствует производственная практика и организация работы  детских  отрядов от центра занятости населения Каргапольского района. В это время ребята знакомятся с профессиями овощевода, плотника, маляра.  Широкий спектр профессий представлен нашим  ребятам во время экскурсий на  «Завод керамических материалов», оснащённый современным оборудованием и техникой.

 Педагогический коллектив школы заинтересован в успешности своих выпускников, и сегодня педагоги заняты разработкой программы развития школы на 2010 -2013 г., цель которой  - создание условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"

Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...

Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Организация профориентационной работы в коррекционной школе

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....

"МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требует новых подходов к профессиональному определению молодежи. Формирование самостоятельной, ответственной и ...

Организация профориентационной работы в современной школе

Школа является важнейшим местом, где ученики могут получить помощь в выборе профессии. Современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристик...