Статья "Нам суждено свой новый путь открыть.."
статья по теме

Баландина Елена Робертовна

Размышления о своей педагогической философии. Моя педагогическая философия проста – пусть каждый день ребёнок уходит с урока с победой. Сегодня он решит задачу, разберётся в теореме, построит пирамиду, завтра его посетит творческое озарение. Накапливая ощущения действительности, соединяя их со знаниями, он выберет правильную дорогу до своей истины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nam_suzhdeno_svoy_novyy_put_otkryt.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нам суждено свой новый путь открыть ...»

                                                                Движенью истина нужна,

                                                                Но если взвесить строго,

                                                                Важна не истина, важна

                                                                До истины дорога.

        Как малыш собирает по частицам мозаику, так и ученик, ведомый учителем, должен собрать свою картину мира. Я учитель. Каким я хочу видеть своего ученика? Новый динамичный век требует от человека таких качеств, как мобильность, креативность, коммуникабельность, умение совершать осознанный выбор. Хочу, чтобы мой ученик был человеком деятельным, творческим, мог создать самого себя. Как учитель математики, я стремлюсь привести учащихся к таким математическим знаниям, которые позволили бы им реализовать свои будущие профессиональные предпочтения. Моё профессиональное кредо: учить интересно и хорошо, предоставлять каждому ребёнку на уроке равные стартовые возможности, обеспечивать комфортность, качественную образовательную подготовку.

        Математика – одна из древнейших уникальных наук, их царица. Математика не только для математиков. Сегодня она важна и необходима и в науке, и в производстве, и в жизни, то есть во всех сферах человеческой деятельности, поэтому и дать определение математике совсем не просто. Его содержание будет меняться в зависимости от уровня математического образования школьника. Ученик начальных классов скажет, что математика изучает правила счета предметов. И он будет прав, поскольку именно с этим он знакомится на первых порах. Школьники постарше добавят к сказанному, что в понятие математики входят алгебра и изучение геометрических фигур. Выпускники же средней школы включат в определение математики ещё изучение функций. А окончившие ВУЗы уже представляют, что в состав математики входят и другие дисциплины. Но всё это не будет определением математики. Математика изучает не материальные предметы, а методы исследования, свойства объекта исследования. Согласно Ф. Энгельсу, «чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира». Существует ещё и прикладная математика. Именно она приобретает черты науки о природе, о действительно окружающем нас мире в отличие от теоретической математики, оперирующей лишь абстрактными понятиями. Так постепенно, от простого к сложному, выстраивается система математических знаний, складывается представление о роли математики в жизни человека.

        Пирамида... Кто не собирал в детстве пирамиды из колечек? Наверное, каждый ребёнок. Укладывая колечки в определённом порядке, дети, сами того не осознавая, создают законченный и совершенный предмет и радуются, когда добираются до вершинки. Начиная учиться в школе, ребёнок познаёт, что пирамидка, которую он собирал в детстве, похожа на пирамиду, изучаемую на уроках геометрии. Оказывается, что это многогранник, имеющий свою вершину, основание, грани. И как в детстве ребенок собирал свою пирамиду, так и в школе, получая все новые и новые знания, он идет к вершине своей пирамиды, то есть к новым познаниям в достижении цели своей жизни.

        Я стараюсь помочь детям построить свои пирамиды, по ступенькам добраться до их вершин. Ведь ребенок может невероятно много. Как каждая пирамида имеет своё основание, так и каждый ребёнок имеет основы знаний, умений, навыков, личностных качеств, заложенных природой, родителями, учителями начальной школы. Моя задача развить в ребёнке его творческие способности, помочь ему познать себя как личность, помочь самоопределиться и самореализоваться. Основанием моей пирамиды является любовь к детям, стремление развивать личность ребёнка, его мышление. «Развитой ум всегда сможет впоследствии приобрести те сведения, которые ему в жизни необходимы и предусмотреть которые не в состоянии никакое преподавание» (С.И. Гессен). Дать интересный урок, когда «лес рук», - это всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет, ещё не значит быть педагогом. Это тоже минимум. Интерес к предмету можно вызвать таким учебным материалом, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Ведь удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Для того, чтобы мой предмет был интересен каждому ребёнку, я тоже учусь. Я стараюсь быть в курсе всего нового, что случается в современной педагогике. Мне интересны новые средства, приёмы, формы, методы обучения. Древние философы говорили: « Если хочешь вырастить умного, доброго, интересного человека, сам стань таким человеком, ведь маленькая частица учителя есть в каждом его ученике». И в своей деятельности я следую этой заповеди.

        Стремясь к своей цели, поднимаясь к вершине пирамиды, преодолевая ступеньку за ступенькой вместе со своими детьми, использую технологии индивидуально-дифференцированного и проблемного обучения. Применение дифференцированных заданий позволяет учащимся выбрать тот уровень, который соответствует его знаниям и способностям, возможность выбора помогает детям развивать свои творческие способности. Я считаю необходимым приучать детей к уверенности в себе, к умению и желанию думать. Таким образом, моя деятельность направлена на создание ситуации успеха, на развитие индивидуальности ученика. Удивление, успех, уверенность – это учение в удовольствие для каждого. Для меня очень важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно на моих уроках, чтобы учение было для него удовольствием.

        А что нравится современному ученику, ученику, который живет в мире компьютерных технологий? Конечно же, возможность применять навыки владения компьютером на уроках. Мультимедийное оборудование кабинета позволило использовать мне ИКТ. Осваивая интерактивную доску и мобильный класс, я преодолеваю ещё одну ступеньку вместе с детьми на пути к вершинам пирамиды. А уроки, благодаря этому, становятся привлекательными, вызывают интерес детей, повышаю мотивацию.

        Формированию мышления и речи, приобретению творческих способностей, умению отстаивать собственную позицию способствуют проблемные ситуации на уроках. В процессе поиска решений проблемных нестандартных задач у детей развивается математическая интуиция, они учатся выдвигать гипотезы, работать в коллективе, слушать и слышать другого. Ведь «единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Бернард Шоу).

        Одной из граней моей деятельности является предпрофильная подготовка и профильное обучение. Как это расширяет горизонты знакомства с математикой моих учеников? Профильный уровень существенно увеличивает перечень способов, которыми овладевает ученик. Ведь владеющий способами найдёт необходимые знания, а вооружённый лишь суммой знаний, но не умеющий «открывать», останется перед «закрытой дверью». Я считаю, что именно предметные и элективные курсы позволяют представить многогранность математики, её прикладной характер, увидеть роль математики в изучении окружающего мира. А математические расчёты и модели помогают увидеть разницу между идеальным и реальным. Профильное обучение и элективные курсы позволяют увереннее подниматься по ступенькам творчества и самостоятельности. Именно самостоятельную деятельность я считаю доминирующей. Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно прийти к ним самостоятельно.

        Самостоятельность, как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления моих учеников. Мне всегда хотелось, чтобы мои дети учились преодолевать трудности, оценивать себя, пытались пробовать себя в чём-то новом и никогда не останавливались на достигнутом. И они идут вперёд, учатся оценивать себя, участвуют и побеждают в олимпиадах и конкурсах, мои старшеклассники пробуют себя в заочных школах, в дистанционном обучении, принимают участие в интернет-олимпиаде. Они добиваются побед в спорте, в творчестве. Я радуюсь каждой их победе, большой и маленькой. Их победа – это и моя маленькая победа. Мы вместе двигаемся вверх к вершинам своих пирамид. Я верю, что каждый из моих учеников определится с выбором дальнейшего пути, найдёт своё место в жизни, построит новые пирамиды. А я с каждым новым классом буду вновь и вновь подниматься вверх, осваивая новые ступеньки, делясь своими знаниями и гордясь успехами учеников.

        Моя педагогическая философия проста – пусть каждый день ребёнок уходит с урока с победой. Сегодня он решит задачу, разберётся в теореме, построит пирамиду, завтра его посетит творческое озарение. Накапливая ощущения действительности, соединяя их со знаниями, он выберет правильную дорогу до своей истины. И хочется верить, что поднимаясь по ступеням своей жизни, мои выпускники обязательно будут успешны, что в их душе будет гореть хотя бы маленькая искорка любви к математике, зажжённая мною.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано

До сих пор считалось, что абсолютной слух лучше всего поддается обработке у здорового, нормального ребенка, как правило, с четырех лет с половиной, тогда как благоприятное время для начала тренировки ...

Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).

В статье рассказано об опыте работы учителей  литературы  в средней школе...

Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).

В статье рассказано об опыте работы учителей  литературы  в средней школе...

Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой за Москву

Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой за МосквуУрок мужества Цели и задачи:1. Познакомить ребят с битвой за Москву.2. Формировать  патриотические чувства, воспитание чувства гордост...

Круглый стол "Каждый сам является хозяином своего жизненного пути"

Но  вот  наступает  минута,  когда  мы  делаем  выбор,  от  которого будет  зависеть  вся  будущая  жизнь -  мы выбираем  про...

Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой за Москву.

Идея мероприятия. Данное мероприятие может быть проведено как внеклассное, а также в системе дополнительного образования. Занятие построено на межпредметных связях(в первую очередь истории и литератур...