Пути решения проблемы негативного влияния на обучающихся сети Интернет
статья по теме

Федяева Екатерина Сергеевна

Практические способы преодоления негативного влияния на обучающихся сети Интернет возможностями педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути  решения проблемы негативного влияния на обучающихся сети Интернет

Сегодня всемирная компьютерная сеть Интернет стала самым крупным и всеохватывающим средством массовой информации. Интернет - это способ разнообразной мгновенной коммуникации, «территория свободы личности» и средство гласности, источник актуальной информации, огромный мультимедиаархив, глобальная игровая площадка. Однако приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождением новых проблем.

Существование кибер-опасностей также неоспоримо, как польза и  удовольствие от использования интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники интернет-сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от  собственной неосведомленности.

Педагогика не может стоять в стороне от негативного влияния Интернета на молодежь. Наша задача разработать педагогическую систему, которая научит подростков жить в информационной среде, использовать ее блага и противостоять опасностям.

Задача эта, безусловно, непростая, и реализация её требует детального изучения проблемы и планомерной подготовки.

Работа в рамках краевой инновационной площадки  «Система работы колледжа по защите прав обучающихся и формированию  у них личной гражданской ответственности» позволила мне спроектировать деятельность по обеспечению безопасности подростков в Интернете.

В соответствии с планом индивидуальной исследовательской работы на подготовительном этапе реализации проекта мною было проведено тестирование среди группы обучающихся, чтобы выяснить процент  пользователей сети Интернет, интенсивность использования ресурсов, способы общения и прочие детали. В результате тестирования было обнаружено, что  78% группы - активные пользователи Интернета со стажем не менее года. Однако использование Интернет-ресурсов ограниченное – социальные сети. Значит необходимо просвещение в области полезных Интернет-ресурсов.  Дальнейший опрос респондентов, использующих Интернет, показал: обучающиеся обнаруживают, что задерживаются в сети дольше обычного, забрасывают домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети, выслушивают жалобы знакомых по поводу количества времени, проводимого в сети и прочее. Выявленные проблемы показали необходимость поиска путей коррекции психологического поведения при использовании Интернет-ресурсов.        

С целью расширения знаний по проблеме негативного влияния на обучающихся сети Интернет мною были изучены следующие научно-теоретические исследования:

  1. «Ловцы душ стремительно осваивают современные компьютерные технологии Internet», №13,2001 год Секты в Интернете.
  2. Материалы по акции «Ребенок в Сети»: http://www.detionline.ru/, Источники: TbinkUKnow, Wired Safety, i-SAFE America, Chat Danger, Net Alert, ICRA
  3. Савченко Н.А. «Интернет-зависимость» - причины и последствия. - 2007. http://www.ychitel.com/journal/jornal.
  4. Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия. -2007. http://ww.ycWtel.com/joumal/jomal05_07/jomal05_07_2.htm
  5. Безмалый В.Ф. «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». // MVP in Windows Security, 01.2008.
  6. Byrne Peter «Advances in Psychiatric Treatment» [«Психиатрия и средства массовой информации»], 2003; vol. 9, pp. 135-143.
  7. «Преступники в Интернете: что можно сделать для снижения опасности»: по материалам «Руководства для родителей по безопасному использованию Интернета». http://www.microsoft.conViWamome/secmity/chilcken/kidpred.mspx

Данные работы освещают круг угроз, встречающихся наиболее часто в Интернете:

Угроза заражения вредоносным ПО. Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Подростки, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой человек, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от пользователя, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить выдать личную информацию. В некоторых случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства,  недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Сетевая зависимость. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Изученные исследования, тестовый опрос обучающихся и личный опыт работы с ресурсами Интернета помогли сориентироваться в изучаемом вопросе «Изучение и систематизация путей решения проблемы негативного влияния на обучающихся Интернета» и определить зону образовательно-воспитательного воздействия.

На этапе реализации первого года проекта мною была проведена просветительская работа. Проведён классный час «Интернет: за и против?!» с целью выявления положительного и отрицательного влияния Интернета на человека. Организована акция «Хочу поделиться: полезные Интернет-ресурсы» по разработке и распространению буклетов  для обучающихся «Полезные Интернет-ресурсы». Среди таких находок особенно хочется отметить образовательные ресурсы:

  1. русский язык и литература: http://language.edu.ru/ - Коллекция: правила по русскому языку и диктанты. Прослушивания диктанта целиком и отдельно по предложениям; http://litera.edu.ru/ - Коллекция: русская и зарубежная литература;
  2. история: http://www.history.ru/ - История России: мультимедиа-учебник;
  3. информатика: http://videouroki.net/ - Информатика, уроки информатики, видеоуроки по информатике; http://problems.ru/inf/ - Задачи по информатике;
  4. математика: http://mathem.h1.ru/index.html - Формулы по математике, геометрии, высшей математике, справочная информация по математическим дисциплинам;
  5. физика: http://www.phizik.cjb.net - Курс физики общеобразовательной школы;
  6. химия: http://www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm - Учебный курс по химии (открытая химия);
  7. биология: http://www.chat.ru/~dronisimohomepage1/anatom1.htm — Курс зоологии;
  8. английский язык: http://www.multitran.ru/ - Система перевода в Интернете;
  9. механизация сельского хозяйства: http://www.cnshb.ru/ - Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (Москва);
  10. технология производства продуктов общественного питания: www.povara.ru - Разнообразие рецептов;
  11. дополнительные ресурсы: http://mega.km.ru - Большая бесплатная энциклопедия http://referat.ru  - Рефераты по различным предметам; http://career.da.ru/ - Информация о различных профессиях, представленных в России (более 700 описаний), специальностях и направлениях обучения; учебных заведениях: колледжах, техникумах, институтах, академиях, университетах (информационные материалы о более чем 800-х учебных заведениях России).

Памятка для обучающихся «Осторожно! Негативный контект сети Интернет» познакомила обучающихся с Интернет-преступлениями (по статьям 272, 273, 274 УК РФ):

  1. «взлом» чужого компьютера или сети, распоряжение чужими данными;
  2. нарушение работы чужих сайтов;
  3. «компьютерный шпионаж», съем чужих денег в банках через онлайн-сервисы;
  4. «фишинг» - получение чужого пароля обманом (например, при помощи ложной интернет-страницы такого же вида, как настоящая, или писем с просьбой отправить пароль якобы администратору сети);
  5. перехват данных - снятие информации с чужих кредитных карт для создания их клонов и опустошения чьего-то кошелька;

- нарушение авторского права - распространенное в России скачивание изображений, фильмов, музыки.

Правила безопасного нахождения в сети Интернет

  1. Хранить личную информацию вне доступа посторонних лиц.
  1. Держать личные пароли в секрете.
  1. Не выдавать и не передавать никакие личные данные через Интернет (домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.п.).
  2. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, следует выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
  1. Не запускать файлы из неподтвержденных источников.
  2. Уважать собеседников в Интернете.
  3. Не соглашаться на встречи с незнакомцами.

Использовать антивирусную технологию для обнаружения и уничтожения вирусов, червей, троянцев, дозвонщиков, рекламных программ и спама, а также персональный брандмауэр.

Существует ряд действий, которые может предпринять преподаватель, чтобы увеличить безопасность обучающихся в Интернете.

  1. Напоминать обучающимся  о технике безопасности и правилах пользования компьютером.
  2. Не позволять обучающимся блуждать по Сети - они могут попасть в небезопасную зону; выбрать несколько сайтов, представляющих интерес и сосредоточить на них внимание.
  3. Следить за теми обучающимися, которые быстро выключают мониторы, смеясь над увиденным на экране, группируются вокруг одного компьютера или выглядят смущенными - это знаки потенциальной неприятности.
  4. Не запрещать любимые занятия обучающихся в Интернете (чаты, электронная переписка), а исследовать возможности использования этих технологий для расширения обучения и получения знаний.
  5. Вести разъяснительную работу с обучающимися и родителями о взаимодействии подростка и сети Интернет.
  6. Создать условия для избежания ситуации кибер-зависимости: самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости, поэтому  следует прививать любовь к здоровому образу жизни, активизировать общение с живой природой, развивать творческие прикладные увлечения.

Регулярно  следует давать практические советы обучающимся для безопасного нахождения в сети Интернет. Так, все знают о вирусах, но мало кто знает, как с ними бороться. Главный совет: избегать вирусов, которые передаются через мгновенные сообщения! Но это лишь общие слова без конкретных рекомендаций.

  1. Относитесь с осторожностью к ссылкам и файлам, которые передаются через мгновенные сообщения. Никогда не щелкайте ссылку, чтобы открыть, принять или загрузить файл в мгновенном сообщении, если оно получено от неизвестного пользователя
  2. Обновляйте свое программное обеспечение Windows. Посетите Центр обновления Майкрософт, чтобы просканировать свой компьютер и установить все доступные обновления с высоким приоритетом.
  3. Убедитесь, что используется обновленная версия программы обмена мгновенными сообщениями. Если используется MSN Messenger, обновитесь до Windows Live Messenger, что позволит блокировать вложения, содержащие вредоносное ПО.
  4. Используйте антивирусное и антишпионское программное обеспечение Microsoft Security Essentials и постоянно его обновляйте. 
  5. Работайте на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, а не администратора. Windows Vista и Windows 7 включают функцию контроля учетных записей, которая позволяет работать на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, но в то же время включать возможности администратора.

Задача преподавателя не только обучать, но и воспитывать. В киберпространстве актуальна проблема корректного поведения. Следует систематически убеждать подростков не заниматься диффамацией 

Диффамация - скорбительные или обидные фразы, язвительные или ироничные шутки личного характера, конфиденциальная информация, разглашение которой может нанести ущерб, публикация фотографий, которые могут оказать негативное воздействие на репутацию сфотографированного лица, оглашение личных данных, таких как имя и фамилия или другой информации, из которой будет понятно, о ком идет речь, создание групп или тем, содержащих клеветнические высказывания.

Убедительными в процессе воспитания являются жизненные примеры, иллюстрирующие последствия диффамации.

В России громкая судебная практика о диффамации в социальной сети началась в 2009 году с сайта «Одноклассники», который суд приравнял к средствам массовой информации и возбудил уголовное дело за оскорбление по ст.130 УК РФ в отношении жительницы Свердловской области. 23-летняя сибирячка, переживая разрыв со своим бойфрендом, с фальшивого профиля в «Одноклассниках» опубликовала оскорбительные сообщения относительно внешности и семейного положения под фотографией своей «конкурентки». Учитывая материальное положение семьи виновной в преступлении, суд вынес приговор в виде штрафа в 5 тысяч рублей и назначил в пользу потерпевшей компенсацию за моральный вред – 10 тысяч рублей. Штраф был назначен судом небольшой, но на девушке «повисла» уголовная статья.

Распространением в сети Интернет порочащих кого-либо сведений, считают психологи, занимаются люди, страдающие неустроенностью в личной жизни или нереализовавшиеся профессионально, пытающиеся таким образом компенсировать свои неудачи за счет более счастливых в личном или удачливых в профессиональном плане людей.

Восемь месяцев исправительных работ и удержание 5 % из заработка в пользу государства «заработала» по ст. 129 УК РФ за клевету в интернете 24-летняя жительница Забайкальского края. Девушка скопировала фотографию мужчины с сайта «Одноклассники» и разместила ее на сайте знакомств под именем «Сладкий», указав гомосексуальную ориентацию мужчины, вела переписку от его лица. Но через три месяца после инцидента потерпевший уже держал в руках решение суда о взыскании 20 тысяч рублей – компенсации за моральный вред.

Отсюда золотое правило Интернет-пользователя: злоупотребление правом на свободу выражения мыслей является правонарушением, а  свобода одного  человека закончится именно там, где начнется свобода другого.

Конечно, безопасность подростка в сети Интернет будет обеспечена благодаря тесному сотрудничеству преподавателя и родителей. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же, как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств можно помочь подросткам чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.